Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка?




Задания к самостоятельной работе

Задание 1.

Тема: Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения

Календарно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование структурирует содержание образовательного процесса. Для этого чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо: установить объем плана в условно-учебных часах;

· определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы;

· выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

· Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жѐстким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года. План – не самоцель, а орудие труда педагога, поэтому необходимо совершенствовать форму планирования. Рассмотрим календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми на примере плана старшей группы.

1.На какой период времени и для какой возрастной группы спланирован в данном документе педагогический процесс?

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. В общеобразовательной программе ДОУ представлено годовое планирование, на каждый день.

2.Решение каких задач предусмотрено планом?

Такое планирование имело много положительного. Оно упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Такое планирование предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности. Вот пример планирования одного дня. Занятия: 1-е - чтение рассказа Н. Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е - декоративное рисование «Хохлома»; на прогулке - игра в магазин, наблюдение за транспортом, труд на огороде. Мы видим наборы разного содержания. Всё из названного важно, но одно не помогает усвоению другого. Внимание ребенка постоянно переключается. Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми). Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей. Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.). В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий из годового плана. Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы. Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение и даже каждый воспитатель вправе сам определять удобную для себя форму планирования. В планах прежних лет воспитатель писал учет своей работы. Целью учета был анализ качества педагогической работы за день. В конце каждого рабочего дня воспитатель был обязан провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.

3.Какова структура плана? Насколько она целесообразна?

Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка?

· Общий алгоритм — канва.

· Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

· Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

· Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

· Соответствие программно-методическому обеспечению.

· Включать все виды деятельности.

· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

 

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Список детей группы

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

8. Планирование гимнастик

9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)

10. Рекомендации специалистов

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Для облегчения поисков форм календарного планирования было выпущено методическое пособие «Варианты календарного планирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

5.На каком содержании реализуются задачи воспитания и обучения детей в данном плане? Прослеживается ли связь задач образовательной работы и ее содержания? В чем это выражается?

Образовательный процесс должен:

ü Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

ü Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

ü Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Создается атмосфера для полного понимания материала, т.е. это игры с элементами тематических фактов, дидактические, ролевые, подвижные и т.п., это сказки, беседы, загадки, стихи и т.д. Все имеет тесную связь для создания единого образа у детей. Закрепление тем может проходить в форме творческой направленности: лепка, рисование и т.д.

8.Как отражена индивидуальная работа с детьми в плане? Преемственно ли ее содержание с содержанием групповой и фронтальной работы с детьми?

Индивидуальная работа с детьми необходима как для педагога, так и для воспитанников, в связи с их индивидуальными потребностями, физиологическими, физическими особенностями развития. Педагогу это позволяет отследить уровень развития ребенка и возможно спланировать коррекционно-развивающую деятельность.

План руководства развитием сюжетно – ролевой игры или трудовой деятельности детей на выбор дошкольного возраста для разных возрастных групп (срок – 1-2 недели)

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Создание условий для игровой деятельности детей: · наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов;
· эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;
· соблюдение игрового режима;
· организация начала игры, побуждение детей к игре.
· разнообразие игрового оборудования, игрушек, предметов-заместителей для организации сюжетно-ролевой игры
3. Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми.
4. Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей: · полное управление, · занятие позиции «играющего партнёра», · умение во время включиться в игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям.
5. Соблюдение методики проведения игры: · ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, целей; проектирование развития игры;
· использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятель-ности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.);
· Доиграли ли до конца
· подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры
6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности.
7. Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей.
 

 

Вопросы для анализа плана руководства развитием игровой деятельности детей:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: