III. Сюжетно-композиционные особенности.




Маскарад как ключевой образ, точка пересечения смыслов драмы: социально-бытового, нравственно-психологического, философского (метафоры: жизнь-бал, жизнь-шарада, жизнь-шутка. Между мазуркой и штосом). Маска и ее символико-философский смысл.

2. Семантика и функции вещей, их роковой характер и смысл.

3. Фрагментарный характер предыстории Арбенина и ее функции.

4. Принцип силы и двойного сострадания – не только к жертве (Нине), но и к виновнику ее гибели (Арбенину).

5. Ремарка и ее культурные коды (ремарка молчания как знак запредельной эмоции в ранней драме, интертекстуальные ассоциации, имплицитные смыслы ремарки, способы трансформации конкретных ремарочных описаний, в частности, афишных и предметных ремарок; сюжетообразующие ремарки, обладающие повышенной смысловой значимостью в структуре целого пьесы, за счет включения в систему культурных кодов времени.

6. Намеки, предчувствия, несбывшиеся предсказания, неоправдавшиеся догадки и ритм драмы.

7. Рифмы эпизодов, эхо реплик и т.д.

Финал и его интерпретации.

9. Философский подтекст драмы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с.

2. Фохт, У. Лермонтов. Логика творчества. – М.: АН СССР, 1975. – 192 с.

3. История русской драматургии XVII - первой пол. XIX вв. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние 1982. – 352 с.

4. Поляков, М. В мире идей и образов. – М.: Советский писатель, 1983.– 368с.

5. Коровин, В.И. Творческий путь Лермонтова. – М.: Просвещение,1983. – 287 с.

6. Макогоненко, Г.П. Лермонтов и Пушкин: проблемы преемственного развития литературы: монография. – Л.: Советский писатель. 1987. –400 с.

7. Манн, Ю. Диалектика художественного образа. – М.: Советский писатель, 1987. – 317 с.

8. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма. – M.: Аспект-Пресс, 1995. – 384 с. – (Прогр. «Обновление гуманит. образования в России»).

9. Журавлева, А.И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 288 с.

10. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом аспекте. – М.: Индрик, 2003. – 640 с.

Научные статьи:

1. Турбин, В., Усок, И. Трагедия гордого ума // Вопросы литературы. – 1957. – № 4. – С. 83-109. [Электронный ресурс]

2. Эйхенбаум, Б.М. Пять редакций «Маскарада» // «Маскарад» Лермонтова. Сб. статей под ред. П.И. Новицкого. – М.; Л.: ВТО, 1941. – С.93-108.

3. Манн, Ю. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Изв. АНСССР. Серия лит. и яз. – 1977. – Т. 36. – № 1. – С. 27-38.

4. Марченко, А. Перечитывая «Маскарад» // Новый мир. – 1984. – № 10.– С. 228-242.

5. Журавлева, А.И., Некрасов В. Н. Драма Лермонтова «Маскарад» в русской культуре // Лермонтов М.Ю. Маскарад: Драма в 4 д. в стихах. – М.: Книга, 1985. – С. 5-51.

6. Коровин, В.И. Герой и миф: (По драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения: Межвуз. сб. / Под ред. В.М. Марковича. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 122-134.

7. Вацуро, В. «Моцарт и Сальери» в «Маскараде» Лермонтова // Русская литература – 1989. – №3. – С. 82-83.

8. Журавлева, А.И. Путь к героям времени: Лирика, драма, роман // Театр. – 1989. – № 11. – С. 163-168.

9. Карушева, М.Ю. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» //Русская литература – 1989. – № 3. – С. 161-166.

10. Манн, Ю. О мотивах игры в драматическом произведении // Litteraria humanitas. – Brno, 1991. – № 1. – S. 311-316.

11. Мачульский, Е.Н. К истории создания Лермонтовского «Маскарада» // Московский журнал. – 2004. – № 10. – С. 13-19.

Дополнительно:

1. Васильева, Л.Н. Мучительная красота // Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 415-426 (Заметки о творчестве Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», «Маскарад», «Герой нашего времени»).

2. Селиванова, Е.А. Номинация персонажей в художественном тексте М. Ю. Лермонтова: («Маскарад») // Актуальные вопросы современного лермонтоведения: Языкознание. – Киев, 1989. – С. 32-33.

3. Куликова, К. Петербургская драма Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Маскарад: Драма в 4 д., в стихах. – Л.: Детская литература, 1990. – С. 5-24.

4. Щеблыкин, С.И. Романтическая символика в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова и «Горе от ума» А.С. Грибоедова: (К проблеме драматург. традиций) // Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в вузе и школе. – Пенза, 1991. – С. 60-64.

5. Харчевников, А.В. Некоторые проблемы сравнительного анализа при изучении драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в вузе и школе. – Пенза, 1991. – С. 56-60.

6. Верещагина, О.Н. Заглавие и афишные ремарки в драмах М.Ю. Лермонтова // Ярославский пед. вестн. – 2012 – № 2, т. I: Гуманит. науки. – С. 239-241.

7. Лотман, Ю.М. Историко-литературные заметки. Две реминисценции из «Гамлета» в «Маскараде» и «Смерти поэта» // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 104. Труды по русск. и слав. филологии. – № 4. –1961. – С. 277-284.

8. Комарович, В. Автобиографическая основа «Маскарада» //Лит. наследство. Т. 43-44. – М., 1941. – С. 629-672.

9. «Маскарад» Лермонтова. Сб. статей под ред. П.И. Новицкого. К столетию со дня гибели М.Ю. Лермонтова. 1841-1941. – М.; Л.: ВТО, 1941. – 272 с.

10. Пульхритудова, Е.М. «... в обществе разобщенном и скованном» // Театр. – 1964. – № 10. – С. 35-43.

11. Левин, Ю.Д. Лермонтов и Шекспир. Реминисценции из Шекспира в «Испанцах», «Маскараде» // Шекспир и русская культура. Под общ. ред. М.П. Алексеева. – М.; Л.: Наука, 1965. – С. 241-245.

12. Стариков, Д.В. К вопросу о трактовке драмы «Маскарад» // Стариков В.Д. Перечитывая классику. Наблюдения. Размышления. Полемика. – М.: Советский писатель, 1974. – С. 168-170.

13. Ходукина, Т.И. К вопросу изучения жанра драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 1. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. – С. 47-51.

14. Тарханова, Д. Романтическая драма: драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад»// Литература. – Первое сентября. – 2006. – № 1. – С. 20-21.

 

Культура: Игра. Бал. Маскарад.

1. Тахо-Годи, А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков//Искусство слова. – М., 1973. – С.306-314.

2. Мильчина, В.А. Маскарад в русской культуре XVIII – нач. XIX века//Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. – М., 1978. – С. 40–50.

3. Онегинская энциклопедия: в 2 т. / Под общ. ред. Н.И.Михайловой; сост. Н.И.Михайлова, В.А.Кошелев, М.В.Строганов. – М.: Русский путь, 1999-2004. Т. 1. А-К. – М.: Русский путь, 1999. – 576 с.

4. Таборисская, Е.М. Петербургский маскарад как литературно-культурный феномен XIX - середины ХХ вв. // Петербургские чтения: [сборник статей]. – СПб.: Знаменитые универсанты, 2003. – С. 283-290.

5. Вежбицкая, А. Судьба и предопределение // Путь. – 1994. – № 5. – С.38-47.

6. Понятие судьбы в контексте разных культур/Отв.ред. Н.Д.Арутюнова. – М., 1994. – С. 41-52.

7. Зимин, И. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. Придворные маскарады [Электронный ресурс].


[1] «В игре как бы разыгрывалась вся жизнь в миниатюре» [Бахтин, 1990, с.260]. «В отличие от индивидуально-личностной судьбы романтиков, игра у Лермонтова также понимается как осуществление сверхличного, но сверхличные качества обнаруживает в себе самореализующийся субъект посредством выявления всех своих возможностей. Освобождаясь от внешней обусловленности, он попадает во власть роковых сил» (С. Зотов).

[2] «Но любовь Арбенина вмещает всю глубину страдания демонической личности, замещает все возможные сферы человеческого самоопределения. Любовь игрока не покой и вера» (С.Зотов).

[3] Ванька Каин, знаменитый в XVIII веке разбойник-душегуб «не только подчеркивает “апофеоз зла” демонической натуры Арбенина, но и опосредованно вводит нас в мир христианских легенд, связывает Арбенина и Каина, первого братоубийцу не земле» (М. Карушева).

[4] «Демонический убийца совершает на земле божий суд – в этом заключается парадоксальное существо позиции героя, решительность которого превозмогает сомнения. (Может быть, Арбенин отравил Нину отчасти потому, что не смог задушить Звездича? В ознаменование демонического самоутверждения, торжества мстителя над развращающим «веком просвещенья»?) Рыдающий демон-убийца (подобно скорбящему о несовершенстве человека Творцу?) добивается признания Ниной вины, раскаяния, как перед Богом, но не ради прощения её, а для успокоения собственного смятенного духа. Доказательство невиновности Нины вызывает помрачение рассудка, исторгающее из груди Арбенина своеобразно п р о т е с т у ю щ и й возглас смирения» (С.Зотов).

[5] * реальный человек со своей биографией

«Неизвестный – это второй незадавшийся Арбенин, это параллельное лицо к Арбенину. Он жил и действовал, как Арбенин, – он играл, он провел блестящую, веселую, кутежную, залитую огнями, шампанским и золотом молодость… Неизвестный – это Арбенин в иной жизненной редакции, в ином жизненном варианте. В этом втором, как бы отраженном в кривом зеркале, Арбенине Лермонтов накапливает все то злое, страшное и грязное, что было в прошлом Арбенина и от чего он сумел освободиться. Неизвестный не прошел через это прошлое, а застрял в нем. Как неудачник, потерявший жизненный блеск, силы и надежды, он со страшной завистью относится к Арбенину.Почему Лермонтов не дал ему фамилии? … потому что это рядовой человек, взятый из массы, из большинства, один из тех, с кем сталкивался Арбенин. И в этом есть отмщение. Прошлое мстит. Прошлое собирает над Арбениным грозовые тучи. Ведь Арбенин все время боится своего прошлого, он все время думает, как бы уйти, как бы застить это прошлое то любовью к Нине, то новыми чувствами. А появление Неизвестного означает: нет, застить ничего нельзя! Неизвестный является мстителем не в том смысле, что его сверху „председатель на облаках“ послал сюда исполнять должность полицеймейстера. Нет, это законная встреча со старым знакомцем. Теперь они встретились на узкой дорожке, и Неизвестный наносит страшный удар. Это – трагический удар, а не мелодраматическое происшествие. Здесь полная, настоящая драматургическая логика. А что касается того, что Неизвестный является таинственной фигурой, то достаточно сослаться на опыт многих советских актеров, играющих этот образ вполне реалистически» (С.Дурылин).

«Если бы Лермонтов хотел воплотить в этом образе какую-то потустороннюю силу, он избежал бы этих биографических подробностей»(В.Л. Лермин).

«Неизвестный подчинился игре, преступил нравственный закон, ослушался Бога. Он мстит Арбенину за свое малодушие, он весь - воля к мщению. Цель Неизвестного достигнута, и он повержен. Он выиграл по-

следнюю ставку, но эта его игра знаменует крушение слабой личности. Попытка противостоять жестокому миру оборачивается мелким злодейством» (С. Зотов).

* орудие в руках Судьбы

«Знаменитый спектакль бывшего Александринского театра в своих ранних редакциях был весь пронизан мистикой, его главное действующее лицо было невидимо, но дыхание его зритель ощущал в каждое мгновение этого блестящего и торжественно-холодного спектакля. Неизвестный в своей зловещей птичьей маске выступал как активное воплощение этого невидимого, вечно деятельного рокового начала. Все остальные персонажи превращались в его послушное орудие. Его таинственная воля связывала столкновение страстей, игру частных эгоистических интересов, разрозненных случайностей в целую систему и влекла Арбенина к неизбежной и фатальной гибели. В почти неуловимом, тревожном и за-

вораживающем ритме, предваряемые легким звоном бубенцов, появлялись похожие друг на друга арлекины и молча окружали Нину. Вырываясь, она оставляла в их руках браслет. А когда Арбенин подносил Нине яд и, скрестив руки, неподвижно застывал у роскошного портала, перед ним в желтом боковом луче света вновь возникала эта сцена, неясная и легкая, как видение. И зритель еще до слов Неизвестного ощущал, что он всюду незримо следует за Арбениным – „всегда с другим лицом, всегда в

другом наряде”» (И. Шнейдерман).

«В Лермонтове мы видим первые зачатки придания мещанству ноуменального смысла... По своей природе Лермонтов несомненно был религиозным романтиком, мистиком» (Р.В. Иванов-Разумник).

«”Маскарад”– трагедия рока. Не потому только, что так явно безжизнен образ Неизвестного, который, как посланец рока, приходит к Арбенину, чтобы показать ему всю преступную немощность его мысли и бессилие его там, где он хотел своей рукой творить суд и вершить истину... не только эта конечная сцена, хотя и она говорит достаточно, – вся драма полна дыхания рока». Месть Неизвестного – это только „попытка замаскировать сверхреальное его значение“» (С.Э. Радлов).

• Неизвестный – фигура полуреальная-полусимволическая: персонаж, наделенный конкретной биографией, мотивирующей и его присутствие в пьесе, и мстительное озлобление против Арбенина, он в то же время – как бы своеобразный символ «света», его враждебности герою.

• Неизвестный – один из тех фокусов пьесы, в которых сконцентрировано романтическое начало, широко разлитое в «Маскараде» и определяющее едва ли не самые существенные моменты его стиля.

*«стихия Неизвестности» (Ю. Манн)

*другие интерпретации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: