Практическое занятие № 8
Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» в контексте творчества (2 час.)
Вопросы для обсуждения
I. Творческая история «Маскарада». Драма «Маскарад» в контексте творчества поэта (проблематика, русские и зарубежные источники, традиции).
II. Специфика конфликта и его художественное решение:
1. Мотив карточной игры. Карточная игра и ее смысл в различные исторические эпохи (Средние Века, эпоха Возрождения, Новое время). Игра как роковой знак сверхличного в эпоху Возрождения. Реставрация игры у романтиков[1].
2. Типология игроков в драме Лермонтова и в русской литературе. «Что ни толкуй Вольтер или Декарт – жизнь для меня – колода карт…» и т.д.
Эпизоды для анализа:
Арбенин: …Но чтобы здесь выигрывать решиться,
Вам надо кинуть все, родных, друзей и честь,
Вам надо испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу: по частям
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья мысли; годы
Употребить на упражненье рук,
Все презирать: закон людей, закон природы.
День думать, ночь играть, от мук не знать свободы,
И чтоб никто не понял ваших мук.
Не трепетать, когда близ вас искусством равный,
Удачи каждый миг постыдный ждать конец
И не краснеть, когда вам скажут явно:
“Подлец!”
[Лермонтов, 1955, III: 13]
Князь: О, где ты, честь моя?.. отдайте это слово,
Отдайте мне его - и я у ваших ног,
Да в вас нет ничего святого,
Вы человек иль демон?
Арбенин: Я? – игрок! [Лермонтов, 1955, III: 83].
3. Идея рока (проблема судьбы, фатума, возмездия).
4. Демонический персонаж и проблема высокого зла:
а) двойной конфликт в драме; б) метафизический смысл поисков Арбенина: любовь как форма самоопределения игрока Арбенина, диалектика добра и зла в сознании героя, путь к демонизму[2], в) смысл ошибки Арбенина, г) Арбенин в системе архетипов Ванька Каин[3], Сальери и т.д.,
д) Споры об Арбенине в критической и научной литературе: – Нестор Котляревский характеризует Арбенина только как «дикаря цивилизованного», «который способен на все гадости». Арбенин – «изверг, расчетливый и холодный мучитель», – Д. Овсянико-Куликовский: «опытный делец, грубый эгоист, обуреваемый низменными страстями, маньяк рабовладельческой любви»[4].
Эпизоды для анализа:
Казарин: Мне скажут: можно отучиться,
Натуру победить. Дурак, кто говорит;
Пусть ангелом и притворится,
Да черт-то все в душе сидит
Арбенин: Но если я обманут…без слез и сожаленья, две наши
жизни разорву!»
Арбенин: Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой,
И краткий наш союз отныне разрываю -
Прощай – прощай!
Арбенин: Беги, красней, презренный человек.
Тебя, как и других, к земле прижал наш век,
Ты пред собой лишь хвастался, как видно,
О! жалко. право, жалко изнемог
И ты под гнетом просвещенья!
Любить ты не умел, а мщенья
Хотел.. пришел и - и не мог!
о, я разрушу
Твой сладкий мир, глупец, и яду подолью.
И если бы ты мог на карту бросить душу,
То я против твоей - поставил бы свою.
Арбенин: Да, честь не возвратится.
Преграда рушена между добром и злом,
И от тебя весь свет с презреньем отвратится
Отныне ты пойдешь отверженца путем,
Я сам свершу свой страшный суд...
Я казнь ей отыщу - моя ж пусть будет тут
(Показывает на сердце)
Арбенин (горько смеясь): Проклятие! что пользы проклинать?
Я проклят богом.
Арбенин: Я ослабел в борьбе с собой
Среди мучительных усилий...
Доктор: Он болен не шутя – и я не сомневаюсь,
Что в этой голове мучений было тьма;
Но если он сойдет с ума,
То я за жизнь его ручаюсь.
6. Система персонажей:
а) типология персонажей как реализация оппозиции цивилизация /природа,
б) персонажи и их микродрамы («Диана в обществе – Венера в маскараде» и т.д.),
в) «игроки» и «игрушки» – два звена единой цепи,
г) поэтика имен (Настасья Павловна-Нина и др.),
д) мифологема голоса и поющая женщина в поэтическом мире Лермонтова,
е) принцип двойничества и его содержательность,
ж) персонажи (Звездич, Неизвестный) как ипостаси Арбенина,
з) Неизвестный в драме. Споры о нем.
Сопоставьте точки зрения. Опираясь на текст, предложите свою интерпретацию[5].
Эпизоды для анализа:
Неизвестный (оставшись один): Я чуть не сжалился, – и было тут
мгновенье,
Когда хотел я броситься вперед...
(Задумывается)
Нет, пусть свершается судьбы определенье,
А действовать потом настанет мой черед.
(Уходит.)
Неизвестный: Я твой добрый гений.
Да, непримеченный, везде я был с тобой;
Всегда с другим лицом, всегда в другом наряде –
Знал все твои дела и мысль твою порой –
Остегал тебя недавно в маскераде.
Неизвестный: (подняв глаза к небу, лицемерно):
Казнит злодея провиденье!
Невинная погибла – жаль!
Но здесь ждала ее печаль,
А в небесах спасенье!
Ах, я ее видал – ее глаза
Всю чистоту души изображали ясно
Кто б думать мог, что этот цвет прекрасный
Сомнет минутная гроза
Что ты замолк, несчастный?
Рви волосы – терзайся – и кричи-
Ужасно! – о, ужасно!
Неизвестный: Давно хотел я полной мести,
И вот вполне я отомщен!
Неизвестный: И этот гордый ум сегодня изнемог!