Практическая работа по теме: «Комплексный анализ текста с решением тестовых задач» урок 61




Вариант № 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Русская осень.

(1) В природе есть праздники. (2) Ледоход. (3) Первая зелень. (4) Первый снег. (5) Первые соловьи. (6) Первая капель после морозов. (7) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (8) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (9) Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет. (10) Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. (11) Теплый красный свет идет от осины. (12) Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. (13) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (14) В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (15) Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, пухлые стежки на поляне, никем не сорванный красный гриб. (16) В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. (17) Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. (18) Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. (19) Прозрачны дали. (20) Чиста и прозрачна вода в озерах. (21) Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. (22) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться, на свое отражение в холодной синей воде. (23) Таково состояние природы. (24) Таково состояние и души человека, увидевшего осенний праздник цвета и тишины. (25) В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (26) Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога на осенних полянах. (27) В стогах – труд. (28) Стога – кладовая благополучия на завтрашний день. (29) Потому так приятен сердцу вид безымянной российской поляны, которую, может быть, еще не раз придется увидеть, но которую, увидав однажды, обязательно будешь помнить…. (по В.Пескову)

А1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Первый снег и первые соловьи – праздники природы.

2) Осенью березняки наполнены пронзительно-желтым светом.

3) Большая любовь возможна без грусти.

4) Стога – кладовая благополучия на завтрашний день.

А2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 11- 13 включают элемент рассуждения.

2) Предложение 15 объясняет содержание предложения 14.

3) В предложениях 22 – 25 представлено рассуждение.

4) Предложения 27 -28 содержат подтверждение высказанного в предложении 26 суждения.

А3. Определите тип речи и стиль речи текста.

1) повествование и художественный

2) описание, рассуждение и публицистический

3) повествование, рассуждение и художественный

4) повествование, описание и публицистический

А4. Укажите предложение, в котором использованы синонимы.

1) 12 2) 15 3) 18 4) 20

В1. Из предложений 1- 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

В2. Из предложений 20 -25 выпишите наречия в сравнительной степени.

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «никем не сорванный» (предл.15).

В4. Среди предложений 10 -15 найдите простое односоставное определенно-личное предложение.

В5. Среди предложений 26 -29 найдите предложение с вводным сочетанием слов.

В6. Среди предложений 23- 29 найдите СПП с однородным подчинением придаточных.

В7. Среди предложений 14 – 20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и лексического повтора.

В8. Среди предложений 16 – 23 найдите предложения с однородными членами.

В9. Среди предложений с 23- 29 найдите предложения с обособленными членами.

В10. Среди предложений с 1 – 13 найдите бессоюзные сложные предложения.

В11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нем рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В лирическом эссе, посвященном русской осени, большой знаток природы В.Песков акцентирует внимание, читателей на обычных приметах осени. Достижению этой цели способствуют такие средства выразительности, как_______(теплый красный свет, пронзительно-желтым светом, синий холод лесной речушки, щемящей грусти), _______(земля надевает самые дорогие наряды, кладовая благополучия на завтрашний день), позволяющие во все полноте представить картины русской осени. Включение в текст ______(предложения 3- 6, 14, 25, 23 – 24) вносит определенный ритм в повествование, а употребление ____(предложения 12, 18, 20, 21, 22) помогает лучше раскрыть мысль автора».

Список терминов: 1) однородные члены предложения 2) эпитеты 3) риторические вопросы 9) метафора

4) парцелляция 5) восклицательные предложения 6) ирония 7) цитирование 8) синтаксический параллелизм

 

 

Вариант № 2. Прочитайте текст и выполните задания.

Льняное поле в цвету.

(1) Голубое поле под голубым небом. (2) Закрою глаза – и вот оно явственно передо мною. (3) Слабенькая с виду зелень, отражённая от другой, более буйной, напористой растительности. (4) Тишина поля открыта доверчивому сердцу. (5) Древняя во всём покорность жизни царствует здесь – солнцу, свету небесному, от которого набирается поле скромного, домашнего и тоже доверчиво-тихого цвета. (6) Но эта ненадоедная однотонность, однообразность и уединённость его кажущаяся, застенчивость вкрадчивая. (7) Уже в близком отдалении поле разливается в мглисто-небесную ширь, чем далее к горизонту, тем яснее сияющую, и уже не понять: где поле, где небо – живая, всё в свою глубь погружающая синь. (8) Льняное поле в цвету словно бы вслушивается в себя, бережно, как бы даже чуть тайно наливает свои на вид слабые стебельки ситцевым дождевым крапом, и неназойливая, но непоборимая уверенность присутствует в поле и над полем – никто не сможет облететь его, пройти мимо, всяк задержится на нём взглядом, приостановит шаг, залюбуется им, помягчает сердцем, пожалеет о чём-то прошедшем и решит, что не всё ещё в жизни утрачено, раз есть на земле эта, всем доступная, обнадёживающая красота. (9) Над цветущим полем льна даже пчёлы и шмели смиреют, летают неторопливо, долго усаживаются на гибкий стебелёк, сосредоточенно прицеливаются к цветку и, нашарив его бледную лучистую сердцевину, замирают в сладкой дрёме. (10) Жаворонок выберет минуту, освободится от семейных хлопот, взовьётся в небо и звенит над полем, сзывает всех сущих и зрящих подивиться на него; стремительный ястреб, высмотрев в гущах льна мышку, падёт вдруг сверху, и дрогнет поле от его вихревых крыльев, катится по нему голубая волна, разымаясь пашенным пластом до самого межника; от струящегося из впадин прохладного воздуха ходят беззвучные молнии по льну, брызгами осыпая подножье стеблей, и стоят льны по колено в синей, раскрошенной воде. (11) Короткой летней ночью объявится на небе всеми забытая луна, и тогда идёт к ней от поля голубое свечение, и остановятся, замрут сами в себе ночное небо, ночная луна, оберегая мир поднебесный от волнений и тревог, и это робкое, тайно сияющее поле оберегая. (12) Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. (13) Слушай! (14) Внимай! (15) Любуйся! (16) В мире царствует благодать. (17) Поверь в незыблемость и вечность его. (18) И не говори никаких слов. (19) Не плачь, не стенай – сон и покой кругом. (20) Тихое- тихое поле. (21) Дивная даль. (22) Россия. (по В.Астафьеву)

А1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Однообразность и уединённость льняного поля лишь кажущаяся.

2) Каждый задержится взглядом на льняном поле и залюбуется им.

3) Лён в поле стоит в воде. 4) Автор призывает читателя поверить в незыблемость и вечность мира.

А2. Какое из перечисленных утверждений является верным?

1) В предложениях 3 – 7 содержится рассуждение.

2) В предложениях 8 – 10 представлено описание с элементами рассуждения.

3) В предложении 11 содержится рассуждение. 4) В предложениях 12 – 19 представлено повествование.

А3. В каком предложении использованы синонимы?

1) 1 2) 2 3) 7 4) 12

А4. Укажите тип и стиль речи текста.

1) повествование, художественный 2) описание, публицистический

3) описание, рассуждение, публицистический 4) описание, повествование, художественный

В1. Из предложений 2 -7 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

В2. Из предложений 1 -7 выпишите краткое причастие.

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «объявится ночью» (предл. 11).

В4. Среди предложений 12 – 22 найдите назывные предложения.

В5. Среди предложений 1 -6 найдите предложение с обособленным распространенным определением.

В6. Среди предложений 6 -10 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное условия.

В7. Среди предложений 1 -7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения.

В8. Среди предложений 11 – 22 найдите предложение с обращением.

В9. Среди предложений 1 - 7 найдите бессоюзные сложные предложения.

В10. Среди предложений 9 – 17 найдите предложения с однородными членами предложения.

В11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нем рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Проза Виктора Астафьева всегда узнаваема: любое его произведение содержит, как правило, глубокий философский смысл. Не стал исключением и этот текст: благодать царствует в мире, в незыблемость которого мы должны верить, убежден писатель. От художественного описания льняного поля в цвету, созданного при помощи таких средств выразительности, как_______(ненадоедная, льны, помягчает), многочисленные_______(в предложениях 5, 9, 10), _________(поле вслушивается, дрогнет, молнии ходят), автор, обращаясь ко всем читателям, доходит до создания обобщенного образа России. Астафьев написал яркую, достойную кисти художника словесную картину, в создании которой участвовали не только многочисленные эпитеты и метафоры, но и________(предложения 20 – 22).

Список терминов: 1) цитирование 2) олицетворение 3) литота 4) ряды однородных членов 5) разговорная и просторечная лексика 6) назывные предложения 7) антитеза 8) парцелляция 9) авторские неологизмы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: