Научно-исследовательская работа как совместная деятельность




УДК 159.9

Ракитина О.В.

(к постановке проблемы)

Аннотация. В статье анализируются вопросы организации научно-исследовательской работы студентов и аспирантов. Обозначены параметры, характеризующие научно-исследовательскую работу как совместную деятельность научного руководителя и обучающегося: выделены когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты взаимодействия, параметры функциональности и дисфункциональности; аспекты профессиональных и межличностных отношений, типы взаимодействия.

Ключевые слова. Совместная деятельность, научный руководитель, обучающийся.

 

Научно-исследовательская работа обучающихся (НИР) – один из видов учебно-профессиональной деятельности, который рассматривается главным образом как самостоятельная деятельность студентов и аспирантов. Однако НИР имеет сущностные черты совместной деятельности, поскольку для нее характерны: 1) организованная система взаимодействия научного руководителя и обучающегося, направленная на достижение целей НИР; 2) совместное определение целей НИР; 3) личностный контакт между научным руководителем и обучающимся; 4) пространственно-временное согласование контактов; 5) обмен действиями; 6) обмен информацией; 7) взаимное восприятие; 8) реализация функций организации и руководства, контроля и оценки, участником, наделенным особыми полномочиями [3, с. 120-121], [5].

Диада «научный руководитель – обучающийся», в рамках которой осуществляется совместная деятельность, характеризуется тремя важнейшими свойствами коллективного субъекта (А.Л. Журавлев, 2009): 1) взаимосвязанность и взаимозависимость членов группы; 2) качество (способность) группы проявлять различные формы совместной активности; 3) качество (способность) группы к саморефлексии [1].

В структуре совместной деятельности (взаимодействия) выделяют когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Применительно к области НИР когнитивный компонент может быть представлен следующими параметрами (индикаторами): понимание роли и отношений руководства и подчинения в системе «научный руководитель - обучающийся»; принятие руководства, подчинения и самоорганизации ведомой стороной; восприятие сторонами друг друга и ситуации взаимодействия; поддержка инициативы обучающегося научным руководителем; обратная связь от научного руководителя к обучающемуся; критика научным руководителем действий обучающегося и т.д. Эмоциональный компонент представлен параметрами: стремление обеих сторон к взаимодействию; степень удовлетворенности взаимодействием; психологическая дистанция; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия и др. Поведенческий компонент включает пространственные и временные характеристики контактов; степень согласованности действий в диаде «научный руководитель - обучающийся»; наличие и особенности вербального контакта; характер невербального реагирования и др.

Качество взаимодействия можно определять, исходя из критериев функциональности-дисфункциональности отношений. Под функциональными отношениями будем понимать отношения в системе «научный руководитель - обучающийся», в которых каждая сторона выполняет определенные функции, направленные на достижение целей НИР. Если эти функции не реализуются либо реализуются не в полной мере, то такие отношения можно рассматривать как в той или иной степени дисфункциональные.

В диаде «научный руководитель - обучающийся» можно выделить две основныесферы:профессиональную и межличностную. Важной характеристикой профессиональных отношений в данной системе являются отношения субординации (отношения между руководителем, учителем, наставником и исполнителем, учеником, последователем). Научный руководитель при этом в той или иной степени реализует функции руководства, осуществляя действия управления, обучения, постановки задач, планирования, принятия решений, контроля, оценки, организации образной связи и т.д. [6]. Обучающийся в той или иной степени реализует функции исполнения: выполняя действия по решению задач, следованию указаниям и рекомендациям научного руководителя, отчитываясь, совершая действия самоконтроля, самооценки и т.д. Следовательно, профессиональный аспект отношений в диаде «научный руководитель – обучающийся» можно характеризовать в категориях фактора «координация, контроль»«автономность свобода». Отметим, что показатели координации и автономности мы выделили, основываясь на результатах исследования Д. Пельца и Ф. Эндрюса [2]. С нашей точки зрения, категория «координация, контроль» включает в себя следующие характеристики: организация, частота и продолжительность контактов [2], а также упорядоченность, планирование, следование графику, отношения руководства-подчинения, определенность функций, разделенность и соблюдение прав и обязательств сторон, вклад сторон, выполнение договоренностей, проверка исполнения, контроль, четкую обратную связь, оценку и пр. Категория «автономность, свобода» может определятся по следующим параметрам: инициатива, неупорядоченный, спонтанный характер взаимодействия, хаотичность, бессистемность, недостатки планирования, несоблюдение графика, несоблюдение договоренностей, ролевая диффузия, неопределенность прав и обязанностей, неопределенный функционал, слабый контроль, минимум вклада одной из сторон, отсутствие обратной связи и пр. [5].

Практический опыт дает основание считать, что важной характеристикой межличностных отношений являются показатели эмоционально-смыслового пространства и психологических границ личности. Это дает основание выделить фактор «дистанцирование» (социально-психологическое расстояние, самостоятельность и независимость сторон, отстраненность в отношениях, низкая субъективная значимость взаимодействия и совместной работы, непроницаемость, жесткость психологических границ) – «симбиоичность» (стремление одного или обоих партнеров к установлению единого эмоционально-смыслового пространства, значимость отношений, совместной работы, недостаточная сформированность, нечеткость, размытость, проницаемость психологических границ, нарушения их функционирования).

Таким образом, взаимоотношения в совместной деятельности научного руководителя и обучающегося могут быть описаны в категориях координации или автономности, а также дистанцированности или симбиотичности. По нашему мнению, сочетание обозначенных параметров дает возможность обозначить типы взаимодействия в диаде «научный руководитель - обучающийся» как: дисфункциональный «симбиотический-хаотичный» тип (сочетание эмоционального единства при минимальной координации и контроле); «симбиотический-контролирующий» тип (сочетание контроля и личностно близких отношений); «гармоничный» тип (оптимальное сочетание контроля и свободы, дистанции и общности); «формально-дистантный» тип (сочетание контроля с сохранением дистанции); дисфункциональный «дистанцированно-разделенный» тип (отсутствие контроля, отстраненность и дистанцированность).

Попыткой практического применения данного подхода может служить анализ исторического опыта руководства лидеров научных школ в российской психологии: И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева [4]. Каждый из этих выдающихся ученых обладал своим стилем взаимодействия, благодаря которому добивался исключительных результатов не только в науке, но и в деле создания своей научной школы, воспитания учеников и последователей.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Научно-исследовательскую работу необходимо рассматривать не только как самостоятельную работу студента или аспиранта, но и как совместнуюдеятельность научного руководителя и обучающегося.

2. Качество и продуктивность научно-исследовательской деятельности обучающегося во многом определяется особенностями его взаимодействия с научным руководителем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: