Научный руководитель – д.п.н., проф. Фомина Н.А.




К вопросу особенности развития личности в семейных отношениях

Колесниченко Е.И.

Научный руководитель – д.п.н., проф. Фомина Н.А.

(РГУ имени С.А. Есенина)

Развитие личности, представляя собой одну из актуальных проблем психологической науки, вызывает постоянный интерес, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

В наиболее распространенном понимании, термин «развитие» отражает
реальные изменения, происходящие со временем в строении тела, в мышлении, личности, поведении и т.д. человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни.

Семья, рассматриваемая в качестве общности людей, объединенной
узами супружества-родительства-родства, осуществляет ряд социально
важных функций – воспроизводство населения, обеспечение преемственности семейных поколений и др. Среди выполняемых семьей функций в качестве высоко актуальной на сегодняшний день выступает создание благоприятных условий для развития личности ее членов.

Выстраиваемые внутрисемейные параллели межличностных контактов
(муж – жена, отец – ребенок, мать – ребенок, ребенок – ребенок и др.) дают возможность личности впитать в себя значительный опыт построения коммуникаций. Именно в семье формируется особая социальная общность, социальная среда, обучение и воспитание, наследственность, позволяющая личности в благоприятных условиях «прочувствовать» себя через других, увидеть себя со стороны, апробировать модели единения с близкой по духу группой, слиться с другими, чтобы лучше познать себя. Именно семье присуща такая важная функция как социально-психологическая поддержка человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, и эффективность самореализации.

В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Э.Г. Эриксон, создатель теории становления эго-идентичности, позиционировал ключевую роль семьи в формировании у ребенка на начальном этапе социализации базового доверия или недоверия к миру. Б. Скиннер, изучая вопросы подкрепления, установил, что родительская реакции оказывает влияние на детское развитие, в частности, она помогает развитию речи детей, определенным формам обращения и т.д. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное – она обеспечивает приемственность духовной культуры.

Основоположник психоанализа З. Фрейд при рассмотрении
развития личности стремился лучше понять те аспекты психической жизни, которые находятся в тени и кажутся недостижимыми. Согласно его теории, в качестве причин развития личности выступают бессознательные инстинкты и влечения, а энергезирует этот процесс сексуальная энергия. Основная проблема состоит в том, как справляться с тревожностью, возникающей в силу ряда обстоятельств (потеря желаемого объекта; потеря любви; потеря личности – себя; потеря любви к себе), т.к. она блокирует личностный рост.

Однако эффективный личностный рост возможен при наличии двух основных условий: включения в систему помогающих отношений (принятие другого) и принятие самого себя. Под помогающими отношениями понимаются отношения, содержащие правдивость, принятие, желание понимать (эмпатию) и свободу. В таких отношениях индивид становится более цельным, более действенным; у него изменяется восприятие себя; он более реально оценивает себя; более уверен в себе; лучше владеет собой; на него меньше действует стресс; становится более зрелым в поведении; у него меньше защитных реакций; более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Таким образом, в семейных отношениях если один супруг способствует личностному росту другого в отношениях с ним, то он и сам растет. [1]

Внутрисемейные отношения обладают значительной вариативностью, обусловленной, например, занятой членами семьи позицией по отношению к миру и к себе. Данная позиция может быть активной, творческой, а может быть пассивно-потребительской и приспособительной. В частности, по данному показателю выделяют два типа семейных отношений: 1) активное и творческое взаимодействие супругов; 2) пассивное приспособление к не вполне удовлетворительным условиям жизни [3]

Неблагоприятный для развития личности семейный микроклимат создают семьи, характеризующиеся нарушением межличностных отношений супругов. Данный критерий позволяет разделить супружеские семьи на следующие разновидности, характеризующиеся специфическими деформациями создаваемого ими пространства личностного развития: эмоционально-отчужденные, напряженно - диссоциированные; симбиотические, псевдосолидарные и гиперпротективные[2]. Например, симбиотические отношения затормаживают или даже останавливают развитие; им свойственны инфантилизация и эмоциональная незрелость всех членов семьи.

Псевдосолидарные семьи характеризуются ригидностью ролевой структуры, высокой взаимозависимостью ее членов. Члены таких семей настойчиво инициируют друг друга к новым достижениям без учета реальных возможностей близких. Как правило, подобные ожидания лежат в сфере нереализованных собственных амбиций, что означают регресс личности.

Семья создает особое пространство, стимулирующее или ограничивающее личностное развитие. Наполнение человеческих отношений заботой, как показал Р. Мэй, может спасти их от апатии и осветить необходимым позитивом. Забота членов семьи друг о друге отражает акт их безусловного принятия
друг друга. Поддерживающее личность своих членов семейное пространство дает ей возможность просто, без оценки, советов или критики во всей полноте ее бытия раскрыться. Особенно это важно для детей. Исследования показывают, что семьи данного типа способствуют ускорению у детей интеллектуального развития, развития творчества, их эмоциональной защищенности и т.п.

И в отечественной, и в зарубежной психологии в качестве важных для личности рассматриваются феномены, образующиеся в семейном пространстве – атмосфера доверия, принятия, понимания, заботы, любви, эмпатии и пр., – которые способны поддержать, направить, стимулировать позитивные процессы развития и сгладить или нейтрализовать его негативные проявления.

Вместе с тем, именно ресурсы семьи на личностном уровне, проявляющиеся как социально-психологическая поддержка – эмоциональная, информационная выступают непреходящим источником развития личности, достижения ею успеха и благополучия во многих сферах жизнедеятельности. Распад семьи, разрушение ее ресурсности, под влиянием различных кризисов делают личность высоко уязвимой, лишают подлинных стимулов развития.

Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе.

В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции – переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно - семейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Литература

[1]Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. – М.: «КРЕДО», 278 с.

[2]Титова Е.В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье // Авто- реф. дис.... канд. психол. наук. – Ставрополь, 2001. – 26 с.

[3]Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. – № 1. – 1987. – С. 70-73.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: