Задания к самостоятельной работе
Задание 1.
Тема: Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
Календарно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование структурирует содержание образовательного процесса. Для этого чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо: установить объем плана в условно-учебных часах;
· определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы;
· выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
· Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жѐстким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года. План – не самоцель, а орудие труда педагога, поэтому необходимо совершенствовать форму планирования. Рассмотрим календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми на примере плана старшей группы.
1.На какой период времени и для какой возрастной группы спланирован в данном документе педагогический процесс?
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. В общеобразовательной программе ДОУ представлено годовое планирование, на каждый день.
2.Решение каких задач предусмотрено планом?
Такое планирование имело много положительного. Оно упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Такое планирование предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности. Вот пример планирования одного дня. Занятия: 1-е - чтение рассказа Н. Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е - декоративное рисование «Хохлома»; на прогулке - игра в магазин, наблюдение за транспортом, труд на огороде. Мы видим наборы разного содержания. Всё из названного важно, но одно не помогает усвоению другого. Внимание ребенка постоянно переключается. Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми). Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей. Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.). В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий из годового плана. Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы. Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение и даже каждый воспитатель вправе сам определять удобную для себя форму планирования. В планах прежних лет воспитатель писал учет своей работы. Целью учета был анализ качества педагогической работы за день. В конце каждого рабочего дня воспитатель был обязан провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.
3.Какова структура плана? Насколько она целесообразна?
Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка?
· Общий алгоритм — канва.
· Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
· Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
· Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
· Соответствие программно-методическому обеспечению.
· Включать все виды деятельности.
· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Титульный лист
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)
10. Рекомендации специалистов
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Для облегчения поисков форм календарного планирования было выпущено методическое пособие «Варианты календарного планирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».
5.На каком содержании реализуются задачи воспитания и обучения детей в данном плане? Прослеживается ли связь задач образовательной работы и ее содержания? В чем это выражается?
Образовательный процесс должен:
ü Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
ü Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
ü Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
Создается атмосфера для полного понимания материала, т.е. это игры с элементами тематических фактов, дидактические, ролевые, подвижные и т.п., это сказки, беседы, загадки, стихи и т.д. Все имеет тесную связь для создания единого образа у детей. Закрепление тем может проходить в форме творческой направленности: лепка, рисование и т.д.
8.Как отражена индивидуальная работа с детьми в плане? Преемственно ли ее содержание с содержанием групповой и фронтальной работы с детьми?
Индивидуальная работа с детьми необходима как для педагога, так и для воспитанников, в связи с их индивидуальными потребностями, физиологическими, физическими особенностями развития. Педагогу это позволяет отследить уровень развития ребенка и возможно спланировать коррекционно-развивающую деятельность.
План руководства развитием сюжетно – ролевой игры или трудовой деятельности детей на выбор дошкольного возраста для разных возрастных групп (срок – 1-2 недели)
1. | Выполнение санитарно-гигиенических требований. |
2. | Создание условий для игровой деятельности детей: · наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов; |
· эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.; | |
· соблюдение игрового режима; | |
· организация начала игры, побуждение детей к игре. | |
· разнообразие игрового оборудования, игрушек, предметов-заместителей для организации сюжетно-ролевой игры | |
3. | Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми. |
4. | Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей: · полное управление, · занятие позиции «играющего партнёра», · умение во время включиться в игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям. |
5. | Соблюдение методики проведения игры: · ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, целей; проектирование развития игры; |
· использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятель-ности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.); | |
· Доиграли ли до конца | |
· подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры | |
6. | Взаимосвязь игры с другими видами деятельности. |
7. | Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей. |
Вопросы для анализа плана руководства развитием игровой деятельности детей: