Технологическая карта дисциплины «Архивоведение»
I. Название дисциплины – «Архивоведение »
II. Технология и организация выполнения работ:
- требования к уровню знаний обучающихся:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы формирования и структуру Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ);
- понятия и определения архивоведения;
- принципы организации хранения, комплектования, использования документов в архивных учреждениях,
- основные тенденции в развитии архивного дела.
Уметь:
- анализировать и оценивать процессы и явления, характерные для хранения документов АФ РФ;
- применять научные принципы архивоведения во всех направлениях работы с архивными документами.
- владеть технологиями работы с архивными документами.
-требования к выполнению работ
Требования к подготовке рецензии на статью
Студенты выбирают статью для рецензирования по своему желанию; рецензия выполняется индивидуально. Чтобы получить статью для изучения необходимо обратиться к преподавателю, осуществляющему преподавание данной учебной дисциплины.
Рецензия должна включать в себя следующую информацию:
1. Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.
2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.
3. Степень актуальности предоставляемой статьи.
4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.
5. Выводы.
Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на статью:
- Автор в своей работе дает подробный анализ...
- Автор грамотно анализирует...
- Автор данной статьи акцентирует внимание...
- Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
- Автор на конкретных примерах доказывает...
- Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
- Автор обращает внимание на то, что...
- Автор справедливо отмечает...
- Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
- Автором предложены оригинальные идеи...
- Актуальность настоящего исследования заключается в...
- В качестве основных моментов используемой автором методологии...
- В статье автор рассматривает...
- В статье анализируются основные подходы...
- В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
- Важным в статье является рассмотрение...
- Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
- Данная статья демонстрирует...
- Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
- Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
- Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
- К положительным сторонам работы можно отнести...
- Как положительный факт можно отметить то, что...
- Материал статьи основан на детальном анализе...
- Особо следует подчеркнуть, что...
- Особое внимание в исследовании... уделено...
- Особый интерес представляет вывод о...
- Отдельного внимания заслуживает...
- Практическая значимость данной статьи заключается в...
- Предлагаемый подход к изучению проблемы...
- Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
- Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
- Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
- Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
- Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
- Статья содержит определенную концепцию...
- Теоретическая значимость данной статьи заключается в...
Требования к подготовке рецензии на сайт
- Название сайта.
- Режим доступа.
- Целевая аудитория.
- Язык сайта (если двуязычный, то какой второй язык).
- Структура сайта: состав и содержание основных разделов, система гиперссылок.
- Выводы.
Требования к рефератам
Реферат должен достаточно полно раскрывать сформулированную тему и выполнен на основе информации из сети Интернет, а также периодических печатных изданий и учебной литературы по информатике.
Реферат должен быть выполнен в текстовом редакторе MS WORD в сроки, определенные преподавателем.
Требования к оформлению
Структура реферата должна быть следующей:
- Введение
- Основная
- часть (разделенная по необходимости на разделы, параграфы и т.п.)
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
Объем реферата – 5 - 10 страниц
Иллюстрации – желательно не более 3.
Шрифт – Times New Roman.
Размер основного текста – 12 пт
Интервал между строками – 1,5
Текст абзаца – выравнивание по ширине
Расстановка переносов – отсутствует
Разделы между абзацами – отсутствует.
Отступ первой строки абзаца – 1,25 см (стандартный)
Поля: слева, сверху и снизу – 2 см, справа – 1,5 см.
Номера страниц – вверху страницы по центру (на титульном листе номер не ставится)
Заголовки разделов – выделение жирным шрифтом, к основному тексту минимальное применение элементов форматирования текста (курсив, подчеркивание, элементы WordArt и т.п.)
Требования к сообщениям
Этапы работы над сообщением.
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой сообщения является научный, академический стиль.
Академический стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными; часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»; авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»; в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Требования к электронной презентации
Презентация, от лат. praesentatio - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Общие требования:
Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного реферата и должна использоваться как визуальная иллюстрация устного доклада по теме реферата.
Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point и сдана в электронном виде (прислана по электронной почте) в сроки, определенные преподавателем.
Требования к оформлению:
Электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, содержащих текстовую
и графическую информацию по теме реферата.
Первый слайд презентации должен быть оформлен следующим образом:
Разрешается использовать встроенные шаблоны слайдов и стили оформления презентации; использовать эффекты мультипликации.
Желательно избегать вставок в презентацию больших по объему графических файлов.
Оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.
Требования к подготовке к семинарскому и лабораторному занятию
Цель семинарских занятий – закрепление и углубление знаний, полученных в процессе самостоятельного изучения темы, умений работы с источниками (официальные документы, мемуары, законы и т.д.), навыков делового общения.
Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с прочтения соответствующего материала в учебнике, рекомендованной литературы. Сделайте необходимые записи (при конспектировании укажите автора книги или статьи, место и год издания, страницы, с которых сделаны выписки). Конспектирование не должно сводиться к механическому переписыванию. Прочитав текст к каждому пункту плана, необходимо продумать его, выделить основные мысли и изложить своими словами или сокращенными формулировками автора. Отмечайте возникающие вопросы.
После ознакомительного чтения рекомендованной литературы и учебника, следует приступить к работе над источниками, подобрать материал, необходимый для подтверждения теоретических положений.
Заключительным этапом подготовки к семинарскому занятию будет выполнение всех заданий (таблицы, схемы, доклады и т.д.)
особое внимание уделите подготовке ваших выступлений на семинарах: составление плана выступления, тезисов и др. Готовьтесь к каждому семинару так, чтобы вас было интересно слушать всем присутствующим, используйте те умения и навыки, которые вы получили на занятиях по философии, социологии и др.
Главная цель лабораторного занятия познакомиться с документами, которые позволят заглянуть в мышление людей нового времени. Документ- это источниковый материал в письменной или печатной форме. Исторический источник- произведение, созданное человеком как продукт культуры. Фиксированные источники информации - документ, запись, рисунок, изделие, произведение. Классификация источников:
Нормативные правовые и нормативно-методические акты.
Литература.
Интернет-ресурсы.
Делопроизводственные материалы.
Статистика.
Периодическая печать.
Архивные материалы.
Порядок выполнения работ
Номер занятия | Тема | Формы контроля | Минимум баллов | Максимум баллов |
1. | Предмет, цели, задачи, межпредметные связи курса. | Проверка посещаемости лекции. | - | 1,5 |
2. | Архивы в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности, в Русском централизованном государстве (IX – XVII вв.). | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. Работа на лабораторном занятии | - | 1,5 |
3. | Архивная деятельность в Российской империи (XVIII в. – 1917 г.) | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | 1,5 |
4. | Архивная деятельность в первые годы советской власти (1917 – 1921 гг.) | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | |
5. | Централизация управления архивами (1922 – 1929 гг.) | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | |
6. | Архивное дело в СССР в довоенный и военный периоды (1930-1945 гг.) | Проверка посещаемости лекции. Выполнение заданий по контурной карте. Работа на лабораторном занятии | - 1,5 | 1,5 |
7. | Архивная деятельность в 1945-1980-е гг. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | 1,5 |
8. | Архивная деятельность в современный период | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - 1,5 | 1,5 |
9. | Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - 1,5 | 1,5 |
10. | Современная система управления архивным делом в Российской Федерации. Российской Федерации. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | 1,5 |
11. | Экспертиза ценности документов. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. | - | 1,5 |
12. | Перечни документов: возникновение, система перечней, их виды, работа с ними. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. Определение сроков хранения документов. | - | 1,5 |
13. | Учет и обеспечение сохранности документов. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. Выполнение заданий по карточкам – определение сроков хранения документов. | 1,5 | |
14. | Система научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда Российской Федерации. | Проверка посещаемости лекции. Выступление на семинарском занятии. Подготовка аннотаций к фотодокументам. | 1,5 | |
15. | Использование архивных документов. | Самостоятельное изучение темы. Выступление на семинарском занятии. Выполнение заданий по карточкам – формулирование запросов в архивные учреждения; формулирование отрицательных ответов. | 1,5 | |
16. | Организация руководства и контроля архивов ведомств. | Проверка посещаемости лекций. Выступление на семинарском занятии. | 1,5 |
- информация о сроках выполнения мероприятий
Предоставление письменной рецензии – в течение трех – четырех дней.
Выступление с устным докладом и презентацией – подготовка в течение 7 – 8 дней.
III. Требования к качеству работ:
- оценочные средства
Перечень вопросов к экзамену
1. Предмет архивоведения, основные понятия, особенности учебной дисциплины «Архивоведение».
2. Архивное дело в Киевской Руси, Московской Руси.
3. Архивы периода феодальной раздробленности и периода Русского централизованного государства.
4. Архивное дело в XVIII в
5. Архивное дело в XIX в.
6. Архивы в начале XX в.: архивные комиссии, первая мировая война.
7. Архивная система в советский период: 1917г. – конец 30-х гг
8. Архивное дело в 1940 – 1980-е гг.
9. Архивное дело в 1990-е – 2000-е гг. Нормативное правовое регулирование архивного дела.
10. Деление архивов в зависимости от их функций и подчиненности.
11. Понятие об Архивном фонде страны. Классификация документов АФ РФ. Признаки (основания) классификации.
12. Фондирование: понятие, основные правила.
13. Объединенные архивные фонды и коллекции. Методика их создания.
14. Классификация документов личного происхождения, объединенных архивных фондов и коллекций.
15. Комплектование государственных архивов.
16. Подготовка и передача дел на архивное хранение.
17. Понятие, назначение и задачи экспертизы ценности документов.
18. Принципы экспертизы и методы оценки документов.
19. Три группы критериев ценности документов.
20. Виды и формы повторяющейся информации. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией.
21. Система каталогов архивных учреждений: понятие, назначение, состав, правила ведения.
22. Программные продукты, используемые в архивном деле в Российской Федерации.
23. | 24. 2 | 25. 1 |
26. | 27. 4 | 28. 2 |
29. | 30. 2 | 31. 1 |
32. | 33. 2 | 34. 1 |
35. | 36. 2 | 37. 1 |
38. | 39. 4 | 40. 2 |
41. | 42. 4 | 43. 2 |
44. Аудиторные занятия |
45. семина ры |
23. Преемственность учетно-справочного аппарата делопроизводства, НСА и СНСА ведомственных и государственных архивов.
24. Перечни документов, их назначение и методика составления.
25. Номенклатура дел: понятие, назначение, порядок и методика подготовки.
26. Учет документов как составная часть по обеспечению их сохранности.
27. Определение, структура, состав системы НСА к документам АФ РФ.
28. Понятие об описании дел. Аналитико-синтетическая переработка первичной документной информации.
29. Опись, ее определение, назначение, особенности и методика составления.
30. Назначение, виды и место каталогов в системе НСА государственного архива. Каталогизация документов.
31. Путеводители, историческая справка, обзор документов, их определение, виды, назначение и методика составления.
32. Формы использования документов в государственных и ведомственных архивах. Учет использования документов в архиве учреждения.
33. Требования к подготовке информационных продуктов архива: архивная справка о трудовом стаже, о награждении и др.
34. Экспертно-проверочные комиссии (ЭПК) органов архивного управления некоторых центральных государственных архивов. Их задачи и функции.
- перечень контрольных мероприятий
выступление с докладом и презентацией,
письменная рецензия на статью,
письменная рецензия на сайт архивного учреждения,
устный экзамен.
IV. Потребность в ресурсах:
- список доступных студенту информационных ресурсов
Источники и основная литература.
Федеральный Закон "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года (с изм.).
Федеральный закон от 22.10.2004 г. №125-ФЗ «О коммерческой тайне », принят Государственной Думой 9 июля 2004 года.
Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», 2004.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года.
Федеральный Закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Федеральный закон от 22.10.2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации », 2004.
Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации ».
Закон города Москвы от 28.11. 2001 г. №67 «Об архивном фонде Москвы иархивах».
Архивное дело. Сборник федеральных норм. - М.: Книга-сервис. 2003.
ГОСТ 17.914-72 Обложки дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования. – М.: Изд-во стандартов, 1984.
ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М.: Изд-во Стандарт России, 1998.
ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры, технические требования (с изм. №1 от 25.12.2002 №505-ст). – М.: Госстандарт России, 2001.
Основные правила работы архивов организаций. - М.: ВНИИДАД, 2002.
Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации. – И.: ВНИИДАД, 2002.
Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде РФ и архивах, 1993г.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. - М.: ВНИИДАД. 2002.
Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. - М.: Издательский центр «Академия». 2006.
Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2006.