Какие задачи воспитания и развития ребенка ставятся в процессе руководства сюжетными(другими видами) играми?




Цель: анализ работы педагогического коллектива и определение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста, как одного из видов конструктивного способа взаимодействия дошкольников.

Задачи:

· Принятие на себя возлагаемых ролей, также соответствующих эмоций.

· Возлагаемая ответственность.

· Умение дифференцировать чувства

· Умение играть в коллективе, нахождение компромиссов.

· Проявление самостоятельности.

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности в зависимости от способностей и здоровья ребёнка, педагогического потенциала педагогов и запросов родителей. Для этого необходима разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов воспитания и обучения.

Главными формами организации жизни ребёнка в детском саду является игра и связанные с нею формы активности: занятия, предметно-практическая деятельность.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для возникновения и развёртывания игры детей. В группах отведено место для игр.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников является сюжетная игра. Для проведения сюжетных игр в группах имеется необходимое оборудование и соответствующие атрибуты. Воспитатели при проведении игр не меняют и не переделывают ребёнка, не учат его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность “прожить в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого”.

Определяющей для нас является позиция, что игра должна не разъединять, а объединять “мир взрослых” и “мир детей”, обеспечивая тем самым создание условий для психического развития и “взросления”, подготовки ребёнка к будущей жизни.

В последнее время главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень его готовности к школе, то есть умение считать, читать, писать. В связи с этим на свободную игру остаётся мало времени и она как бы пущена на самотёк. Игры сюжетные практически мало применяются. Это чревато тем, что дети всё более стали отдаляться от взрослого, погружаясь в мир телевизионных героев. Однако эти сюжеты оторваны от жизни. Чтобы игра не ушла на задворки, а наоборот, по-прежнему являлась ведущим видом деятельности, построили сетку занятий так, чтобы гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.

Для этого стали использовать интегрированные занятия, в связи с чем сократились их количество в целом и продолжительность.

Для овладения воспитателями методикой проведения сюжетно-ролевых игр провели ряд практических семинаров, целью которых было рассмотреть те аспекты игровой деятельности ребёнка, которые наиболее значимы для педагогической практики и недостаточно используются воспитателями в работе с детьми, а именно:

· представление об игре как зоне ближайшего развития ребёнка;

· возможности использования эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми.

Так как детские игры неразрывно связаны с обучением, посредством сюжетно ролевых игр решали следующие задачи:

· с помощью игры превратить обучение в осознанное и интересное для ребёнка дело;

· освоение детьми игровой деятельности для формирования готовности к обучению через использование игровых технологий.

В контексте с сюжетно-ролевой игрой мы применяем и такие виды деятельности, как подвижные игры с правилами, игры - драматизации, результативные игры, дидактические и развивающие игры. Эти игры имеют важное значение для умственного и личностного развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем самостоятельной, спонтанной игре детей, не навязывая своих правил. Дети самостоятельно организовывают свою деятельность, наполняют её смыслом. Играя и выполняя игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывают действия и интересы других, соблюдают нормы и правила. Только принимая позицию играющего партнёра, воспитатель может создать зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра не должна использоваться в детском саду лишь как “довесок” к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. Наблюдая динамику игры от первого уровня (в младшем возрасте) и до четвёртого (в старшем дошкольном возрасте), можно сделать вывод, что многие дети к концу дошкольного детства достигают четвёртого (образцового) уровня, что безусловно сказывается на показателях их общего психического и личностного развития. Проблема здесь заключается в том, что сюжетно-ролевые игры необходимо использовать через все виды деятельности, при этом зная развитие теоретических представлений и значение детской игры.

Для того чтобы стимулировать ребёнка к игре, мы, представляя игрушки, демонстрируем способы действий с ними и подчёркиваем сходство игровых действий с реальными. Необходимо учитывать, что мотивы игры определяются, с одной стороны, стремлением ребёнка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой - внутренней логикой хода его психического развития. Только при правильной организации сюжетно-ролевой игры она становится способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребёнка к действительности.

С целью возвращения сюжетной, совместной со сверстниками игре, осмысления её места в условиях возникновения новых форм символики моделирующей деятельности (компьютерные игры, видеофильмы, телевизионные передачи), нужен пересмотр программ воспитания дошкольников.

Для развития игровой деятельности необходимо применение педагогических технологий. (Под технологиями имеются в виду конкретные приёмы и средства, используемые в обучении). Мы применяем в игровой деятельности и готовые технологии, и собственные, которые разрабатывают опытные воспитатели на основе своего опыта работы. Технология должна учитывать конкретного ребёнка. А игровая деятельность будет направлена на развитие только при использовании технологии гибкой, индивидуально-ориентированной, направленной на гарантированный результат.

Для развития игровой деятельности в детском саду разработаны и внедрены технологии по использованию развивающих дидактических игр, необходимых для коррекции речевого развития в старших группах, а также приёмы организации игровых и реальных отношений между играющими детьми.

Для решения задачи по использованию эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми, брали за основу технологии О.А. Карабановой и Т.Н. Дороновой.

Создание игровой мотивации с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры требует специальной подготовки и умения. Чтобы подготовить воспитателей к эффективному проведению такой работы, нами была взята за основу технология Т.Н. Дороновой. Для воспитателей использовались специальные упражнения на фантазирование и тренировку воображения с магическим “если бы”, цель которых научить переключаться с реальной жизни на воображаемую, применяя следующие приёмы:

· воспроизведение “биографий” различных предметов - спичечного коробка, коробки из-под конфет, чашки, часов, и т.п.;

· рассматривание кусочков древесной коры, лоскутков ткани и т.п., чтобы определить, на что они похожи;

· придумывание рассказов о том, что было с героями той или иной живописной картины до того, как их изобразил художник, и после;

· “обфантазирование” имеющихся рядом предметов (умение в стульях видеть пни, в люстре - сказочную птицу, в ковре - цветущую лужайку и т.п.) и использование их при разыгрывании различных сценок (прогулка в лесу, переход речки в брод и т.п.).

Для поднятия высокого уровня среди детей с низким уровнем игровой деятельности применяем технологию О.А. Карабановой. Это такие приёмы как:

1. совместное обсуждение сюжета и содержание игры с целью обеспечения её совместного планирования;

2. обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (каждый ребёнок смог поочерёдно побывать во всех ролях - как основных, так и второстепенных);

3. знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;

4. совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

Результатом применения этих приёмов явилось то, что у детей возросли потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками, коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и прочее), повысился уровень самой игры.

Из всех игровых технологий для работы с воспитателями мы выбираем те, которые действительно способны повлиять на развитие творчества детей и повышение уровня педагогической культуры.

На мой взгляд, для развития детских видов деятельности необходимо:

· выбор оптимальных структур для конкретного детского сада, содержания и форм методической деятельности;

· использование новых форм активного обучения (моделирование, анализ ситуации, ролевые игры и другое), модернизация традиционных форм;

· развитие методической деятельности от организационных форм к самообразованию;

· и самое главное - педагог должен иметь возможность творить!

План руководства развитием трудовой деятельности детей:

 

При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Педагог назначает дежурного по группе, даже такое поручение является воспитательным моментом трудового воспитания. Оно предусматривает воспитание в дошкольнике ответственного подхода к порученному делу, старательного исполнения, если же поручение ему не под силу или требует группового сотрудничества, то здесь дошкольник получает возможность научиться работать сплоченно и согласованно. При этом сохраняя в трудовом воспитании, воспитание коллективизма, воспитание положительного отношения к своему труду и труду других.

Задание 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: