Технологическим процессом называется система организации работы станции, основанная на применении передовых методов труда, предусматривающая наиболее целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов различных категорий и нормы времени на выполнение операций. При составлении его учитывают объем работы, характер вагонопотоков, график движения и план формирования поездов. Технологический процесс разрабатывается на основе научной организации труда и должен обеспечить культурное обслуживание пассажиров, прием и обработку багажа, выполнение плановых заданий по погрузке, выгрузке, сортировке грузов, беспрепятственный прием поездов, минимальную затрату времени на обработку поездов и вагонов, эффективное использование технических средств, рациональную расстановку людей, строгое соблюдение требований безопасности движения и техники безопасности. Основные принципы построения технологического процесса следующие:
1) непрерывность обработки поездов и вагонов и ликвидация простоя их в ожидании операций (межоперационных перерывов) благодаря: взаимодействию в работе отдельных участков и цехов станции (парков, горки) и правильному распределению работы между ними регулярной взаимной информации между различными районами;
установлению наиболее рациональных маршрутов следования вагонов, поездов и локомотивов по станции;
выявлению «узких мест» в развитии и техническом оснащении различных участков;
увязке работы станции и локомотивного и вагонного депо, согласованности станционной технологии с графиком движения поездов на прилегающих участках;
2) сокращение продолжительности каждой операции, применение рациональных приемов работы, предварительная подготовка к выполнению операций, механизация трудоемких процессов, внедрение новой техники и автоматического управления механизмами;
3) максимальная параллельность операций с поездами и группами вагонов: совмещение операций, выполняемых в парках прибытия (отправления) различными работниками, осмотр и ремонт вагонов в сортировочном парке в процессе накопления; формирование поездов в процессе расформирования и др.;
4) слаженность действий работников разных специальностей, выполняющих отдельные операции, создание единых смен и комплексных бригад.
Детальным анализом работы станции определяют меры для ускорения обработки вагонов, намечают порядок выполнения операций в каждом парке на основе научной организации труда и опыта новаторов производства. Хронометражем, изучением опыта передовых работников, а также расчетами определяют нормы времени на выполнение отдельных операций (проверки, технического осмотра, расформирования и формирования состава, составления натурного листа и др.) и составляют графики обработки поездов отдельных категорий (транзитных, поступающих в переработку сборных и др.), предусматривающие рациональное чередование и параллельное
Разрабатывают суточный план график работы станции чтобы обеспечить соглосование работы станции и графика движения поездов, а так же взаимодействие отдельными парками и сортировочными устройствами, необходимо соблюдать основные условия
1) Время расформирования-формирования поездов (горочный технологический интервал) должно соответствовать расчётному интервалу прибытия поездов.
2) Время обработки поездов работниками пункта технического осмотра и технической конторы в парках приема и отправления поездов.
3) Время на окончание формирования поездов.
Основные задачи в организации работы пассажирской технической станции следующие:
- выполнение сменного плана приема, расформирования, формирования и отправления поездов, подачи и уборки вагонов с погрузочно-выгрузочных пунктов;
- непосредственное руководство расформированием и формированием поездов с максимальным совмещением этих операций, а также операций по обработке составов в парках станции;
- планирование поездообразования и согласование с дежурным по отделению и диспетчером локомотивного депо подвязки локомотивов и ниток графика отправления поездов;
- выполнение технологических норм на обработку поездов и вагонов, максимальное сокращение межоперационных перерывов и общего времени нахождения вагонов на станции;
- правильное распределение работы между маневровыми районами и сортировочными устройствами (горками, вытяжными путями); согласованная работа станции с погрузочно-выгрузочными пунктами с кооперированным использованием технических средств станции и подъездных путей предприятий;
- эффективное использование устройств новой техники, автоматики и всего комплекса технических средств станции -- маневровых локомотивов, сортировочных устройств, средств связи, погрузочно-разгрузочных механизмов и др.;
- обеспечение безопасности движения и техники безопасности при производстве маневровой и грузовой работы.