Что могут сделать учреждения дополнительного образования?




Дополнительное образование наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:

- меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;

- практико-ориентированный характер обучения;

- ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;

- отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

- возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

- отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные и с низкими способностями, имеющие физические недостатки и победители спортивных соревнований, малыши и подростки. Практика показывает, что значительные успехи в развитии коммуникативных и творческих навыков дети-инвалиды приобретают именно в таких неоднородных группах.

Дети с гиперкинетической формой ДЦП склонны к занятиям в группах художественно-эстетической направленности. Несмотря на гиперкинезы они могут рисовать и конструировать. Для неговорящих детей творчество – основной способ передать родителями, окружению и миру свои тревоги и радости. Картины, стихи, проза становятся для ДЦП-шек способом самовыражения и самоактуализации, средством общения и ответом на вечный вопрос о смысле жизни.

Если ребенок испытывает желание заниматься пластикой и танцем, то возможно и это. Танцы на колясках существуют с 60-ых годов прошлого века. В России с 2006 года танцы на колясках официально признаны видом спорта. В Перми с 2000 года существует ансамбль танцев на колясках «Гротеск», все участники которого инвалиды 1 группы. Каждый раз они доказывают и себе, и всем окружающим, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью, могут танцевать, ездить по миру, работать, творить и любить.

Физические ограничения не являются препятствием для занятий в спортивных секциях.

Занятие плаванием с самого раннего возраста с помощью инструктора или специального оборудования связаны не только с процессом гидрореабилитации (лечением водной средой), но и социализации. В Перми несколько лет работает Благотворительный фонд в поддержку и развитие плавания инвалидов «Движение Плюс», основными направлениями деятельности которого, являются физкультурно-оздоровительное и спортивное – подготовка детей с ограниченными возможностями по программе паралимпийского, спецолимпийского и сурдолимпийского плавания. Результаты работы показали, что во время занятий в воде у детей с ДЦП нормализуется мышечный тонус, развивается мелкая и крупная моторика, улучшается речь, и как следствие, формируются новые двигательные навыки и качества, позволяющие ребенку активнее включаться в жизнь общества. Занятия спортивным плаванием, участие в соревнованиях, выезды на спортивно-оздоровительные сборы с коллективом здоровых сверстников, все это благоприятно сказывается на самооценке и социальной активности ребенка.

С 1984 года в программу Паралимпийских игр входит бочча - вид спорта для людей, имеющих значительные поражения опорно-двигательного аппарата и передвигающихся в инвалидной коляске. В зависимости от тяжести поражения игроки бочча делятся на четыре класса. BC1, BC2 и BC3 - для игроков с ДЦП, BC3 и BC4 - для игроков с другими неврологическими отклонениями, имеющими сходный с ДЦП эффект (мышечная дистрофия, мозговая травма и т.п.). Название игры происходит от латинского слова «bottia», что означает мяч и заключается в метании шаров по цели.

Игроки класса ВС1 вбрасывают мяч в игру рукой или ногой. Они могут пользоваться помощью ассистента, который стоит за спиной играющего, за пределами площадки. Помощь заключается в корректировке положения стула игрока и в подаче ему шаров, когда это необходимо. Игроки класса ВС2 вбрасывают мяч рукой. Помощь ассистента не предусмотрена. Игроки класса ВС3 имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей. Для вбрасывания мяча на корт они пользуются специальным приспособлением - наклонной плоскостью; во время игры разрешается помощь ассистента. Игроки бочча класса ВС4 имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей, контроль туловища также затруднен. Однако эти спортсмены демонстрируют хорошую способность вбрасывания мяча на корт. Помощь ассистента не предусмотрена.

Уточним, что над приёмами и правилами этой игры для инвалидов потрудились специалисты в области реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. Мяч для игры в бочча кожаный, весом в 275 г, окружностью 27 см, изнутри заполнен мелкими гранулами, что способствует массажу ладони. При спастичности руки его вкладывают в кисть, раздвинув пальцы, далее предлагают бросить этот мяч двумя руками поочередно, перекладывать из руки в руку, передавать. Ставя корзинку с мячами рядом с коляской больного, инструктор предлагает брать эти мячи, затем бросать их. Мячи можно раскладывать на полу и заставлять их собирать. Одновременно больного учат управлять инвалидной коляской. Так как игра бочча – это еще умение управлять движениями, умение попасть в цель мячом, концентрировать внимание, просчитать свой ход, управлять дыханием и эмоциями, занятия способствуют улучшению координации, глазомера, развивают функции руки и навыки метания. Для детей с ДЦП, подверженных быстрой утомляемости оптимально интенсивно заниматься игрой в бочча примерно 1 час.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек. Командные игры способствуют не только возникновению духа спортивного азарта, но и сплачивают игроков между собой, что также благоприятно сказывается на процессе социализации ребенка.

Больные ДЦП могут заниматься туризмом. Туристические походы расширяют кругозор, способствую формированию коллектива, «чувства плеча» и взаимовыручки, развивают навыки самообслуживания. Разумеется, перед выходом «в поле» в учреждениях дополнительного образования проводится подготовительная работа. Дети учатся пользоваться специальным снаряжением, выполняют упражнения на развитие силы и выносливости, изучают технику безопасности и приемы экстренной медицинской помощи. Практика показала, что занятие туризмом больных детским церебральным параличом снижает уровень тревожности, развивает выносливость, улучшает двигательные функции подростка.

Иппотерапия тоже может рассматриваться не только как метод лечения, когда больной выполняет упражнения, разработанные для него специалистом, сидя верхом на идущей лошади, но и способом социализации. Когда всадник получает разрешение управлять лошадью самостоятельно (или при незначительной помощи инструктора), он ощущает свою возможность и право командовать движениями большого, мощного животного, что способствует повышению самооценки, позитивного настроя и уверенности в своих силах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: