Рекомендуемые образовательные технологии




Программа межфакультетского учебного курса

 

Современная русская реалистическая проза: основные тенденции развития


Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Современная русская реалистическая проза: основные тенденции развития» являются:

· знакомство с основными этапами и тенденциями развития современной русской реалистической прозы;

· освещение важнейших художественных процессов, жанровых парадигм, а также творчества ведущих современных писателей-реалистов;

· анализ наиболее известных реалистических художественных текстов с целью выявления их взаимодействия друг с другом и с постмодернистскими произведениями в современном литературном процессе.

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина входит в вариативную часть ООП.

Курс «Современная русская реалистическая проза: основные тенденции развития» предназначен для студентов различных факультетов в качестве МФК.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность демонстрировать знание и понимание основных закономерностей и этапов развития русской литературы (С-СПК) – частично: понимание закономерностей исторического и историко-культурного развития СССР и России в конце XХ – начале ХХI вв..

Курс также частично формирует компетенции:

· владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (С-ОНК-3);

· знание основных этапов истории и закономерностей развития отечественной литературы; умение исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа (С-ОПК-3);

· С-СК-2, частично: способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации по истории русской литературы ХХ – ХХI вв.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· критерии периодизации истории современной литературы и основные этапы ее развития;

· проблемно-тематические особенности, систему жанров и эстетических концепций современной русской реалистической прозы;

· творчество наиболее известных современных русских писателей-реалистов.

Уметь:

· с помощью литературоведческого инструментария анализировать реалистические художественные тексты;

· корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы в реалистической прозе конца ХХ – начала ХХI вв.;

· использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной научной деятельности.

Владеть:

· навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике курса.

 

4. Структура и содержание дисциплины.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы

№ п/п Раздел дис­цип­ли­ны Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) Фор­мы текуще­го конт­роля успе­вае­мо­сти (по неде­лям семестра) Форма про­ме­жу­точ­ной ат­те­ста­ции (по се­мест­рам)
        лек­ции с.р.с. семи­нары / прак­ти­ческие заня­тия с.р.с.  
  Со­цио­куль­тур­ная ситуация и литера­турный процесс конца ХХ – начала XXI веков       2,5      
  Проблематика и художественные особенности современного реализма       2,5      
  Позднее творчество А.И. Сол­же­ни­цы­на: столкновение христианских и гуманистических ценностей.       2,5      
  Философский роман Л. Леонова «Пирамида»: варианты апокалипсиса и художественная реализация «универсально понятого принципа относительности всех истин».       2,5      
  Изображение Великой Отечественной войны в произведениях В.Астафьева, Д.Гранина, Г.Владимова       2,5      
  «Контртеррористическая операция» в Чечне в трактовках современных писателей (А.Проханов, В.Маканин, З.Прилепин)       2,5      
  Прошлое и настоящее в произведениях Л. Бородина.       2,5      
  Черты московского мифа и образ человека из подполья в творчестве В. Маканина       2,5      
  Изображение России 2000-х гг. в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Деревенская проза в новейшей литературе       2,5      
  Позднее творчество Ю.Бондарева: выбор 1993 г. в романе «Бермудский треугольник».       2,5      
  Гротескный реализм прозы Ю. Полякова. Российская интеллигенция в новой действительности.       2,5      
  Роман А. Варламова «Лох»: «эрос» и «танатос» как две сущностные первоосновы человеческого бытия.       2,5      
  Литература диаспор: европейская мечта и образ утраченного рая в романе А. Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд» и гражданская война на Украине в романе Г.Боброва «Эпоха мертворожденных».       2,5      
  Русскоязычная литература. «Тавро Кассандры» Ч.Айтматова и «Каменные сны» А.Айлисли       2,5      
                Зачет
Итого         37,5      

Содержание дисциплины

 

Проблема периодизации. Литература конца ХХ — начала ХХI века как период новейшей русской литературы. Соотношение внешних (социально-политических и социокультурных) и имманентных литературе (собственно эстетических) закономерностей, приведших к новому качеству литературно-художественного сознания.

Современная социокультурная ситуация и литературный процесс.

Вторая половина 1980-х как начальный период формирования современной литературной ситуации. Воздействие на литературно-художественное сознание социально-политических процессов. «Перестройка, политика гласности, плюрализм», ослабление и отмена цензуры. «Социализм с человеческим лицом», «магистральный путь развития человечества», «российские традиции» как три основных идейных вектора литературы. «Возвращённая литература»: восприятие общественным сознанием в качестве «современных» произведений, созданных в принципиально иные периоды историко-литературного процесса и принадлежащих разным подсистемам русской литературы советского времени (метрополии, потаенной и эмигрантской литературе 1920-1970-х годов). Их жанровый (представлен почти весь спектр жанров всех родов литературы) и тематический диапазон, охватывающий основополагающие явления жизни страны в ХХ столетии (революции, гражданская и Великая Отечественная войны, коллективизация, репрессии, внешне- и внутриполитические события, судьбы вождей советского государства и судьбы общественных классов, сословий и народов, индивидуальная человеческая судьба). Многообразие возвращенных творческих методов и художественных систем - от реализма, модернизма и авангарда 20-х годов до постмодернизма и рок-поэзии 80-х. Единовременность существования, социокультурное, эстетическое и идейно-философское взаимодействие литературных произведений, созданных в разных исторических контекстах и художественных системах. Расширение тематики произведений современной литературы (государственно-политическое устройство, афганская война, чернобыльская трагедия). Эстетическая и аксиологическая доминанта «возвращенной» литературы над литературой, созданной непосредственно в этот период времени.

Распад СССР (1991). Роль литературы и публицистики в демонтаже советской политической системы. Императивно возникшая необходимость самоопределения писателей в новых условиях жизни и творчества. Прекращение противостояния литературы метрополии и литературы русского зарубежья. Возвращение в страну писателей-диссидентов и новая волна эмиграции, вызванная как политическими, так и экономическими причинами. Распад связей в бывшей единой и многонациональной литературе. Прекращение русскоязычного творчества ряда писателей, живущих в государствах СНГ и тенденция восстановления межлитературных связей. «Четвёртая волна» эмиграции. Возникновение русскоязычных литературных диаспор в странах ближнего зарубежья. Антикоммунизм как идейная доминанта литературы начала 1990-х годов. Сильные (осуждение репрессий, обостренное внимание к личности) и слабые (сведение всего многообразия жизни предшествующей эпохи к негативным тенденциям, преимущественная ориентация в прошлое, отсутствие единой позиции по вопросу о настоящем и будущем) стороны антикоммунизма. Раскол Союза писателей как результат противостояния традиционалистов-«почвенников» и «демократов», отстаивающих либеральные ценности («гражданское общество, либерализм, общечеловеческие ценности»). Традиционализм. Его сильные (ориентация на национальную самобытность, связь с классической литературной традицией, укорененность в сознании большого количества читателей) и слабые (разрыв во времени, невнимание ко многонациональности и поликонфессиональности современного общества, недостаточная совместимость с современными представлениями о личности и государстве) стороны. Демократическая идеология. Ее сильные (актуальность, доминанта личной свободы и ограничение роли государства в жизни общества, приоритет закона) и слабые стороны (разрыв с предшествующей культурной и политической традицией, несоответствие большинства декларируемых принципов конкретным реалиям современной российской действительности, утопический характер модели общественного устройства). Позиции известных и новых художественных и литературно-критических журналов.

Рынок как новый, в сравнении с государственным администрированием, инструмент управления литературным процессом. Изменения в составе писательских амплуа: писатель–пророк, создатель религиозно-философской системы (XIX в.), мастер, владеющий «тайнами ремесла», выразитель классовых и партийных взглядов (XX в.), литератор–технолог (современность). Литературное творчество как технологический процесс создания текстового продукта одноразового или многоразового потребления. Традиционное (политический конформизм) и современное отношение к конъюнктуре(бестселлер). Выборы «короля поэтов» — Сталинские, Ленинские, Государственные премии — Премия Президента РФ, Букер, Антибукер, Пушкинская, им. Л.Н. Толстого, «Триумф», писательские рейтинги. Принципы создания современной литературной репутации. Реклама, оформление, качество переплета, количество страниц, тематика, жанровые и сюжетно-композиционные клише современного бестселлера. Использование простых стереотипов читательской психологии. Жесткая периодичность сроков выдачи новой «продукции». Тенденция к постепенной трансформации традиционной системы «писатель — критик — читатель» в систему «создатель текстового продукта – эксперт, оценивающий потребительские свойства — потребитель».

Принцип «свободы» слова как замена не только принципа «гласности», но и принципа «святости» слова. «Штурм» символов и нравственных табу.

Массовость и элитарность литературы как количественный и качественный параметр. Переход ряда явлений литературы из разряда массовой в элитарную и vice versa. PR как альтернатива цензуре. От политического лозунга к политической метафоре. Литература и манипуляция общественным сознанием. Создание и использование «белых» и «чёрных» мифов как мощный фактор формирования писательской репутации.

Литература и интернет: новое средство создания и способы бытования художественного текста. Хэппенинги, акции, пеформансы.

Типологическое сходство литературной ситуации второй половины 80-х – начала 90-х и «оттепели» и последующая ее трансформация, выявившая сходство с литературной ситуацией рубежа XIX-ХХ веков. Утрата реализмом доминирующего положения в литературе и экспансия постмодернизма.

Смена литературной парадигмы как принципиальная характеристика новейшей литературной ситуации.

Ситуация 1990-х годов, смешавшая литературные эпохи, десятилетия, стили, творческие концепции мира и человека; десакрализация и профанация высокого, возвышение низкого как социокультурная и художественная почва экспансии постмодернистской эстетики.

Русский реализм конца XX века. Модернистские и постмодернистски художественные приемы в творчестве современных писателей-реалистов как реакция на феномен постмодернистской ситуации. Новые качества реализма и модернизма в конце XX — начале XXI вв. Использование элементов постмодернистской типизации для создания непостмодернистской картины мира. Магический реализм в романе Л.М. Леонова «Пирамида». Модернистские традиции и их реалистическое художественное переосмысление в тексте романа.

Религиозная трактовка реализма Солженицына, ощущавшего себя «скромным подмастерьем под небом Бога» и воспринимавшего действительность как Творение.

Двучастные рассказы А.Солженицына как особая жанровая разновидность. Композиционные особенности. Способы ведения повествования и соотношение скрытых и открытых точек зрения. Изображение «другого», особое внимание к «чужому слову» как основной принцип художественного мышления писателя.

Проблематика реалистической литературы новейшего периода. Революция, гражданская война, Великая Отечественная война, взаимоотношения личности и государства в 20-е – 70-е годы («Красное Колесо» А. Солженицына, «Прокляты и убиты» В. Астафьева). Тема войны в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» и повести «Веселый солдат». Правда о войне и проблема преодоления натуралистических тенденций в прозе писателя. Роман Д.Гранина «Мой лейтенант». Проблема роли сильной личности в эпоху общенациональной катастрофы в романе Г. Владимова «Генерал и его армия». Полемика В.Богомолова с Г.Владимовым.

Национально-историческая проблематика современной реалистической литературы: «выполнение интернационального долга» в Афганистане, «августовский путч» 1991 года, «мятежный парламент» 1993 года, «контртеррористическая операция» на Кавказе и судьба современного человека на войне. «Знак зверя» О. Ермакова, «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» А. Проханова, «Зёма» А. Терехова, «Мародеры» О. Хандуся, «Лучшие дни нашей жизни» А. Червинского, «Возле стылой воды», «Котенок на крыше» Б. Екимова, «Искушение» Ю.Бондарева, «Кавказский пленный», «Асан» В. Маканина, «Анафема» И. Иванова, «Чеченский капкан» А. Кольева, «Русская сотня» М. Поликарпова, «Патологии» З.Прилепина, «Эпоха мертворожденных» Г.Боброва.

Разрушение традиционной русской культуры в изображении писателей-деревенщиков. Позднее творчество В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева. Городские проблемы и их восприятие авторами деревенской прозы. Рассказы В. Распутина «В ту же землю» и «Изба». «Повесть об одной деревне» В. Белова и его «Рассказы о всякой живности». Проблема выживания русского крестьянства в современных условиях. Деревенская жизнь в изображении Б. Екимова, повесть «Пиночет». Проблема национального самосознания в повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

Творчество А. Варламова. Новые возможности реалистической типизации. Попытка внеидеологического осмысления проблем современного мира в его романах «Лох» и «Затонувший ковчег».

Образ человека из подполья в романе «Андеграунд, Герой нашего времени» В. Маканина. Жизнь «новых русских» в «Висельнике» А. Слаповского. Соотношение идеологического и художественного начал в романах Ю. Бондарева, Э. Лимонова, Вик. Ерофеева.

Русскоязычная литература стран ближнего зарубежья. «Тавро Кассандры» Ч. Айтматова, «Каменные сны» А.Айлисли.

Реалистические тенденции в постмодернистской литературе. «Generation П» В.Пелевина, «Кысь» Т.Толстой.

Феномен «женской прозы». Произведения Л. Петрушевской, В. Токаревой, Л. Улицкой, Д. Донцовой, М. Арбатовой, и «женская литература». «Любовный» роман. Феминизм, гендерные методологии в современной критике.

Реалистические тенденции в драматургии. Современная действительность в пьесе Ю. Полякова и С. Говорухина «Контрольный выстрел». Продолжение борьбы с «Великой криминальной революцией», начатой фильмом «Ворошиловский стрелок», снятым по повести В.Пронина «Женщина по средам».

 

 

Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Контрольные вопросы:

 

1. Проблематика и поэтика позднего творчества А. Сол­же­ни­цы­на.

2. Концепция личности в современной реалистической прозе (В. Ма­ка­нин, А. Вар­ла­мов, А. Про­ха­нов, Л. Лео­нов, В. Рас­пу­тин, А. Сол­же­ни­цын — на выбор экзаменующегося).

3. Рецепция классики в современной русской реалистической литературе («Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Ма­ка­ни­на, «Пирамида» Л. Лео­но­ва и др.)

4. Жанровое своеобразие прозы современного реализма (модификации романа: метароман, конспирологический роман, философ­ский роман, роман с ключом и др.). Жанр двучастных рассказов.

5. Образы «подполья» и «человека из подполья» в современной русской реалистической литературе (А. Вар­ла­мов, В. Ма­ка­нин, Л. Лео­нов).

6. Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и рассказе «В ту же землю».

7. Гротескный реализм прозы Ю. Полякова. Российская интеллигенция в прошлом и настоящем (романы «Козленок в молоке» и «Замыслил я побег», «Грибной царь…»).

8. Прошлое и настоящее в произведениях Л. Бородина. Повести «Третья правда» и «Расставание», роман «Ловушка для Адама».

9. Роман А. Варламова «Лох»: «Эрос» и «Танатос» как две сущностных первоосновы человеческого бытия.

10. «Контртеррористическая операция» в Чечне в изображении А. Проханова (роман «Идущие в ночи») и В.Маканина («Асан»).

11. Черты московского мифа и образ человека из подполья в романе В. Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени».

12. «Роман с ключом» Л. Леонова «Пирамида». Универсальное восприятие принципа относительности всех истин. Прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации.

13. Изображение Великой Отечественной войны в произведениях В.Астафьева, Д.Гранина, Г.Владимова.

14. Проза З.Прилепина: особенности психологизма.

15. Нравственно-философская проблематика романов Ю.Бондарева «Искушение» и «Бермудский треугольник»

16. Проблема соучастия во зле в романе Л.Бородина «Ловушка для Адама».

17. Модернистские художественные приемы и их функции в романе Л.Бородина «Ловушка для Адама».

18. Человек и война в романе Г.Боброва «Эпоха мертворожденных».

19. Искусство и его значение в современном мире в романах Ю.Полякова «Козленок в молоке», В.Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени» и А.Проханова «Идущие в ночи».

20. Жанровая специфика романа Л.Леонова «Пирамида».

21. Человек и время в романе Л.Леонова «Пирамида».

22. Аллюзии из литературной классики и их роль в романах Л.Леонова «Пирамида» и В.Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени».

23. Изображение советской и постсоветской действительности в романах Л.Бородина «Ловушка для Адама», Ю.Полякова «Козленок в молоке»

24. Реальность 80-х – 90-х годов в романах В.Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени» и в повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

25. Образ потерянного рая в романе А.Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд».

26. Образ Москвы в романах Ю.Полякова «Козлёнок в молоке» и Ю.Бондарева «Бермудский треугольник».

27. Межнациональные отношения и их решение в романах А.Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд» и В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

28. Сюжетно-композиционное своеобразие романа Ю.Полякова «Козленок в молоке».

29. Особенности композиции романа Т.Толстой «Кысь».

30. Организация системы персонажей в романе Т.Толстой «Кысь».

31. Буддистская концепция тождества бытия и небытия в романе В.Пелевина «Generation П».

32. Проблемы семьи, дружбы и любви и пути их решения в произведениях А.Варламова, Л.Бородина, В.Распутина.

33. Проблема утраты культуры и ее решение в романе Т.Толстой «Кысь».

34. Подлинная и мнимая реальность в трактовке В.Пелевина (роман «Generation П»).

35. Изображение событий октября 1993г. в романе Ю.Бондарева «Бермудский треугольник».

36. Фантастика и ее идейно-художественное значение в романе Л.Леонова «Пирамида».

37. Человек на войне в романе З.Прилепина «Патологии».

38. Литературные аллюзии и их значение в романах «Пирамида» Л. Леонова и «Андеграунд или Герой нашего времени» В.Маканина.

39. Роль средств массовой информации в современном обществе в интерпретации А.Проханова (роман «Идущие в ночи»).

40. Социальная проблематика и ее значение в романе А.Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: