Структура центрального аппарата.




w Главное управление принудительного исполнения

- Управление организации и контроля принудительного исполнения

- Управление правового регулирования исполнительного производства

- Отдел принудительного исполнения

w Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности

w Управление нотариата и загсов

w Главное управление нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии

- Управление правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности

- Управление правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения

w Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства

- Управление правового регулирования социальной деятельности государства

- Управление правового регулирования конституционного строительства и правоохр. деятельности

w Управление правового обеспечения внешних связей

- Международно-правовой отдел

- Отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи

w Управление Единого государственного регистра юридических лиц

w Управление информационно-технического и материального обеспечения

- Отдел информационного-технического обеспечения

- Отдел материального обеспечения

w Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления

- Отдел правовой экспертизы правовых актов отраслей материального права

- Отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов

w Управление кадров и идеологической работы

w Управление общественных объединений

w Управление финансово-экономической работы, бухгалтерского учёта и отчётности

w Отдел делопроизводства и специальной работы

w Департамент по архивам и делопроизводству

 

Министр юстиции Слижевский Олег Леонидович

Помощник Министра Климович Алексей Александрович

Первый заместитель Министра Задиран Сергей Владимирович

Заместитель Министра Авдеев Андрей Дмитриевич

Заместитель Министра Тушинский Игорь Геронинович

 

64. Понятие и задачи прокуратуры в Республике Беларусь.

Прокуратура Республики Беларусь – это совокупность специализированных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих на основании Конституции особую форму (вид) государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а также иные функции.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчинёнными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность госорганов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

65. Основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь.

26 июня 1922 года третья сессия ЦИК БССР приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входило осуществление надзора за законностью действий гос. учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся путём опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчётен перед Президиумом ЦИК БССР.

В непосредственном подчинении Прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры.

Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Отличалось оно только тем, что в республике не было губернских прокуроров, так как не существовало губерний. Кроме того, Положение о прокурорском надзоре БССР не предусматривало надзор за деятельностью военных и военно-транспортных трибуналов, так как они не входили в судебную систему БССР.

В течение 1923 года органы прокуратуры республики были окончательно сформированы.

7 марта 1924 года Президиум ЦИК СССР принял постановление “Об объединении в составе БССР всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения”. Применительно к новому административно-территориальному делению возникла необходимость организации прокуратур в округах. Прокурор округа был наделён всеми правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор.

К этому периоду следует отнести и решение вопросов о передаче следственного аппарата в подчинение органов прокуратуры. Согласно директиве отдела прокуратуры НКЮ БССР от 11 марта 1924 года, участковые следователи передавались в подчинение помощника окружного прокурора, без согласия которого следователи не вправе были принимать дела к своему производству. В соответствии с принятым на второй сессии ЦИК БССР 15 июля 1924 года Положением о судоустройстве БССР назначение, перемещение и увольнение следователей, в том числе и тех, которые не входили в то время в систему прокуратуры, производились Прокурором республики.

Во главе прокуратуры, как и прежде, стоял Народный комиссар юстиции и при нем два помощника прокурора – старший и младший. В непосредственном его подчинении находился отдел прокуратуры Наркомюста БССР. При отделе прокуратуры состояли прокуроры Наркомюста, из которых один исполнял прокурорские обязанности по государственному политическому управлению. Кроме того, прокуроры были при Верховном Суде БССР, Высшем Суде БССР, постоянных сессиях Высшего Суда. В округах работали окружные прокуроры.

В системе Прокуратуры республики была создана транспортная прокуратура. Она осуществляла надзор за законностью на предприятиях железнодорожного транспорта республики, находившегося в те годы в ведении уполномоченного НКПС СССР при СНК БССР (в БССР водно-транспортная прокуратура в системе Прокуратуры республики была учреждена в 1934 году).

С учреждением в 1933 году Прокуратуры СССР полная централизация органов прокуратуры страны была достигнута не сразу. В Белоруссии (как и в других республиках) прокуратура ещё находилась в системе Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор республики одновременно являлся и наркомом юстиции. После принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года прокуроры союзных республик были выделены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно Прокурору СССР.

В ноябре 1936 года структура органов прокуратуры была приведена в соответствие с теми прокурорскими функциями, которые на неё возлагались. Были созданы отделы: общего надзора, по надзору за следствием, по судебному надзору по уголовным и гражданским делам, по спецделам, по надзору за местами заключения, по жалобам.

После начала Великой Отечественной войны активное участие в партизанском движении приняло свыше 50 работников Прокуратуры Белорусской ССР, около 500 прокурорских и следственных работников Белоруссии находилось в рядах Советской Армии.

В декабре 1943 года находившаяся в Москве оперативная группа Прокуратуры БССР переехала в г. Гомель. В освобождённых районах стали создаваться прокуратуры, перед которыми ставились задачи по восстановлению законности и правопорядка. Создавались курсы по подготовке прокурорских и следственных работников. Прокуратура в сравнительно короткие сроки после освобождения республики от фашистских оккупантов в полном объёме возобновила свою деятельность.

В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утверждённом Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили своё развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Исключительно большое значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора.

Принятые в 1958–1962 годах Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных полномочий. Вместе с тем, возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

11 июля 1969 года Верховный Совет СССР принял Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В этом законе прокурорскому надзору посвящён ряд норм, содержание которых свидетельствует о возросшем значении прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодательства значительно расширили правовые средства прокурорского надзора. В ст.10 Основ чётко сформулировано положение, что высший надзор от имени государства осуществляет любой прокурор и каждый прокурор обязан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности.

Статья 104 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года, предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР.

До распада СССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 мая 1955 года, а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии со статьёй 164 Конституции СССР 1977 года.

С распадом СССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов – Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил её законодательству. 29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» (утратил силу, в наст.вр. действует Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З с изменениями и дополнениями (последние – от 18 июля 2016 г.)).

 

66. Направления деятельности прокуратуры в Республике Беларусь.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и гос. интересов.

Для выполнения указанных задач органы прокуратуры в соответствии с Конституцией осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятельности прокуратуры:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное следствие по уголовным делам (в настоящее время – функция Следственного Комитета);

3) участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах;

4) координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

1. Прокурорский надзор – это деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением на территории государства законов и иных нормативных правовых актов. Является основным направлением деятельности прокуратуры. В свою очередь прокурорский надзор как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора. Выделяют пять отраслей прокурорского надзора:

- за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;

- за исполнением законодательства. В рамках данной отрасли осуществляется надзор за всеми остальными поднадзорными прокуратуре объектами (республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчинёнными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП).

В государстве имеются институты, за которыми прокуратура не вправе осуществлять надзор (Президент, Парламент, Правительство, неподведомственные Правительству государственные органы и др.).

Для осуществления прокурорско-надзорной деятельности законодательство предоставляет прокурорам широкий круг полномочий. Их совокупность принято подразделять на две группы:

полномочия по выявлению нарушений законов, причин нарушений и лиц, причастных к нарушениям законности (право требовать объяснения от должностных лиц и граждан; проводить проверки исполнения законодательства; запрашивать необходимую информацию и др.);

полномочия по устранению нарушений законности и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (право принесения протестов, представлений, вынесения постановлений, предписаний, объявления официальных предупреждений, дачи указаний и др.).

 

2. Проведение предварительного следствия по уголовным делам. В этих целях в структуре органов прокуратуры имеется следственный аппарат. Следователи прокуратуры расследуют уголовные дела, отнесённые УПК к их компетенции. Помимо этого прокурор вправе принять к производству любое уголовное дело, подследственное иным органам предварительного расследования.

!!! 12 сентября 2011 года Президент подписал Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь » Из системы органов прокуратуры был выделен следственный аппарат, из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля – подразделения предварительного расследования. Следственный комитет создан Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О Следственном комитете Республики Беларусь»

 

3. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотрении дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в предусмотренных законом случаях – и по делам частного обвинения. В рассмотрении судами первой инстанции гражданских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. В экономических судах первой инстанции прокурор участвует в делах, возбуждённых по инициативе прокуратуры. Прокурор также принимает участие в рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций.

 

4. Генеральный прокурор, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией.

В литературе указывается и на другие направления деятельности прокуратуры (нормотворческая деятельность, правозащитная деятельность, международное сотрудничество в области противодействия преступности и др.).

 

67. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

– закреплённые в Конституции и Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров.

Помимо общих принципов (принцип законности, профессионализма, демократизма, гуманизма и т.д.), выделяют специальные принципы организации и деятельности прокуратуры:

1) принцип равенства всех граждан перед законом.

2) принцип независимости прокурора (аналогичен принципу независимости судей).

3) принцип подчинённости нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам.

4) принцип гласности. В соответствии с названным принципом, прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Вместе с тем, не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

5) принцип обязательности исполнения требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

 

68. Система и структура органов прокуратуры.

Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Система органов прокуратуры является трёхзвенной и строится на принципах территориальности. К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры; прокуратуры областей и г. Минска, представляющие второе звено системы органов прокуратуры; относящиеся к третьему звену прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры.

Структура Генеральной прокуратуры Республики Беларусь:

- Секретариат Генерального прокурора Республики Беларусь; [Генпрокурор – Конюк Александр Владимирович]

- Управление кадров и идеологической работы;

- Управление собственной безопасности;

- Организационно-инспекторское управление;

- Отдел информации и связей с общественностью;

- ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»;

- Управление по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Республики Беларусь;

- Управление режимно-секретной деятельности и информационных технологий:

- Отдел секретного делопроизводства;

- Отдел информационных технологий;

- Отдел организации работы с обращениями граждан;

- Редакционно-издательский отдел;

- Управление по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах;

- Управление по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания;

- Отдел по надзору за оперативно-розыскной деятельностью;

- Отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности;

- Отдел организации и ведения делопроизводства;

- Отдел финансирования и бухгалтерского учёта;

- Управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

- Управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов:

• Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;

• Отдел по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

• Отдел по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства;

- Отдел по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи;

- Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам:

• Отдел государственного обвинения и кассационного производства;

• Отдел надзорного производства;

- Управление по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам;

- Экспертно-правовое управление;

- Международно-правовой отдел;

- Отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

- Отдел планирования и материально-технического обеспечения.

 

69. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

В отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определённом Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включённые в кадровый реестр Главы государства РБ, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры, если оно:

- не имеет гражданства Республики Беларусь;

- признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишено судом права занимать государственную должность в течение определённого времени;

- имеет судимость;

- ранее совершило умышленное преступление;

- имеет подтверждённое заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утверждённый Правительством перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве или свойстве с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;

- в иных случаях, установленных законодательными актами.

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры, сдают квалификационный экзамен, целью которого является установление соответствия уровня их профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям службы.

Квалификационный экзамен проводится комиссией Генпрокуратуры по кадровым вопросам. Персональный состав комиссии, порядок и форма проведения квалификационного экзамена определяются Генеральным прокурором.

Вопросы, единые для всех экзаменуемых, разрабатываются в Генеральной прокуратуре совместно с Академией управления при Президенте, Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ и утверждаются Генеральным прокурором.

По результатам экзамена комиссия выносит решение о сдаче либо несдаче экзаменуемым данного экзамена. Срок действия решения комиссии – один год. При несогласии с решением комиссии экзаменуемый вправе обратиться с апелляцией к Генпрокурору, решением которого рекомендуется (не рекомендуется) повторная сдача экзамена.

Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, в том числе повторно, вправе обращаться по вопросу поступления на службу в органы прокуратуры не ранее чем через год.

Сдача квалификационного экзамена не является безусловным основанием для назначения лица на должность прокурорского работника.

При занятии должности прокурорского работника на конкурсной основе квалификационный экзамен предшествует проведению конкурса.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, зачисляется для прохождения в течение шести месяцев стажировки в органах прокуратуры. При прохождении стажировки изучаются деловые, профессиональные и моральные качества данного лица в целях рационального исполнения обязанностей по соответствующей должности в органах прокуратуры.

Стажировка включает в себя обучение в течение трёх недель в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ практике применения законодательства в деятельности органов прокуратуры, и практическую подготовку в одной из прокуратур.

По решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах (организациях), а также осуществлявшие адвокатскую деятельность. Лица, ранее проходившие службу в органах прокуратуры, вновь принимаются на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки.

 

На должности прокурорских работников могут быть назначены:

- в Генеральную прокуратуру – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет;

- в прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры – не менее трёх лет. При этом на должности прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров могут быть назначены лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет;

- на должности прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров – не менее трёх лет.

 

Основаниями для прекращения службы в органах прокуратуры являются:

- достижение предельного возраста, установленного для пребывания на госслужбе;

- соглашение сторон;

- отставка;

- истечение срока действия контракта, когда одна из сторон решила прекратить трудовые отношения;

- перевод на службу (работу) к другому нанимателю;

- избрание депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местного Совета депутатов, а также избрание или назначение членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и осуществление указанных полномочий на профессиональной основе;

- ликвидация органа прокуратуры (его структурного подразделения), сокращение численности или штата работников в случае, если прокурорский работник отказывается от перевода на другую должность;

- восстановление в должности прокурорского работника, ранее занимавшего данную должность (при отказе от перевода на другую должность или невозможности такого перевода);

- смерть (гибель) прокурорского работника;

- признание прокурорского работника безвестно отсутствующим либо умершим;

- несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением;

- разглашение сведений, составляющих государственные секреты;

- грубое нарушение служебных обязанностей, служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры;

- иные основания, предусмотренные законодательными актами.

 

Отставкой прокурорских работников является прекращение государственной службы по предусмотренным основаниям по инициативе прокурорского работника.

Основаниями для отставки прокурорского работника являются:

- наличие стажа работы для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

- состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии соответствующего заключения врачебно-консультационной комиссии).

 

Генеральный прокурор и его заместители имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Отставка Генерального прокурора принимается Президентом Республики Беларусь.

Отставка заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора принимается Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Лица, уволенные из органов прокуратуры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры, имеют право носить форменную одежду.

Прекращение службы в военных прокуратурах осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными актами о прохождении военной службы.

 

70. Классные чины прокурорских работников.

Для прокурорских работников устанавливаются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:

- государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник;

- государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;

- государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;

- старший советник юстиции – полковник;

- советник юстиции – подполковник;

- младший советник юстиции – майор;

- юрист 1 класса – капитан;

- юрист 2 класса – старший лейтенант;

- юрист 3 класса – лейтенант.

 

Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно:

- Генеральный прокурор – государственный советник юстиции 1 класса;

- заместитель Генерального прокурора – государственный советник юстиции 2 класса;

- прокурор области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор – государственный советник юстиции 3 класса;

- начальник структурного подразделения Генеральной прокуратуры и его заместитель, заместитель прокурора области, г. Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района, прокурор города, межрайонный прокурор (и др.) – старший советник юстиции;

- прокурор структурного подразделения Генеральной прокуратуры, начальник структурного подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры и его заместитель, заместитель прокурора района, прокурора города, межрайонного прокурора (и др.) – советник юстиции;

Лицам, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры, после прохождения стажировки присваивается классный чин юриста 3 класса. Лицам, ранее проходившим военную службу, службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию.

Устанавливаются следующие сроки пребывания прокурорского работника в классном чине:

- юрист 3 класса – один год;

- юрист 2 класса – три года;

- юрист 1 класса – три года;

- младший советник юстиции – четыре года;

- советник юстиции – пять лет.

Сроки пребывания прокурорских работников в классном чине старшего советника юстиции и выше не устанавливаются.

Военным прокурорам присваиваются воинские звания, которым соответствуют классные чины прокурорских работников, в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и законодательных актов о прохождении военной службы.

 

71. Поощрение и ответственность прокурорских работников.

Поощрения:

За успешное и добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: