Особенности воспитательной системы




Содержание

1. Расписание звонков и уроков  
2. Список класса  
3. Пассивная практика  
4. План воспитательной работы  
5. Характеристикавоспитательной системы школы  
6. Педагогический анализ внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися  
7. Методические рекомендации по классному руководству  
8. Критерии оценки деятельности студента  
9. Список литературы  

Расписание звонков

 

1 урок  
2 урок  
3 урок  
4 урок  
5 урок  
6 урок  
7 урок  
8 урок  

 

 

Расписание уроков

 

понедельник вторник среда
     
     
     
     
     
     
     
     
четверг пятница суббота
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Список класса

 

ФИО ученика Дата рождения Должность в классе Занятия в кружках и секциях
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Пассивная практика

 

Дата Содержание работы
   
   
   
   
   

 

 

План воспитательной работы (на период практики)

 

Дата Направление воспитательной работы Мероприятие
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Схема характеристики воспитательной системы школы

 

Общие данные о школе

1.Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка; государственная, частная).

2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

3.Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

4.Фамилия, имя, отчество директора школы. Почтовый адрес школы, номер телефона.

Особенности воспитательной системы

1. Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы.

2. Цели воспитания; особенности целеполагания в воспитательной системе, участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей (на основе чего были обозначены цели и задачи, учитывался ли при их постановке социальный заказ).

3. Системообразующие виды деятельности, через какие формы организуются.

4. Наиболее яркие традиции, ритуалы.

5. Объединения (постоянные, временные) учащихся, учителей, родителей, формы их взаимодействия.

6. Управление и самоуправление в воспитательной системе школы (органы, формы, функции и их взаимодействие).

7. Связь с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, различными организациями (воспитательное пространство).

8. Отношение к школе педагогов, учеников, родителей. В чем оно проявляется? (уровень удовлетворённости участников образовательного процесса).

9. Противоречия и проблемы в развитии воспитательной системы школы.

10. Перспективы развития воспитательной системы.

11. Над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы?

12. Описание наиболее оригинальных находок в жизни школы

 

Схема педагогического анализа внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися*

 

1. Тема воспитательного занятия, мероприятия.

2. Класс. Возраст учащихся.

3. Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?

4. В какой степени и при помощи каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?

5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?

6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятель­ности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?

7. Охарактеризуйте степень заинтересованности школьников в мероприятии, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?

8. Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия. Если были проблемы в проведении мероприятия, какими причинами их можно объяснить.

 

* Конспект внеклассного мероприятии прилагается на отдельных листах (А4)

 

Методические рекомендации по классному руководству

 

Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятия,

иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной

игрой чувств. ПОМНИ, что мы их не знаем.

 

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное,

непорочное, святое детство.

Я.Корчак. Как любить детей. М.,1973, с. 5,95

 

Педагогические заповеди Ш.А. Амонашвили:

 

УЧИТЕЛЬ должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам.

Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.

Учитель не имеет права завидовать успехам коллег.

Учитель обязан делиться своим опытом с коллегами.

УЧИТЕЛЬ не должен стесняться учиться у коллег.

Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.

 

В О С П И Т А Т Е Л Ю:

Будь осторожен

НЕ ОШИБИСЬ! НЕ ВРЕДИ!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

П о с т о я н н о ищи в ребенке богатство его души!

БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ ДЛЯ

ВСТРЕЧИ в ребенке!

 

Место и роль классного руководителя в современной школе

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя. Несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Сегодня классный руководитель выполняет 3 взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Все боле приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов ив работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе. Развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающих включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. Первый тип – социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

Четвертая группа – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности. Педагогику рефлексии.

 

Функции классного руководителя

1. Создание воспитательной среды – одна из первейших забот классного руководителя (с учетом факторов современного мира, объективных и субъективных). Успешность воспитания и развития детей определяется реализацией пяти основных направлений этой задачи:

- создание и развитие ученического коллектива как основной среды обитания и жизнедеятельности школьников, определение целей и задач, включение каждого в разнообразные виды общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитывающих межличностных отношений, развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами. Создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического климата;

- взаимодействие с малым педагогическим коллктивом предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учащимися всеми педагогами, работающими в данном классе, определение единого содержания воспитания, выработка общих подходов к организации учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумов;

- сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, использование творческого потенциала учащихся при подготовке и проведении различных форм работы, посещение с учащимися различных праздников, акций, занятий, проводимых учреждениями дополнительного образования;

- взаимодействие с семьей позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит более эффективным (ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического просвещения родителей, выработка единого педагогического подхода в решении задач воспитания, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность);

- создание предметной среды в учебно-воспитательном процессе (это интерьер класса и школы, одежда и прическа детей и взрослых и т.п.);

2. Стимулирование здорового образа жизни классного руководителя и учащихся; по его законам должна быть организована вся их жизнедеятельность в едином учебно-воспитательном процессе (здоровый образ жизни должны быть делом самого классного руководителя, реализоваться через стимулирование у каждого ученика создание личной программы оздоровления);

3. Деятельность учащихся (совместно с педагогом) – основа воспитания, поэтому стержневой заботой классного руководителя является организация всех необходимых для развития детей видов деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурно-спортивной, игровой и деятельности свободного общения.

 

 

Карта-схема основных направлений деятельности классного руководителя

(по Шурковой Н.Е.)

 

№ п/п Виды деятельности Организационные формы воспита-тельной работы Развитие коллектива Развитие личности
  Социальная, об-щественно-по-лезная деятель-ность постоянные поручения, коллективные дела    
  Познавательно-просветительная олимпиады, научные кружки и общества, экскурсии, устные журналы, аукционы знаний, турниры знатаков, конкурсы,    
  Ценностно-ориентационные беседы по нравствен-но-этическим пробле-мам и культуре пове-дения, дискуссии, конверт дружеских вопросов, диспуты, этический тренинг    
  Художественно-творческая клубы, студии, театры, концерты    
  Игровая Зрелищно-развлека-тельные формы типа «Угадай мелодию», «Поле чудес», КВН, «Путешествие в мир сказок, имен, улиц»    
  Свободное общение Гостиные (поэтичес-кие, музыкальные, театральные, спортив-ные), «В кругу дру-зей», «День рожде-ния», «День добрых сюрпризов», Часы общения    

 

При организации воспитательной работы в основном упор делается на школьные, классные праздники и дела. Как правило, популярными среди школьников являются:

- День знаний.

- День учителя.

- День открытых дверей.

- День памяти.

- Новогодний праздник.

- День мужества.

- День красоты и весны.

- Последний звонок.

- Праздник школы.

Примерный план работы классного руководителя поможет студенту выстроить план-график проведения внеклассных мероприятий в период педагогической практики. Памятка-схема педагогического анализа внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися, предлагаемая ниже, ориентирует не только на анализ, но и на построение партитуры сценария Вашего мероприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: