Особенности морали и её структура




Этика и мораль

Вопросы:

1. Этика как мировоззренческая дисциплина.

2. Особенности морали и её структура

Этика как мировоззренческая дисциплина

Этика является философской дисциплиной, которая изучает мораль или по-другому нравственность. Этика является теоретической дисциплиной. Хотя этика имеет определенный статус теоретически, это все равно до определенной степени, так как это наука гуманитарная. Поскольку в этике присутствует элемент субъективизма, поэтому здесь существует множество этических течений, которые очень часто между собой расхожи.

Сократ был тем человеком, который положил начало этике как знанию, как теории о морали, благе. Этика заявила себя как знание, которое превращает эту стихию, неупорядоченность, хаос нравственных представлений в нечто упорядоченное, систематизированное, определенным образом организованное на каких-то исходных теоретических началах.

Аристотель впервые употребил понятие этика.

Этика это одна из наиболее пристрастных наук, поскольку она связана с особенностями миропонимания и мировосприятия, присущими конкретному человеку или какой-то группе лиц. Этика выполняет определенные функции. Одной из главных функций является мировоззренческая функция. Она делится на два аспекта:

1. Мировоззренческая функция этики связана с тем, что человеку свойственно рисовать, создавать в голове некоторый обобщенный, абстрактный образ окружающего мира.

2. Связана с тем, что человек находится не вне, а внутри этой картинки. Мы сами выстраиваем эту картинку.

Этика позволяет в определенной степени создать образ внешнего мира и создать наш статус в этих отношениях.

Для этики характерна апелляция к индивидуальному нравственному сознанию. Этика фиксирует ту особенность, что существует определенное объективное противоречие между существующими требованиями общественной морали, с одной стороны, и индивидуальными нравственными взглядами, убеждениями и в конечном счете поведением, с другой стороны.

Стоики говорили, что выражение, демонстрация своих нравственных взглядов бывает небезопасна. Сенека. Например, говорит, что внутрь должны быть обращены твои достоинства.

Конфуций говорил, что народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.

Особенности морали и её структура

Исходный полюс любой морали это соотношение добра и зла. Однако в действительности нужно сказать, что этика всегда стремиться найти наилучший вариант. Наилучший вариант - это не значит, что нужно в чистом виде стремиться к добру. Мораль – это не есть однозначно добро или зло, она включает между этими полюсами множество переходных состояний, которые этически можно квалифицировать очень по-разному.

Этика придерживается, или стремиться придерживаться правила золотой середины, то есть в данном случае это некоторое стремление в нашей повседневной жизни уклониться от крайностей. Продолжением этого правила золотой середины выступает золотое правило нравственности. Оно имеет две формулы:

1. Отрицательная формула. Она говорит: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Это нижний предел переходить который не следует.

2. Позитивная формула. Она говорит: поступай по отношению к другому только так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Есть ещё третья формула, формула Сенеки: поступай по отношению к нижестоящему только так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе вышестоящие.

По мнению Конфуция, каждый должен быть самим собою и соответствовать своему имени.

Речь идет о том, что этика ищет оптимальные пути.

Назовем основные качества морали:

1. Морали присущ абсолютизм. Любая мораль требует абсолютного, обязательного исполнения нравственных предписаний. Однако при этом мы можем сказать, что действие принципа абсолютизма исполнено определенных парадоксов:

a. Весьма редки формулировки требования того как должно нравственно поступать. Более часто нравственные требования формулируются в отрицательной, негативной форме. Следовательно, существует множество нравственных запретов.

b. Легче судить других людей, выступать нравственным судьей чужих поступков, чем судить себя и спрашивать себя за совершенные действия. Для того чтобы реализовать мораль своих поступков должно быть высокое нравственное самосознание.

c. Абсолютизм морали наталкивается на то, что мораль это не только нравственное сознание, но это еще и нравственная практика, то это наши поступки. То есть мораль существует не только в форме общественной морали, но она существует и как индивидуальная мораль. Поведение складывается из таких поступков, как мотивы, нравственные цели, результат, нравственные последствия

2. Всеобщность морали. Она означает, что мораль обращена ко всем и каждому. Однако, мы сталкиваемся с тем, что наше реальное поведение отличается.

3. Универсальность морали. Мораль с этой точки зрения применима или присутствует практически в любых сферах общественной жизни. В определенных сферах действие морали оказывается ограниченным. Мораль, проникая в определенные сферы жизни, модифицируется внутри и приобретает новые формы.

Распространение морали на все сферы жизни общества нередко приводит нас к попыткам оценивать любые действия с позиций морали, злоупотребляя этим. Например, у Достоевского есть ряд публицистических публикаций, где говорит о том, что адвокат – это наемный человек, который оправдывает преступника.

Мораль действует постольку, поскольку она соотносится с иными формами социальной регуляции.

Профессиональная этика

1. Профессиональная этика и её понятие

2. Профессиональная этика как инструмент регуляции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: