I. Творческая история «Маскарада». Драма «Маскарад» в контексте творчества поэта (проблематика, русские и зарубежные источники, традиции).




Практическое занятие № 8

Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» в контексте творчества (2 час.)

 

Вопросы для обсуждения

I. Творческая история «Маскарада». Драма «Маскарад» в контексте творчества поэта (проблематика, русские и зарубежные источники, традиции).

II. Специфика конфликта и его художественное решение:

1. Мотив карточной игры. Карточная игра и ее смысл в различные исторические эпохи (Средние Века, эпоха Возрождения, Новое время). Игра как роковой знак сверхличного в эпоху Возрождения. Реставрация игры у романтиков[1].

2. Типология игроков в драме Лермонтова и в русской литературе. «Что ни толкуй Вольтер или Декарт – жизнь для меня – колода карт…» и т.д.

Эпизоды для анализа:

Арбенин: …Но чтобы здесь выигрывать решиться,

Вам надо кинуть все, родных, друзей и честь,

Вам надо испытать, ощупать беспристрастно

Свои способности и душу: по частям

Их разобрать; привыкнуть ясно

Читать на лицах чуть знакомых вам

Все побужденья мысли; годы

Употребить на упражненье рук,

Все презирать: закон людей, закон природы.

День думать, ночь играть, от мук не знать свободы,

И чтоб никто не понял ваших мук.

Не трепетать, когда близ вас искусством равный,

Удачи каждый миг постыдный ждать конец

И не краснеть, когда вам скажут явно:

“Подлец!”

[Лермонтов, 1955, III: 13]

Князь: О, где ты, честь моя?.. отдайте это слово,

Отдайте мне его - и я у ваших ног,

Да в вас нет ничего святого,

Вы человек иль демон?

Арбенин: Я? – игрок! [Лермонтов, 1955, III: 83].

3. Идея рока (проблема судьбы, фатума, возмездия).

4. Демонический персонаж и проблема высокого зла:

а) двойной конфликт в драме; б) метафизический смысл поисков Арбенина: любовь как форма самоопределения игрока Арбенина, диалектика добра и зла в сознании героя, путь к демонизму[2], в) смысл ошибки Арбенина, г) Арбенин в системе архетипов Ванька Каин[3], Сальери и т.д.,

д) Споры об Арбенине в критической и научной литературе: – Нестор Котляревский характеризует Арбенина только как «дикаря цивилизованного», «который способен на все гадости». Арбенин – «изверг, расчетливый и холодный мучитель», – Д. Овсянико-Куликовский: «опытный делец, грубый эгоист, обуреваемый низменными страстями, маньяк рабовладельческой любви»[4].

Эпизоды для анализа:

Казарин: Мне скажут: можно отучиться,

Натуру победить. Дурак, кто говорит;

Пусть ангелом и притворится,

Да черт-то все в душе сидит

Арбенин: Но если я обманут…без слез и сожаленья, две наши

жизни разорву!»

Арбенин: Прочь, добродетель: я тебя не знаю,

Я был обманут и тобой,

И краткий наш союз отныне разрываю -

Прощай – прощай!

Арбенин: Беги, красней, презренный человек.

Тебя, как и других, к земле прижал наш век,

Ты пред собой лишь хвастался, как видно,

О! жалко. право, жалко изнемог

И ты под гнетом просвещенья!

Любить ты не умел, а мщенья

Хотел.. пришел и - и не мог!

о, я разрушу

Твой сладкий мир, глупец, и яду подолью.

И если бы ты мог на карту бросить душу,

То я против твоей - поставил бы свою.

Арбенин: Да, честь не возвратится.

Преграда рушена между добром и злом,

И от тебя весь свет с презреньем отвратится

Отныне ты пойдешь отверженца путем,

Я сам свершу свой страшный суд...

Я казнь ей отыщу - моя ж пусть будет тут

(Показывает на сердце)

Арбенин (горько смеясь): Проклятие! что пользы проклинать?

Я проклят богом.

Арбенин: Я ослабел в борьбе с собой

Среди мучительных усилий...

Доктор: Он болен не шутя – и я не сомневаюсь,

Что в этой голове мучений было тьма;

Но если он сойдет с ума,

То я за жизнь его ручаюсь.

6. Система персонажей:

а) типология персонажей как реализация оппозиции цивилизация /природа,

б) персонажи и их микродрамы («Диана в обществе – Венера в маскараде» и т.д.),

в) «игроки» и «игрушки» – два звена единой цепи,

г) поэтика имен (Настасья Павловна-Нина и др.),

д) мифологема голоса и поющая женщина в поэтическом мире Лермонтова,

е) принцип двойничества и его содержательность,

ж) персонажи (Звездич, Неизвестный) как ипостаси Арбенина,

з) Неизвестный в драме. Споры о нем.

Сопоставьте точки зрения. Опираясь на текст, предложите свою интерпретацию[5].

Эпизоды для анализа:

Неизвестный (оставшись один): Я чуть не сжалился, – и было тут

мгновенье,

Когда хотел я броситься вперед...

(Задумывается)

Нет, пусть свершается судьбы определенье,

А действовать потом настанет мой черед.

(Уходит.)

Неизвестный: Я твой добрый гений.

Да, непримеченный, везде я был с тобой;

Всегда с другим лицом, всегда в другом наряде –

Знал все твои дела и мысль твою порой –

Остегал тебя недавно в маскераде.

Неизвестный: (подняв глаза к небу, лицемерно):

Казнит злодея провиденье!

Невинная погибла – жаль!

Но здесь ждала ее печаль,

А в небесах спасенье!

Ах, я ее видал – ее глаза

Всю чистоту души изображали ясно

Кто б думать мог, что этот цвет прекрасный

Сомнет минутная гроза

Что ты замолк, несчастный?

Рви волосы – терзайся – и кричи-

Ужасно! – о, ужасно!

Неизвестный: Давно хотел я полной мести,

И вот вполне я отомщен!

Неизвестный: И этот гордый ум сегодня изнемог!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: