РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА




 

Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных услугах и повышения эффективности использования транспортных ресурсов. Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт слабо конкурируют друг с другом.

Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса, конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200-500 км).

В рыночной экономике объективно на первый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимодействию и координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам «от двери до двери» и «точно в срок». Поэтому на транспортном рынке конкурентные факторы часто уступают интеграционным, координи-рующим к взаимной выгоде и транспорта, и клиентуры. Тесное взаимо-действие различных видов транспорта является основой эффективного функционирования единой транспортной системы страны.

Правильными и эффективными являются те формы функциони-рования различных элементов транспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют интересам потребителей транспортных услуг.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в технической, технологической, организа-ционной, экономической и правовой областях (сферах).

Техническая область взаимодействия видов транспорта предполагает следующие формы координации: согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкуемых систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров в смешанном сообщении; учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости в целях эффективного использования перегрузочных средств и удобства пересадки пассажиров; создание стыкуемых технических средств связи и информации для работников различных видов транспорта, управляющих перевозочным процессом, перевалкой грузов и пересадкой пассажиров во внутритранспортных узлах. Эти формы взаимодействия различных видов транспорта реализуются через создание морских железнодорожных и автомобильных паромов, дорожных эстакад и пересечений (переездов) в разных уровнях; унификацию и стандартизацию узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов; согласование параметров контейнеров и конструкций грузовых автомобилей, вагонов, судов и самолетов, использование роудрейлеров, автомобильных полуприцепов-контейнеровозов, судов-контейнеровозов и т. п.

Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта: разработку согласованных контактных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей; составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта; организацию комплексных техноло­гических процессов работы в крупных узлах и интермодальных перевозок на линиях (например, по типу «движущееся шоссе», когда автомобили-трейлеры перевозятся на железнодорожных платформах, а затем своим ходом следуют в пункт назначения).

Технологическое взаимодействие следует распространять на весь перевозочный процесс от пункта отправления груза до пункта его назначения. В основе технологического взаимодействия находится оперативное планирование работы предприятий и организаций, участвующих в перевозочном процессе, и внедрение единых технологических процессов работы пунктов перевалки с широким использованием ЭВМ и АСУ. Использование тех или иных форм технологического взаимодействия определяется системой организации потоков подвижного состава, подводимого к пунктам перевалки грузов, режимом работы взаимодействующих транспортных предприятий на протяжении суток, уровнем их технической оснащенности. Например, технологическое взаимодействие при организации перевозочного процесса в пунктах перевалки груза включает:

- организацию движения транспортных средств по взаимно согласованным расписаниям (ниткам графика) для обеспечения примерно одновременного прибытия их в пункты перевалки. Это обеспечивает сокращение простоев подвижного состава обоих видов транспорта и возможность применения прямого варианта перегрузки;

- согласованный (при значительной дальности перевозок) подвод подвижного состава к пунктам перевалки по периодам суток. Однако и при такой форме согласования также возможен прямой вариант перегрузки.

 

В случае если подвижной состав подводится в пункты перевалки грузов без заранее согласованного определенного времени поступления его, взаимодействие обеспечивается на основании предварительной информации диспетчерского аппарата о подходе груза и, как правило, с перегрузкой через склад.

Организационная сфера координации охватывает управленческую и информационную области взаимодействия различных видов транспорта. Они предусматривают: разработку единой, согласованной системы управления транспортно-дорожным комплексом страны на макроуровне и в регионах; выработку нормативных документов, уставов и кодексов по организации перевозочного процесса, безопасности перевозок, экологии и хозяйственной деятельности при смешанных сообщениях; организацию перевозок с единым диспетчерским центром; оперативное информирование и регулирование подачи вагонов, судов, автомобилей к местам погрузки, выгрузки и перевалки грузов в транспортных узлах; организацию продажи единых билетов для пассажиров нескольких видов транспорта и согласование транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры при смешанных перевозках. Однако в организационной сфере взаимодействия различных видов транспорта еще имеется много недостатков, особенно это касается несогласо­ванности экспортно-импортных перевозок между железными дорогами и морскими портами, железнодорожными станциями и ветвевладельцами подъездных путей предприятий.

Несмотря на создание единого Министерства транспорта, нет достаточной координации в стратегии различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Практически отсутствуют региональные координационные органы управления транспортом. Отсутствует надежная система информационного обеспечения транспорта и клиентуры, особенно по комплексному обслуживанию.

Экономическая область взаимодействия включает в себя:

- разработку и согласование планов-прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной и частной собственности; определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;

- разработку стратегии развития транспортно-дорожного комплекса страны и его обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов их субсидирования по видам транспорта или финансово-промышленным группам;

- обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;

- разработку единой методической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;

- обоснование и согласование общих методических положений формирования цен и тарифов на транспортные услуги различными видами транспорта и в смешанном сообщении в условиях их государственного регулирования и свободного ценообразования, а также выработку согласованных методов стимулирования клиентуры при интермодальных перевозках;

- разработку единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры;

- согласование системы распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов;

- обоснование экономической эффективности совместных с различными видами транспорта проектов улучшения транспортного обслуживания клиентуры, проведение совместных межбанковских и кредитных операций, лотерей, аукционов, рекламы и других мероприятий по укреплению экономического положения транспортных предприятий.

Правовая область взаимодействия включает в себя решение юридических, правовых вопросов, касающихся взаимоотноше­ний между различными видами транспорта и между органами транспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами). При этом имеются в виду разработка, согласование и контроль за соблюдением правовых положений о взаимной ответственности сторон по выполнению контрактов и договоров на перевозку, обеспечению безопасности перевозок, сохранности грузов и багажа, а также за выполнением страховых обязательств и общегосударственных законов, уставов, кодексов и других подзаконных актов и инструкций на различных видах транспорта, в том числе в смешанных сообщениях.

Формы и методы конкуренции между транспортными предприятиями внутри одного или нескольких видов транспорта основываются на общепринятых экономических законах рынка балансировании спроса и предложения на транспортные услуги в смешанных сферах деятельности и полигонах обслуживания. Решающую роль играют обеспечение конкурентоспособности транспортных услуг того или иного вида транспорта, проведение эффективной маркетинговой стратегии на транспортном рынке, умелое управление затратами и ценовой политикой (в рамках законов), внедрение новых эффективных технологий и техники и постоянное повышение качества транспортного обслуживания клиентуры. Однако для реализации этих методов необходимы определенные общеэкономические условия – замедление инфляции, стабилизация финансовой системы и укрепление рубля, устранение взаимных неплатежей предприятий, разумная налоговая политика и хорошая законодательная база.

Нужны также равноправные для субъектов рынка условия в области ценообразования, что отсутствует, в частности, сейчас на железнодорожном транспорте. Вместе с тем определенная конкуренция между видами транспорта России, в частности между железными дорогами и автотранспортом, а также воздушным транспортом в пассажирских перевозках существует. Имеется конкуренция и на параллельных речных и железнодорожных направлениях, например в Поволжье. Разумное использование различных форм взаимодействия элементов конкуренции между видами транспорта позволит надежно обеспечить потребителей транспортными услугами.

При участии в перевозке груза нескольких видов транспорта большое значение имеет обеспечение ритмичности перевозочных и грузовых операций. Существенное влияние на технологию перевозочного процесса и работу перегрузочного пункта оказывает характер организации грузопотоков: календарное планирование отправки грузов в пункты перевалки; продвижение их по специальным ниткам графика; сквозная маршрутизация перевозок, основанная на концентрации поступления груза в пункты перевалки, увязанная с грузоподъемностью подвижного состава и его количеством; единые технические процессы в транспортных узлах и др.

Совершенствование перевозочного процесса базируется также на координации работы и взаимодействии эксплуатационной деятельности всех видов транспорта (кооперированное использование транспортных ресурсов, согласованное развитие технических средств в пунктах перегрузки, рациональная комплексная организация вагоно-, судо- и автомобилепотоков, широкое применение бесперегрузочных сообщений, внедрение единых технологических процессов работы портов, железнодорожных станций и автомобильных хозяйств, организация полной и четкой взаимной информации, внедрение единого оперативного планирования). Нарушения координации и взаимодействия приводят к задержке доставки грузов, росту простоев подвижного состава, увеличению транспортных затрат народного хозяйства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: