Методы исследования, используемые в курсовом проекте: аналитический метод, сравнительный метод и обобщающий метод.




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра «Финансы и кредит»

Дисциплина: Деньги. Кредит. Банки

Направление: 080100.62 «Экономика»,

Профиль: «Финансы и кредит»

Курсовой проект

Особенности налогообложения коммерческих банков.

 

 

Выполнил: студент (ка) 31-2 группы ________Шедловская А.В.

очная форма обучения подпись

 

Проверил:

к.э.н, доцент _________________ Бабенко А.В.

подпись

Красноярск 2014

РЕЦЕНЗИЯ

На курсовой проект студентки

Направления 080100.62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит»

3 курса, группы 31-2, Шедловская Анна Владиславовна.

 

Название темы: Особенности налогообложения коммерческих банков.

Оформление работы (соответствует, частично, не соответствует):__________________________________________

__________________________________________________________

 

Соответствие содержания теме работы (соответствует, частично, не соответствует): _______________________________________________________

Полнота раскрытия темы (тема раскрыта, частично, тема не раскрыта): __________________________________________________________

Недостатки и замечания по курсовому проекту:

_________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ( к защите, доработать ) __________________________________

 

Сдача курсового проекта студентом ______________________

преподавателю: первичная, повторная (указать) _________________________________________________________

 

Дата ____ ____________ 20___г.

 

Подпись руководителя курсового проекта_______________

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра «Финансы и кредит»

Направление: 080100.62 «Экономика»

 

ЗАДАНИЕ

на курсовой проект студентки

 

Шедловская Анна Владиславовна

1. Тема курсового проекта: Особенности налогообложения коммерческих банков.

Утверждена распоряжением по кафедре от «___» ___________ 20__г.

2. Срок сдачи студентом курсового проекта: «___» ___________ 20__г.

3. Исходные данные к курсового проекта: выдача темы курсового проекта от преподавателя, методические указания руководителя по написанию курсовых проектов.

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов): 1. Понятие коммерческого банка; 2.Структура налогообложения коммерческого банка; 3.Проблемы налогообложения коммерческого банка и их решения;

 

5. Перечень графического материала: -

6. Дата выдачи задания «28» сентября 2014г.

 

Руководитель ___________________

(Ф.И.О., подпись)

Задание принял к исполнению __________________

(Ф.И.О., подпись)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Наименование этапов курсовой работы Срок выполнения этапов работы Примечания
1) Выбор темы курсового проекта «3» октября 2014г.  
2) Сбор источников по теме курсового проекта «5» октября 2014г. – «19» октября 2014г.  
3) Формулировка плана курсового проекта, постановка цели и задач работы «20» октября 2014г. – «22» октября 2014г.  
4) Анализ вопросов по теме курсового проекта: o По первой главе работы; o По второй главе работы; «22» октября 2014г. – «26» октября 2014 г.  
5) Написание основных вопросов курсового проекта «22» октября 2014г. – «12» ноября 2014г.    
6) Формулировка выводов по теме курсового проекта «12» ноября 2014г. – «17» ноября 2014г.  

 

 

Студент ______________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Руководитель _________________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовой проект 44 стр., 8 табл., 20 лит. источников, - рис., 2 прил.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ (не менее 10): собственные средства, собственный капитал, добавочный капитал, уставный капитал, ликвидность, капитал, банковский капитал, величина капитала, резервный капитал, достаточность банковского капитала.

 

Курсовая работа выполнялась на материалах: монографии и статьи авторов О.И. Лаврушеной, Е.Ф. Жукова, В.В. Мануйленко, Л.И. Ушфицкого, А.В. Малеевой, Р.Г. Ольховой; статистические показатели изданий «Деньги и Кредит», «Банковское дело» и интернет ресурсы.

 

Цель работы: рассмотрение теории и практики
налогообложения коммерческих банков.

 

Методы исследования, используемые в курсовом проекте: аналитический метод, сравнительный метод и обобщающий метод.

Основные выводы и предложения по курсовой работе: Налогообложение коммерческих банков представляет собой специфическую подсистему российской системы налогообложения организаций, определяемую особенностями функционирования банковского сектора экономики и их ролью в воспроизводственных процессах. Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. Коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета РФ за счет роста числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ. От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит и устойчивость банковской системы. Бесперебойное функционирование банковской сектора экономики во многом зависит от действующей системы налогообложения.

 

Содержание

Введение

1. Сущность и функции налогообложения коммерческих банков

1.1. Развитие налогообложения коммерческих банков…………………..

1.2. Порядок налогообложения коммерческих банков.………………….

2. Особенности налогообложения

2.1 Особенности налогообложения коммерческих банков……………

2.2 Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Задание 1…………………………………………………………………………..

Задание 2………………………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………...

 

Введение

 

Тема «Налогообложение коммерческих банков» видится весьма актуальной и интересной на сегодняшний день. Со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщика стоит на первом месте. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. В основе формирования налоговой политики любого государства лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. Разумный паритет функций налогообложения и определяет эффективность налоговой политики в целом. Налоговая система, как область приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором принимаемых решений.

Акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие в начале 90-х происходило практически одновременно со становлением и развитием налоговой системы России.

Не смотря на то, что налоговой система начала свое становление с 1991 г., в действующем налоговом законодательстве не предусмотрены какие-либо специальные налоги на банки. Банки рассматриваются налоговыми органами в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Поэтому банки должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги, как и все предприятия. Однако, некоторые налоги банками не платятся, потому что Законом «О банках и банковской деятельности банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

Существует ряд проблем, касающихся налогообложения банков.

Одной из проблем является неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долго время, пока у банка не будет отозвана лицензия.

Несколько лет назад базы была разработана новая редакция Положения «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями». Однако, до настоящего времени это Положение не принято.

Вот так и получается, что предложения по совершенствованию налогового законодательства, как правило, остаются без ответа.

 

 

1.1Развитие налогообложения коммерческих банков

 

Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

1) Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий, осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

2) Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

3) Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

4) Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

5) Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

6) Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

7) Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

В 1991 году был принят действующий и в настоящее время закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

В 1992 - 1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР "О налогообложении доходов банков", который был введен в действие с 1 января 1992 году, и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков".

Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка. В период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы "неофициальной" выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под большой процент, льготная продажа валюты по курсу в разы ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль, в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).

C 1 января 1994 года Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” был отменен действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций. Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этот Указ с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 года, применяется, начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.

Таким образом, объектом обложения налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков. Эти особенности были учтены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490.

Положением в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий и организаций" и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.
Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета НДС) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности. Положение, учитывая специфику предоставляемых банками услуг, фактически определяет какие расходы и затраты относятся на себестоимость при исчислении прибыли банка.
В Положении отдельным разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
Если состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, не претерпел существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.
Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:

· суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.

· обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. производимые в соответствии с законодательством.

· платежи по обязательному страхованию имущества банка и отдельных категорий работников банка в соответствии с законодательством.

· другие.

Кроме того, при уплате налога на прибыль за 1998 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными. Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики. Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).

Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах. Таким образом, к концу 90-х годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса.

Изменения в системе налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать через призму целей налоговой реформы, отраженных в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ. Таких целей можно выделить четыре:

· снижение налогового бремени,

· упрощение налоговой системы,

· равномерное распределение налогового бремени,

· повышение эффективности системы сбора налогов.

Из четырех налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывают только два: НДС и единый социальный налог.
Глава 21 части второй Кодекса, посвященная НДС, сохранила в общих чертах действовавший в прошлом порядок налогообложения банковской деятельности. Операции, определяемые в главе 21 как "банковские", не являются объектом налогообложения.

Список таких операции, за отдельными исключениями, соответствует перечню банковских операций и сделок, приведенному в Законе РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности". В числе таких операций глава 21 называет: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады и их размещение от имени банков и за их счет; расчетно-кассовое обслуживание; купля-продажа иностранной валюты; выдача банковских гарантий и поручительств.

Банковские операции, не попавшие в данный список, подлежат обложению НДС на общих основаниях. Среди таких операций выделяют реализацию услуг в интересах другого лица по договору комиссии или поручения, доходы от которой составляют, в среднем, основную часть налогооблагаемой базы у коммерческих банков. Доходы, полученные банками по таким договорам, не освобождаются от НДС, даже если реализуемые услуги относятся к банковским операциям, не облагаемым налогом.

Среди операций коммерческих банков, облагаемых НДС, также наиболее часто встречаются: предоставление имущества в аренду, осуществление валютного контроля, лизинг, консультации, реализация имущества банков. Штрафы, полученные за нарушение обязательств по операциям, облагаемым НДС, также подлежат налогообложению.

Изменения, внесенные главой 21 Кодекса в порядок определения налогооблагаемой базы по НДС, у коммерческих банков выражаются в некотором расширении списка "банковских" операций. С 2001 г. в разряд необлагаемых переведены операции по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме. Кроме того, к необлагаемым операциям отнесено оказание услуг по установке и эксплуатации системы "клиент-банк".

Еще более значительные изменения, касающиеся коммерческих банков, состоят во введении нового порядка уплаты НДС. Статья 145 главы 21 предусматривает, что организация может быть полностью освобождена от обязанностей плательщика НДС, если размер ее налоговой базы за три месяца подряд не превысил 1 млн. руб. В этом случае налогоплательщик может быть освобожден от уплаты налога на год вперед. Данное нововведение позволяет большинству средних и мелких банков, у которых из-за освобождения большей части банковских операций от налогообложения, объем облагаемой выручки от реализации услуг за квартал обычно не превышает 1 млн. руб., вообще не платить НДС. Таким образом можно экономить не только на суммах налога, но и на затратах труда и времени, необходимых для его расчета.

Кроме того, полностью отменены авансовые платежи по налогу, а те банки, у которых ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации услуг не превышают 1 млн. руб., вправе перейти на ежеквартальную уплату налога и предоставление налоговых деклараций.

Определенное влияние на налоговое бремя коммерческих банков оказывают платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды. До этого года таких фондов было четыре: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Базой для расчета взносов в фонды служили выплаты, начисляемые банками-работодателями в пользу работников по всем основаниям и формам. Поэтому величина сумм, уплачиваемой банками во внебюджетные фонды, зависела от двух основных условий: числа работников и размера начисляемой им заработной платы. На последнюю величину значительное влияние оказывало распространение практики уплаты некоторыми банками части зарплаты сотрудников неофициальными путями без отражения этих сумм в учете. По этой причине (наряду с прочими), суммы, уплачиваемые разными банками во внебюджетные фонды, могли значительно различаться.

С 1 января 2001 г. платежи во внебюджетные фонды (исключая Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации) объединены в единый социальный налог. Глава 24 части второй Налогового Кодекса, посвященная этому налогу, устанавливает регрессивную шкалу обложения, чего не было ранее. Верхняя граница общей ставки составляет 35,6 %. Это на 2,9% меньше, чем действовавшая до этого совокупная ставка отчислений во все внебюджетные фонды. Максимальная ставка применяется к банкам, выплатившим каждому сотруднику нарастающим итогом с начала года в среднем до 100 тыс. руб. (8333 руб. в месяц). По мере возрастания налогооблагаемой базы по каждому работнику ставка не уменьшается.

В контексте обозначенных целей налоговой реформы, достижению которых должен способствовать Налоговый кодекс, перечисленные нововведения должны служить средством снижения налогового бремени (за счет уменьшения налоговых ставок) и стимулирования легальных выплат заработной платы.

Закон РФ № 118-ФЗ отменил два налога, которые из-за однородности налогооблагаемой базы (у предприятий - выручка от реализации, а у банков - валовой доход) принято объединять в понятие "оборотные налоги". К их числу относятся налог на пользователей автомобильных дорог (федерального уровня) и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (местного уровня). Первый налог отменяется постепенно: с 1 января 2001 г, его ставка снижена с 2,5% до 1%, а с 1 января 2003 г. - отменяется полностью. Второй, взимавшийся по ставке 1,5%, отменен сразу с 1 января 2001 г.

Однако, в 2001 году, как мы можем видеть, не был затронут самый важный налог - налог на прибыль. Но с продолжением налоговой реформы с 01 января 2002 года действует новая редакция налога на прибыль, введенная Федеральным законом от 06. Августа 2001 года № 110-ФЗ.

 

 

1.2Порядок налогообложения коммерческих банков

 

С 01 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль. Снижение ставки с 43% до 24% - это самое важное, что изменилось в этом налоге. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных учреждений улучшить свое положение.

С введением в действие 25 главы НК РФ, определение налоговой базы для кредитных учреждений практически не изменилось, статьи доходов и расходов, участвующих в расчете налога остались почти такими же, и поэтому их можно сгруппировать в один перечень.

К доходам банка относят:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков - корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению;

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;

5) по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

8) от депозитарного обслуживания клиентов;

9) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

13) по операциям купли - продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки, от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу;

15) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;

16) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

17) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк";

18) в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;

19) в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам;

21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг;

22) другие доходы, связанные с банковской и не банковской деятельностью.

Была введена новая статья доходов и была убрана статья доходов "в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой". Все эти изменения введены с 2003 года, поэтому они не будут отражаться в расчете этого налога, который будет приведен далее.

В статьи расходов также не были применены существенные изменения, поэтому к расходам банка, относят:

1) проценты по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, собственным долговым обязательствам, межбанковским кредитам, включая овер-драфт, приобретенным кредитам рефинансирования, займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах, иным обязательствам банков перед клиентами;

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 настоящего Кодекса;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов;

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;

5) убытки по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов;

20) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

21) другие расходы, связанные с банковской и не банковской деятельностью.

Так же в 2003 году был отмен пункт расходов "Превышение отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной".

Следующее изменение это практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога, а также введение системы налогового учета. Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В этих целях будут применяться регистры налогового учета, систематизирующие доходы и расх



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: