Развитие непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности в ОУ.




В настоящее время можно говорить, что безопасность жизнедеятельности выделяется в самостоятельную область человеческого знания и что формируются ее научные основы. Научные знания в этой области удовлетворяют объективным и субъективным потребностям общества, а также определенным научным и методологическим требованиям, а именно:

наличие единой теоретической и методологической базы, минимума единых, фундаментальных понятий и теоретических идей;

наличие логической стройности и внутренней логики излагаемого материала и логической связи между отдельными изучаемыми вопросами.

Методология обучения требует определить следующие показатели образовательного процесса:

непрерывность или продолжительность образования; основные и дополнительные цели каждой образовательной ступени;

методика обучения и круг изучаемых вопросов с учетом психофизиологических и познавательных возрастных возможностей обучаемых.

Предлагаемая концепция устанавливает, что:

образование в области безопасности жизнедеятельности должно быть непрерывным и опережающим по отношению к номенклатуре опасностей, так как человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется.

Под непрерывностью образования следует понимать его введение во все ступени и уровни воспитания и обучения. Концепция предусматривает пять ступеней образования и подготовки кадров:

дошкольное;

школьное;

общепрофессиональное;

специальное профессиональное;

специальное научное.

Основная задача дошкольного и школьного образования в области безопасности жизнедеятельности – формирование мировоззрения, экологического сознания, воспитание культуры безопасности и риск-мышления как элементов формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Дошкольное и школьное образование – это фундамент, от основательности которого зависит эффективность последующего образования, т.к. именно на этих ступенях образования формируются основы культуры безопасности и мировоззрение человека. Авторами концепции разработан проект программы школьного образования, который уже опубликован. В программе заложены следующие основные принципы:

изучение видов опасностей в соответствии с жизненными условиями;

учет возрастных познавательных и мыслительных способностей;

профориентирующая направленность обучения;

применение практических занятий для формирования умений и навыков защитной деятельности;

программа в зависимости от образовательного уровня построена по концентрическому и линейному способам на основе теории материального образования с введением элементов формального образования в старших классах.

Нулевой и первый уровни. Воспитание культуры безопасности следует начинать с дошкольного возраста (3…5 лет), которое реализуется в дошкольных учреждениях и семье. Семейного воспитание в этом возрасте играет определяющую роль, а его эффективность определяется тем, в какой степени сами родители владеют культурой безопасности.

Эффективность семейного воспитания культуры безопасности будет повышаться постепенно по мере формирования культуры безопасности взрослых, а это длительный процесс, зависящий от успешности реализации всей системы образования в области безопасности жизнедеятельности.

С учетом психики и познавательной деятельности детей в возрасте до 10 лет методика обучения основывается на народной педагогике. Основой обучения и формирования устойчивых навыков является подражание и наставления типа: «этого нельзя делать» и т.п.

Второй уровень. Для подросткового возраста (11-15 лет) характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Подростки стараются понять сущность изучаемого предмета и явления, причинно-следственные связи. Наставления, инструкции в этом возрасте не являются действенным методом обучения и, более того, могут отторгаться. На этом этапе процессу обучения следует постепенно придавать проблемный характер, заставлять ученика мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Для активизации познавательной деятельности следует активнее использовать межпредметные связи, объяснять физическую, химическую и биологическую природу опасностей, рассматривать причины тех или иных методов действий в условиях проявления опасностей, учить самостоятельно, прогнозировать возможные опасности. В этот период образования все большее значение приобретает практическая деятельность. Поэтому следует вводить в программу обучения простейшие демонстрационные и лабораторные работы, например, по измерению освещенности, уровня шума, защите от поражения электрическим током, оказанию первой помощи пострадавшим и т.д. Такие работы резко увеличивают привлекательность предмета, способствуют развитию самостоятельного мышления и лучшему запоминанию изучаемого материала.

Образование второго уровня характеризуется, прежде всего, концентричностью, т.е. изучаются та же номенклатура опасностей, что и на первом уровне, но более углубленно.

Рассматривается природа опасностей, их физико-химическая сущность, объясняются причинно-следственные связи. При этом присутствует и линейность образования, т. е. расширение круга рассматриваемых опасностей, с которыми сталкивается ребенок. В частности, вопросы, связанные с безопасностью работы за компьютером, обращения с электрическим током, обеспечения комфортных условий для жизни и деятельности (климат, освещение).

В 9 классе уже следует знакомить учащихся с основными негативными факторами некоторых видов деятельности, т.к. после окончания неполной средней школы некоторые учащиеся будут трудиться и им предстоит выбор вида трудовой деятельности.

Третий уровень (15-17 лет).

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Преобладающее значение в их познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого материала и явления. Значение фактов, инструкций, примеров ценно для них лишь как материал для размышлений, теоретических обобщений. В этом возрасте преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление сравнениям и пониманию сущности изучаемого материала, взаимосвязи между количественными и качествами параметрами и их изменениями. Поэтому на этом уровне образовательного процесса особенно важно продемонстрировать учащимся интегративность и синтетичность безопасности жизнедеятельности, важны межпредметные связи.

Практический характер обучения должен обеспечиваться широким набором лабораторных работ: методы защиты от механического травмирования, электробезопасность, безопасность эксплуатации компьютеров, безопасность обращения с химическими веществами, первая доврачебная помощь, организация освещения и световой среды на рабочем месте ученика. Основным вопросом обучения должно быть воспитание культуры личной и коллективной безопасности.

Важнейшей особенностью этого уровня образования является профессиональная ориентация учащихся, т.к. по завершении этого уровня образования учащимся предстоит выбор своей будущей профессии. Человек должен иметь информацию не только о сущности тех или иных видов деятельности, их позитивных особенностях, но и о негативных сторонах, могущих повлиять на здоровье. Поэтому программа обучения должна быть построена не только по концентрическому принципу, предусматривающему изучение опасностей, с которыми учащиеся уже знакомы, но по линейному, предусматривающему знакомство с основными видами опасностей профессиональной деятельности.

Для практической ориентации обучения следует предусматривать экскурсии на предприятия. Военная служба должна рассматриваться как один из видов будущей деятельности и в ОБЖ должны изучаться лишь опасности её прохождения.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Таким образом, рассмотрение и классификация принципов и определение уровней непрерывного образования по ОБЖ позволяют сделать вывод о существенном воздействии на формирование личности основополагающих положений, знаний и умений, реализуемых данной наукой. Одной из нерешенных проблем повышения качества обучения по курсу ОБЖ является отсутствие учебной базы в государственных общеобразовательных учебных заведениях или ее плохое состояние.

Объясняется это многими причинами; но самое главное, по-моему, это отсутствие должного финансирования. Мне бы хотелось, прежде всего, при рассмотрении вопроса об учебной базе остановиться на самом важном - кабинете основ безопасности жизнедеятельности, так как он предназначен для проведения занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также проведения работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки. Решение вопроса о кабинете ОБЖ в школе в первую очередь зависит от директора.

Мне, как преподавателю-организатору ОБЖ, в этом плане повезло. Директор нашей школы А.С. Суханов, глубоко вникнув в суть курса ОБЖ, оказывает мне всяческую поддержку в деле повышения качества обучения, совершенствования учебной базы. Для оформления стендов использовали ряд плакатов, наглядных пособий по гражданской обороне, по начальной военной подготовке. Помогает в работе и видеосистема, установленная компактно и удобно. При оформлении кабинета ОБЖ исходили из того, что структура программы курса ОБЖ состоит из трех разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; подготовка по основам военной службы. И думаю, что мне это в основном удалось.

Хотелось бы воплотить в жизнь еще две идеи, но, к сожалению, на это уже требуется больше средств:

Первая идея заключается в следующем: в кабинете можно сделать макет местности, отражающий месторасположение школы со всеми дорогами, перекрестками, предприятиями.

На макете отрабатываются практические вопросы безопасного поведения на улице, в различных чрезвычайных ситуациях.

Вторая идея - можно сделать макет современного жилища со всеми узлами жизнеобеспечения, на котором практически и наглядно можно изучать правила обращения с приборами электро-и газообеспечения, водо- и теплоснабжения, разбирать некоторые аварийные ситуации и порядок поведения в них.

Примеры по безопасности в быту (1-5 класс), ПДД (1-4 класс).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: