Дисциплина «Основы экономической теории»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 4

Тема «Определение равновесной цены и равновесного количества товаров. Определение зон избытка и дефицита товаров»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

 

Теоретические сведения

На рынке значительный интерес представляет изучение связи: как изменится объем спроса или предложения при изменении цены товара.

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Изменение этих факторов влечет соответствующее изменение спроса и пред­ложения. С этим и связано понятие эластичности спроса или пред­ложения — способности гибко изменяться (повышаться или пони­жаться) под влиянием определяющих их факторов. Поскольку глав­ный из этих факторов — цена, то рассмотрим ценовую эластич­ность спроса и предложения.

Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем поку­пок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Численно степень чувствительности спроса к изменениям цены выражается коэффициентом эластичности спроса (КЭС), опреде­ляемым по формуле:

 
,
 

КЭс = .

Например, если при росте цены товара на 10% спрос на него снизился лишь на 2%, то КЭС = 2: 10 = 0,2. Если КЭС< 1, то спрос неэластичный. Если же при том же росте цены (на 10%) спрос на товар снизился на 25%, то КЭС = 25:10 = 2,5. В этом случае КЭС> 1, т.е. спрос эластичный. Случай, когда изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равными, на­зывается единичной эластичностью.

Наибольшей неэластичностью отличаются товары первой не­обходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье), поэтому подорожание этих товаров не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши,

 

    а) неэластичный спрос       б) эластичный спрос       в) единичная эластичность

напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения нетрудно отказаться. Для рынка типична ситуация, когда спрос на один товар зависит от изменения цены на другие товары. Например, рост цен на бензин снижает спрос на автомо­били с большим расходом горючего. Зависимость спроса товара от изменения цены товара определяется с помощью перекрестной эла­стичности спроса.

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение. При изменении цены элас­тичность спроса по-разному сказывается на общей выручке от про­дажи продукции. При эластичном спросе снижение цены единицы продукции ведет к росту общей выручки, потому что подешевление товара стимулирует его покупки и получаемый при этом вы­игрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от сни­жения цены. Рассмотрим условный пример увеличения общей вы­ручки от снижения цены в условиях эластичного спроса.

Первоначальная цена за единицу

продукции....................................... 5 ден. ед.

Первоначальный объем продаж 2000 тов. ед.

Первоначальная общая

выручка...................... 10 000 ден. ед. (5 • 2000)

Сниженная цена за единицу

продукции..................................... 4 ден. ед.

Возросший объем продаж........ 3000 тов. ед.

Возросшая общая выручка 12 000 ден. ед. (4 • 3000)

Потеря от снижения цены 2000 ден. ед. (1 • 2000)

Выигрыш от увеличения объема

продаж........................... 4000 ден. ед. (4 • 1000)

Прирост общей выручки 2000 ден. ед. (4000 - 2000)

Этот пример показывает, что при снижении цены с 5 до 4 ден. ед. выигрыш (4000 ден. ед.) превосходит потери (2000 ден. ед.) на 2000 ден. ед., что составляет прирост общей выручки. В условиях эластичного спроса рост цены ведет к уменьшению общей выруч­ки, так как выигрыш от повышения цены будет меньше, чем по­теря выручки из-за одновременного сокращения продаж. Таким образом, если спрос эластичен, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях.

При неэластичном спросе цены и выручка изменяются в одном направлении. При снижении цены уменьшается и общая выручка, так как это снижение не обеспечивает увеличение объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удоро­жания продукции перекрывает потерю от относительно неболь­шого сокращения продаж. Яркий пример — плата за транспортные услуги в крупных городах. Как бы она ни повышалась, неэластич­ный спрос на эти услуги уменьшается незначительно, и выручка монополистов-транспортников растет.

Эластичность спроса в зависимости от дохода связана с изме­нением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах не первой необходимости, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса в зависимости от дохода определяет сте­пень реакции товарного спроса на изменение доходов потребите­лей. Если при росте дохода на 8 % спрос на автомобили увеличился на 24%, то это значит, что эластичность спроса в зависимости от дохода на эти товары равна трем (рост спроса втрое обогнал рост дохода).

На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышается доход, повышается и спрос. В отношении товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, автобусные билеты, подержанные товары и т.д.) воз­можны изменения дохода и спроса в обратных направлениях.

Знание эластичности спроса в зависимости от дохода также имеет практическое значение, так как позволяет определять перспекти­вы развития конкретных отраслей экономики.

С изменениями дохода связан закон Энгеля: по мере роста дохо­дов семьи доля расходов на питание снижается, на одежду, жили­ще и коммунальные услуги — изменяется мало, а на удовлетворе­ние культурных и духовных потребностей — возрастает.

Чем большую долю средств население страны тратит на пита­ние, тем ниже уровень его благосостояния.

Эластичность предложения характеризует чувствительность пред­ложения на изменение цены товара:

КЭп =

а также степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. Если изменение предложения меньше изменения цены, то предложение неэластично. Эластичность предложения, прежде всего, зависит от следующих факторов:

• наличия резерва производственных мощностей;

• уровня товарных запасов;

• количества времени у производителей для того, чтобы отреа­гировать на изменение цен.

 

Задание № 1

Допустим, функция спроса равна Qd = 100 - Р, а функ­ция предложения Qs= 2-Р - 50, где Р — это цена в рублях, а величина спроса Qdи предложения Qsв тысячах штук.

а) Найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?

Задание № 2

Функции спроса и предложения заданы: Qd= 200 - 4-JPи Qs = 6 • Р - 100, известны также затраты на единицу продукции С = 25, которые не зависят от объема производства. Сравните объемы продаж при равновесной цене и цене, максимизирующейсовокупную прибыль производителей в отрасли. Сделайте вывод, почему государству не рекомендуется вмешиваться в рыночные механизмы.

Задание № 3

В таблице приведены шкалы спроса и предложения мяса. Заполните графы «избыточный спрос», «избыточное предложение», «объём продаж», «направление изменения цены» и отметьте строчку, соответствующую положению равновесия на рынке.

Цена, тыс. руб. за кг Величина спроса, тыс. кг Величина предложения, тыс. кг   Избыточный спрос Избыточное предложение Объём продаж Направление изменения цены
1,0            
1,5            
2,0            
2,5            
3,0            
3,5            
4,0            

 

Задание № 4

Исходные данные для расчётов приведены в таблице:

Спрос на бананы, кг Цена 1 кг, усл. ед. Предложение бананов, кг Коэффициент ценовой эластичности
спроса предложения
    0,25      
    0,5      
    0,75      
    1,0      
    1,25      
    1,5      
    1,75      
    2,0      
    2,25      

 

Необходимо: 1) найти равновесную рыночную цену;

2) построить графики спроса и предложения на бананы;

3) рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса и предложения, результаты отразить в таблице;

4) при каких значениях спрос эластичен (неэластичен)?

5) при каких значениях предложение эластично (неэластично)?

6) описать последствия централизованного вмешательства государства в рыночный механизм регулирования цены: что произойдёт, если правительством будет установлена цена:

а) на 0,75 усл. единиц выше равновесной? б) на 0,75 усл. единиц ниже равновесной?

 

 

Задание № 5

Ответьте на вопросы теста

1. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей;

б) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок;

в) что потребители склонны покупать больше товаров по более высоким ценам;

г) какое количество блага потребители желают и могут приобре­сти в единицу времени при различных ценах.

2. При прочих равных условиях сдвиг кривой спроса вправо для товаров низшей категории может быть связан:

а) с увеличением цен на дополняющие товары;

б) с уменьшением цен на заменяющие товары;

в) с ростом цен на данный товар;

г) с уменьшением доходов потребителей.

 

3. При прочих равных условиях сдвиг кривой предложения впра­во приводит:

а) к росту равновесной цены и равновесного количества;

б) к снижению равновесной цены и равновесного количества;

в) к росту равновесной цены и снижению равновесного количе­ства;

г) к снижению равновесной цены и росту равновесного количе­ства.

 

4. Определите товар, спрос на который более эластичен:

а) бензин;

б) бензин на отдельной бензоколонке в городе Москве.

5. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогурта снизится в 2 раза при прочих равных условиях?

а) кривая предложения сместится вправо;

б) кривая предложения сместится влево;

в) кривая предложения не изменит своего положения;

г) ничто из вышеперечисленного не подходит.

 

6. Как изменится равновесное состояние экономики, если в ней одновременно повышается производительность труда в отрасли, производящей телевизоры, и происходит показ популярного телесе­риала? (см. рис.2-23)


7. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если вели­чина предложения превысит величину спроса?

а) потребительский спрос возрастет;

 

б) производители увеличат выпуск товаров;

в) рыночная цена упадет;

г) рыночная цена поднимется.

г) рыночная цена поднимется.

8. Смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз от D1 к D2 (рис. 2-24), скорее всего, может быть вызвано:

а) наступлением зимы;

б) снижением цены на оберточ­ную бумагу;

Рис. 2-24

в) уменьшением предложения мороженого;

г) повышением цены мороже­ного.

9. При появлении новых производителей на конкурентном рынке, скорее всего;

а) цена равновесия увеличится;

б) спрос увеличится;

в) предложение уменьшится;

г) цена равновесия уменьшится.

10. На автомобильном рынке резко возросла величина спроса на автомобиль «Форд». Это событие связано с тем, что:

а) эта марка автомобиля вошла в моду;

б) резко повысились цены на «Мерседес» и «Вольво»;

в) понизилась цена «Форда»;

г) доходы населения возросли.

11. Увеличение спроса и предложения одновременно:

а) приведет к росту цены равновесия;

б) оставит цену равновесия без изменений;

в) снизит цену равновесия;

г) может привести к любому из вышеперечисленных последствий.

 

12. «Для рынка цены действуют как сигналы». Это значит, что:

а) уровень цен влияет на количество товаров и услуг, предла­гаемых к продаже;

б) низкие цены сигнализируют об отсутствии дефицита;

в) высокие цены сигнализируют о здоровой экономике;

г) люди ждут опубликования шкал спроса и предложения, чтобы принять те или иные решения.

 

13. Закон предложения гласит, что:

а) покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким;

б) продавцы будут производить больше товара, если цены бу­дут выше, а не ниже;

в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;

г) потребители покупают больше товара по высоким ценам, чем по низким.

 

14. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен -1/3. Это означает, что:

а) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1/3 процента;

б) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на 3 процента;

в) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1/3 процента;

г) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.

15. Когда увеличивается величина спроса на лес, растет и спрос на гвозди. Когда уменьшается величина спроса на лес, сокращается и спрос на гвозди. Экономисты сказали бы, что лес и гвозди:

а) несопряженные товары;

б) взаимозаменяемые товары;

в) взаимодополняющие товары;

г) эластичные товары.

 

16. Правительство, защищая интересы производителей, устано­вило на рынке совершенной конкуренции минимальную цену, выше цены равновесия. При прочих равных условиях, по сравнению с си­туацией невмешательства государства в экономику, объем продаж:

а) должен увеличиться;

б) должен уменьшиться;

в) не изменится ни в коем случае;

г) может как уменьшиться, так и увеличиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: