Темы 1, 2. Основы общей этики. Понятие и сущность морали




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

 

Планы семинарских занятий

Для студентов Института подготовки государственных и муниципальных служащих по специальности

Юриспруденция

 

 

Факультет: юридический

Категория обучаемых: слушатели

Курсы: 5-й (очная форма обучения)

5-й (заочная форма обучения)

 

 

 

Рязань


ББК 67.711-71р30

В26

Рецензенты:

М.И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права);

О.А. Тарасов, кандидат исторических наук, доцент (Академия ФСИН России).

Везломцев В.Е.

В26Профессиональная этика юриста: планы семинарских занятий. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 13 с.

 

Планы семинарских занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 23 декабря 2010 г., протокол № 4.

 

 

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат исторических наук, доцент О. А. Тарасов

 

Учебно-методическое издание

ВЕЗЛОМЦЕВ Виктор Евгеньевич

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Планы семинарских занятий

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
Подписано в печать 20.01.11. Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
Печ. л. 0,8. Академии ФСИН России
Тираж 75 экз. Заказ № ___. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

ББК 67.711-71р30

© Везломцев В.Е., 2010

© Академия ФСИН России, 2010


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. При изучении курса «Профессиональная этика юриста» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Планы семинарских занятий отвечают общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесены с ним в последовательности тем.

Курс предназначен для слушателей, изучающих профессиональную этику юриста в качестве одной из специальных образовательных дисциплин.

Основная цель курса:

• дать слушателям знания теоретических основ и закономерностей функционирования этической науки, выделяя ее специфику и роль в системе правоохранительной деятельности;

• помочь овладеть специальными знаниями, адаптированными к деятельности уголовно-исполнительной системы;

• способствовать подготовке широко образованных и творчески мыслящих специалистов, способных к анализу, прогнозированию сложных проблемных ситуаций и нахождению оптимальных управленческих решений.

Задачи курса предполагают изучение:

§ понятий этики и морали и их соотношения; видов этического знания; взаимоотношения морали и права; прикладной этики и ее подходов к решению моральных проблем и принятию решений;

§ профессиональной этики и этических принципов деятельности адвоката;

§ анализа этических аспектов деятельности по юридическому сопровождению фирм;

§ моральных идеалов, принципов и норм осуществления правосудия, нравственного содержания деятельности участников судопроизводства;

§ правоотношений, складывающихся в процессе расследования преступлений и правонарушений,

§ моральных проблем в деятельности работников таможенных органов и этических принципов, регулирующих деятельность таможенных органов и их сотрудников.

В результате учебной деятельности по предполагаемой учебной программе слушатели:

- будет иметь преставление о профессиональной культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения, внешнего вида, досуга, культуру речи;

- будут знать реальную и практическую информацию об антиобщественных явлениях, о деформации нравственной сферы личности сотрудника правоохранительных и правоприменительных учреждений и способы борьбы с этим явлением;

- будут владеть высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, чувством чести, высокой гражданской ответственностью, дисциплинированностью, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений;

- будут уметь использовать подходы и приемы, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегий для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации;

- будут понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы, определяющие конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

- будут иметь навыки систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Профессиональная этика – это, прежде всего, специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юриста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: судьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения. Она предусмотренна тематическим планом дисциплины «Профессиональная этика юриста». Важность самостоятельной подготовки обусловлена спецификой преподаваемой дисциплины и необходимостью подготовки специалистов для пенитенциарной системы. Направленность самостоятельной подготовки состоит в более глубоком усвоении процессов и явлений общественных отношений, возникающих в связи с реформированием, функционированием и развитием федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях.

Самостоятельное изучение тем дисциплины начинается с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего углубленного изучения предложенного материала. Подготовка слушателей к семинарскому занятию фиксируется в рабочей тетради. К каждому занятию должно быть изучено не менее трех источников по выбору слушателя общим объемом 30 40 страниц. Помимо конспекта источника, в тетради делаются необходимые записи на семинарском занятии.

На каждом семинарском занятии будут прослушиваться несколько предложенных вопросов в виде сообщения (доклада). Докладчики на предшествующем занятии выбираются либо по списку, либо по желанию самих обучающихся, готовятся индивидуально и докладывают собранный материал в течение семи – десяти минут. Задача группы с помощью вопросов попытаться выявить слабые места доклада и оценить работу докладчика.

Необходимую консультацию во время самоподготовки слушатели могут получить у дежурного преподавателя (каб. 304, 311, 411) и методиста кафедры (каб. 316).

Формой итогового контроля знаний для обучаемых очной формы – зачет, для обучаемых заочной формы – защита контрольной работы и зачет.

 


ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы 1, 2. Основы общей этики. Понятие и сущность морали

1. Понятие и предмет этики, история развития этики.

2. Характеристика основных этических категорий.

3. Понятие, структура и функции морали.

4. Мораль и право.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Что составляет предмет этики как философской науки?

2. Определите основные этапы развития этических учений.

3. Каковы характерные особенности античной этики?

4. Каковы характерные особенности средневековой этики?

5. Каковы характерные особенности этики Нового времени?

6. Какие функции выполняют этические категории?

7. Назовите характерные черты этических категорий?

8. Чем определяется сущность морали?

9. В чем специфика оценочной функции морали?

Литература к теме [13, 15, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 31, 36, 37, 38, 40]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: