Классификационные требования к туристским водным маршрутам.




Вступление

В действующей классификации туристских водных маршрутов ряд основных тезисов фактически устарел и стал тормозить развитие водного маршрутного туризма.

Так характеристика, определяющая продолжительность активной части маршрута, перестала соответствовать продолжительности предоставляемых ежегодных отпусков. Изменились средства сплава и техника прохождения препятствий, изменились характер и набор препятствий, проходимых на маршрутах туристcкими группами, что привело к сокращению продолжительности сплава на известных маршрутах. Кроме того, не смотря на то, что технически сложные препятствия требуют большего времени при их просмотре и организации безопасного прохождения, такие препятствия стали более привлекательны для туристских групп, чем менее сложные. Одновременно сильно упростились переезды между отдельными участками сплава, как на одной реке, так и на нескольких реках в нитке одного маршрута. Многие группы стали использовать транспорт сопровождения, идущий вдоль рек. Это повлекло необходимость пересмотреть требования минимально допустимой протяженности маршрута, при одновременном увеличении насыщенности маршрута техническими препятствиями и узаконить использование транспорта в пределах маршрута для более полного охвата района проведения спортивного похода.

Действующая оценка категорий трудности препятствий высших категорий позволяла не в полной мере оценить сложность и опасность их прохождения. Для более точной оценки категории трудности препятствия за основу была взята действующая де-факто классификация, предложенная С.Черником, где категории трудности были дополнительно разбиты на три подкатегории. В предлагаемой классификации убрано несоответствие, где подкатегория с индексом “C” относилось к следующей категории трудности препятствий, то есть препятствие категории трудности 5С относится к пятой, а не к шестой категории трудности, как было у С.Черника. Категории трудности ниже четвертой предлагается не разбивать на подкатегории.

Учитывая изложенное выше, рабочая группа водного сектора ЦМКК ФСТР, руководитель группы – А.Лифанов, разработала изменения в классификацию туристских водных маршрутов. Результаты работы докладывались на съезде ФСТР в декабре 2014 года и на Совещании Маршрутного комитета ФСТР в апреле 2015 года, на котором было предложено принять участие в доработке новой редакции Классификации туристских водных маршрутов. Всем желающим был выдан Проект документа для внесения замечаний и дополнений.

Обсуждение велось по электронной почте через интернет с привлечением ведущих туристов Москвы и представителей региональных федераций спортивного туризма. Свои замечания и дополнения были выданы В.Говором, М.Верхотуровым, Ю.Снегирем. Отдельные предложения были внесены туристами других регионов.

По ряду положений Классификации мнения расходились кардинально. В июне 2015 года было проведено заключительное очное обсуждение Классификации. В обсуждении приняли участие члены ЦМКК и МКК ФСТ-ОТМ: Н.Рязанский, С.Панов, С.Солод, Р.Айбатулин, С.Климин, С.Цветкова, А.Кривонос, С.Офицеров, А.Потапов, К.Зыков, А.Лифанов. Мнение иногородних экспертов было озвучено. Рассматривались все пункты Классификации и, в случае возникновения разногласий, проводилось голосование. Решение по каждому пункту принималось простым большинством голосов с учетом мнений и замечаний иногородних экспертов.

В результате проведенного обсуждения была выработана окончательная редакция Классификации, рекомендованная рабочей группой к утверждению на Президиуме ФСТР.

Решением Президиума ФСТР от 26 января 2016 года новая Редакция Классификации водных маршрутов утверждена и введена в действие на период 2016 – 2017 годы.

Свои отзывы и замечания применения Классификации водных маршрутов в работе МКК можно отправлять на электронные адреса: ФСТР - tsunion@mail.ru, ЦМКК - сmkktssr@mail.ru.

Классификация туристских водных маршрутов

(Категорирование маршрута и его определяющих препятствий и факторов)

Общие положения и требования.

1.1Маршруты должны быть непрерывными по времени.

В случаях связки частей маршрута (рек, горных массивов и т.п.) допускается использование транспорта, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует более широкому освоению региона группой.

1.2 Категория сложности маршрута зависит от количества и технической сложности определяющих препятствий (ОП), протяженности, продолжительности и других определяющих факторов (ОФ) (большое количество протяженных препятствий, сложность разведки и страховки, удаленность, сложность рельефа, сложные природные условия и др.).

1.3 Категория сложности туристских водных маршрутов определяется на основе действующегоПеречня классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий (далее - Перечень).

1.4 Нормативная протяженность маршрута принимается как минимальная для маршрута данной категории сложности.

1.5 Нормативная продолжительность маршрута принимается как минимальная продолжительность активной части для маршрута данной категории сложности.

1.6 В активную часть маршрута включаются участки, не связанные с использованием транспорта, в том числе: пешая часть маршрута (подход к началу сплава, пешеходные переходы между участками маршрута, выход с места окончания сплава), обносы и протяженные просмотры, если в них принимала участие вся группа. Повторное прохождение участков маршрута, в том числе повторное прохождение отдельных препятствий, не включается в активную часть.

1.7 Радиальным выходом считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (возвращение в исходную точку другим путем) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (возвращение по тому же пути), засчитываются только в одном направлении. Однако, радиальный выход с изменением способа передвижения, например, пешком в одну сторону и сплавом обратно или наоборот, не связанный с повторным прохождением участка маршрута, засчитывается в активную часть маршрута полностью. Повторно пройденные участи маршрута, в том числе повторно пройденные отдельные препятствия, при категорировании маршрута не учитываются.

1.8 Протяженность маршрута рассчитывается с помощью спутниковых средств позиционирования (GPS), либо с помощью доступных программных средств анализа спутниковой информации (Google Earth, SAS Planet или подобных). При отсутствии доступа к спутниковой информации допускается измерять протяженность маршрута по карте масштаба
1: 100 000 с умножением полученного расстояния на коэффициент 1,2.

 

Классификационные требования к туристским водным маршрутам.

2.1 Классификационные требования к водным маршрутам указаны в Таблице 1.

Таблица 1.

Классификационные параметры маршрута Категория сложности маршрута
           
Нормативная (минимальная) протяженность активной части маршрута (км)            
Нормативная (минимальная) продолжительность активной части маршрута (дней)            
Категория трудности и минимальное количество ОП 1 категория трудности            
2 категория трудности            
3 категория трудности            
4 категория трудности            
5 категория трудности.            
6 категория трудности            

2.2 Параметры классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов (далее – КМ), приведенных в Перечне, могут не совпадать с данными Таблицы 1, так как при их классифицировании могли быть учтены ОФ, которые не приводятся в Таблице 1. При полном прохождении КМ за нормативную продолжительность, приведенную в Таблице 1 для данной категории, или большее количество дней, но без снижения напряженности характерной для данной категории, маршрут имеет категорию сложности, указанную в Перечне. При частичном прохождении КМ (сокращенная протяженность, уменьшенное количество ОП), а также при прохождения КМ за время меньше нормативного, маршрут должен оцениваться на основании Таблицы 1.

2.3 Протяженность активной части маршрута для школ туристской подготовки может быть сокращена по решению МКК, при условии выделения в программе школы нескольких дней на проведение занятий стационарно на отдельных препятствиях, но не более, чем на 25 километров.

2.4 В активную часть водного маршрута не может быть засчитано более 25 километров, пройденных не на средствах сплава.

2.5 При категорировании маршрута, не совпадающего с КМ, требование к его протяженности может быть снижено за счет большего, чем указано в Таблице 1, количества ОП для маршрута соответствующей категории сложности. Каждое пройденное, сверх указанного в Таблице 1, ОП снижает минимально допустимую протяженность маршрута на 5 километров. Снижение протяженности при категорировании туристского водного маршрута допускается не более чем на 25 километров.

2.6 При протяженности маршрута ниже нормативной, приведенной в Таблице 1 для данной категории, категория сложности маршрута должна быть снижена до того предела, когда, с учетом п. 2.5 (увеличение количества ОП в счет снижения протяженности), маршрут попадет в одну из низших категорий. В этом случае маршрут засчитывается как маршрут этой (низшей) категории сложности с элементами трудности реально пройденных препятствий. При протяженности маршрута, не позволяющей зачесть его первой категорией сложности, маршрут засчитывается как некатегорийный с элементами категории трудности реально пройденных препятствий. Некатегорийным считается маршрут, не содержащий категорированных технических препятствий, либо имеющий протяженность менее маршрута 1 категории сложности, либо пройденный за время меньшее, чем определено для маршрута 1 категории сложности.

2.7 Требование минимальной продолжительности к маршрутам 4, 5 и 6 категории сложности может быть снижено, но не более чем на 3 дня, если все участники туристской группы имеют опыт прохождения и руководитель опыт руководства прохождением маршрута данной или более высокой категории сложности. Опыт прохождения (руководства) маршрута более низкой категории сложности, но содержащий препятствия равной или более высокой категории трудности, не учитывается.

2.8 Если продолжительность маршрута меньше, чем определено для данной категории сложности в Таблице 1, то он переходит в более низкую категорию, в соответствии с Таблицей 1 (вплоть до некатегорийного) с элементами трудности реально пройденных препятствий.

2.9 Категория трудности водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которым подвергается член экипажа, попавший в воду или находящийся не в штатном положении на средстве сплава.

2.10 Категория трудности водных препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности пройденных водных препятствий, в том числе пройденных впервые, используется Таблица 2.

2.11 Для более детальной оценки технической сложности и опасности препятствий используется разделение препятствий 4, 5 и 6 категории трудности на три подкатегории А, В, С.

Подкатегория с индексом “А” означает, что препятствие относится к указанной категории трудности, но технически проще и безопаснее, чем эталонное препятствие этого класса трудности. Индекс “B” означает эталонное значение трудности препятствия для данной категории трудности. Индекс “C” означает повышенную сложность и опасность данного препятствия по сравнению с эталонным препятствием той же категории трудности.

2.12 Препятствия большой протяженности (многоступенчатые) могут засчитываться как несколько препятствий в том случае, если это определено в Перечне. Такое решение может быть принято полномочной Маршрутно-квалификационной комиссией в случае отличия характеристик и ОФ маршрута, включенного в Перечень, изменения уровня воды, изменения самого протяженного препятствия, появление нового препятствия на участке КМ. Обоснованием принятия такого решения может служить так же логика просмотра препятствия, стратегия его прохождения и организации страховки. В любом случае участки быстротоков (плесов) между ступенями протяженного препятствия должны позволять осуществлять просмотр, прохождение и страховку отдельных ступеней. При этом категория трудности ступеней может быть ниже, чем совокупная категория трудности многоступенчатого препятствия.

2.13. Если маршрут не совпадает с КМ и содержит меньше ОП, чем указано в Таблице 1, то он оценивается более низкой категорией сложности, для которой количество пройденных ОП является достаточным, с элементами трудности реально пройденных препятствий. Аналогично засчитываются и КМ, в которых были пройдены не все препятствия.

2.14 При зачете маршрута в маршрутных документах и справках о зачете прохождения маршрута, делается запись о реально пройденных препятствиях каждым участником.

2.15 Зачетная оценка категории сложности пройденного водного маршрута каждым участником и руководителем осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП, протяженности, продолжительности маршрута и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе отчета и фото/видео материалов.

В результате рассмотрения МКК отчетных материалов о прохождении маршрута зачетная категория сложности пройденного маршрута может быть снижена по отношению к заявленной.

2.16 Повышение категории сложности маршрута по сравнению с заявленной недопустимо.

2.17 К руководителю, капитанам судов и другим участникам группы при выпуске на маршрут могут быть предъявлены дополнительные требования: наличие опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения технических препятствий при наличии различных факторов (автономности, сплава при большой воде, горной подготовки и др.), которые могут встречаться на маршруте.

2.18. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий подлежит регулярному пересмотру в связи с климатическими изменениями, изменениями структуры и количества препятствий на реках (сели, обвалы, землетрясения, наводнения, проведение мелиоративных, строительных и других работ и т.п.), а также с изменением средств сплава и роста мастерства спортсменов.

Таблица 2. Оценка трудности водных препятствий.

Категория трудности принятая ранее Категория трудности уточненная Характеристика препятствия
    Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, в которых не требуется выбора линии движения и разведки. Определяющее препятствие маршрутов 1 к.с.
    Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 2 к.с.
    Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 3 к.с.
     
     

 

     
  4A .Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и стоячими валами. Ущелье, «щеки» с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, так как линия движения неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
4B То же, что и предыдущее, но валы косые или пульсирующие. Валы на реке с большим расходом, не позволяющие страховать судно спасконцом. Линия движения неоднозначна, требуется разведка, которая производится без особых затруднений. Ключевые места страхуются. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
Протяженный или многоступенчатый порог или шивера. Обилие камней, за которыми пенные ямы или высокие валы на реках с большим расходом. Линия движения определяется после предварительной разведки. Требуется организация страховки. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
  Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к.т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, так как возможна аварийная ситуация. Просмотр и страховка не затруднены. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
5B То же, что и предыдущее, но бочки и пенные ямы способны держать, как оторвавшегося гребца, так и все судно. Препятствие может включать в себя водопадный слив. Возможен продолжительный просмотр для выбора мест страховки и линии движения. Уход с оптимальной линии движения грозит поломкой судна. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Препятствие многоступенчатое, или по большой воде несколько препятствий слились в одно. Ключевых мест несколько. Требуется просмотр и организация нескольких точек страховки. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
  6A Сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Водопады и сифоны. Мощные прижимы с подсосами. Валы, сравнимые с длиной судна или более длины судна. Проходятся после тщательной разведки и со страховкой, там, где она возможна. Объективно опасное препятствие для гребца, оторвавшегося от судна. При отступлении от оптимальной линии движения возможна авария с последующей поломкой или утратой судна. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с.
6B То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Каньонные участки с невозможностью страховки и невозможностью просмотреть препятствие полностью. Как правило, водопадные сливы и мощные “бочки” в препятствии. Линия движения сложна и проходит через несколько ключевых мест. Препятствие представляет реальную угрозу для жизни экипажа при несоблюдении линии движения. Разведка и страховка обязательны, если это возможно. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с.
6C Препятствие либо не проходилось, либо было ранее пройдено малым числом экипажей. Проходится на пределе возможностей судна и экипажа, как правило, при оптимальном уровне воды в реке. Препятствие крайне опасное для жизни членов экипажей (водопады, водосбросы, сифоны, каньоны и т.п.). Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с.

 

Приложение 1.

Примеры расчета категории сложности маршрута, отличного от КМ.

 

Пример 1.

Группа прошла маршрут протяженностью 78 километров за 11 дней, при этом пройдено 3 препятствия 6 к.т., 3 препятствия 5 к.т. и 8 препятствий 4 к.т.

Если этот маршрут проходило отделение школы высшей туристской подготовки, где в расписании занятий было указано стационарные занятия на отдельных препятствиях, то на основании пункта 2.3 маршрут должен быть зачтен 6 категорией сложности.

В противном случае зачет осуществляется на основании таблицы 1 и пункта 2.5. Для снижения километража на 25 километров требуется прохождение минимум 5 дополнительных ОП. То есть в данном случае маршрут должен быть зачтен 4 категорией сложности с элементами 6 категории сложности.

 

Пример 2.

Тот же маршрут, но пройденный за 5 дней. На основании таблицы 1 такой маршрут должен быть зачтен 2 категорией сложности с элементами 6 категории сложности.

 

Пример 3.

Маршрут, предлагаемый для коммерческого сплава по Чуе ниже Мажойского каскада с обвозом центральной части реки, рассчитанный на 2 - 3 дня. На основании таблицы 1 маршрут должен быть зачтен как некатегорийный с элементами 5 категории сложности.

 

Пример 4.

Два повторных прохождения Мажойского каскада Чуи за субботу и воскресенье. Маршрут должен быть зачтен, как некатегорийный с элементами 6 категории сложности.

 

Пример 5.

Группа проходит маршрут по рекам Северного Кавказа. Продолжительности активной части маршрута 7 дней, протяженность - 110 километров. Группой пройдено 5 препятствий 4 категории трудности. Если все участники группы уже имели опыт прохождения маршрута 3 категории сложности и руководитель имел опыт руководства маршрутом 4 категории сложности, то на основании пункта 2.7 маршрут должен быть зачтен 4 категорией сложности. В противном случае маршрут должен быть зачтен 3 категорий сложности с элементами 4 категории сложности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: