Основной целью управления доходом является обеспечение возмещения всех текущих затрат, связанных с хозяйственной деятельностью аптеки, и получение прибыли.
В системе управления доходом аптечных организаций центральное место принадлежит формированию ценовой политики (гибкий подход к образованию розничных цен на товары аптечного ассортимента) и процессу планирования доходов.
Планирование доходов осуществляется в 3 этапа:
1) анализ доходов аптеки в предплановом периоде;
2) расчет плановой суммы доходов;
3) разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана доходов.
Анализ дохода
В процессе анализа изучается:
1) динамика общей суммы и уровня дохода в предплановом периоде. Рассчитываются темпы роста или снижения этих показателей;
2) состав валового дохода и тенденции его изменения. При этом рассматриваются какой удельный вес в общем объеме дохода занимает доход от реализации ЛС, от реализации другого имущества, от внереализационной деятельности;
3) факторы, оказавшие влияние на изменение суммы, состава и уровня доходов аптечных организаций в предплановом периоде.
Особое внимание должно быть уделено:
--- изменению объема реализации, сопоставлению темпов роста реализации и торговых наложений;
--- изменению групповой структуры реализации;
--- изменению среднего уровня торговой надбавки;
--- изменению источников закупки товаров;
--- изменению ставок налоговых платежей, входящих в цену товаров (уплачиваемых за счет доходов предприятий).
Результаты анализа позволяют выявить основные тенденции в развитии доходов и учесть их в процессе планирования.
Планирование дохода
В процессе планирования общего объема доходов рассчитывается плановая их сумма по отдельным видам: доход от реализации товаров и фармацевтических услуг, доход от реализации другого имущества, доходы от внереализационной деятельности. В со-
ставе планируемых видов доходов основное внимание уделяется расчету плановой суммы доходов от реализации ЛС (в большинстве аптек это единственный источник дохода).
Доход от реализации (реализованные торговые наложения) планируются в сумме и в процентах к объему реализации (по уровню) на год и по кварталам.
Существует несколько методических подходов к планированию дохода от реализации.
1. По сложившемуся уровню торговых наложений в предплановом периоде.
Метод заключается в том, что:
1) ожидаемый уровень торговых наложений в предплановом периоде по группам товаров определяем по их сложившемуся уровню на момент последней инвентаризации или по учетным данным;
2) сложившийся уровень торговых наложений переносим на планируемый год;
3) исходя из суммы запланированного объема реализации по группам товаров и уровню торговых наложений, рассчитываем сумму торговых наложений по каждой группе по формуле:
Пример. Составить план дохода от реализации товаров по группам, исходя из следующих данных:
Сложившийся уровень Т/Н по группе «ЛС» – 25% переносим на планируемый год. Исходя из запланированной суммы реализации по данной группе и сложившегося уровня Т/Н, определяем плановую сумму дохода (торговых наложений):
И так далее по всем группам товаров.
Суммируем и определяем общую сумму и средний уровень торговых наложений:
Плановую сумму дохода распределяем по кварталам с учетом среднегодового уровня Т/Н и плановой суммы реализации на соответствующий квартал следующего года:
2. Планирование торговых наложений исходя из анализа динамики уровня торговых наложений в предплановом периоде за 3-5 лет.
Данный процесс осуществляется в следующей последовательности:
1) проводится анализ динамики уровня Т/Н за 3-5 лет, предшествующих планируемому, определяются темпы изменения показателя, средний темп прироста или снижения;
2) на основе этих данных рассчитывается уровень Т/Н на предстоящий период;
3) сумма Т/Н определяется исходя из запланированного объема реализации и уровня торговых наложений.
Пример. Ретроспективный анализ за 5 лет, предшествующих планируемому, показал, что средний уровень торговых наложений в течение анализируемого периода возрастает.
Данные приведены в таблице:
3. Метод планирования торговых наложений, исходя из запланированной суммы реализации, издержек обращения и установленного уровня рентабельности.
Метод основан на том, что запланированная сумма торговых наложений должна покрыть все запланированные издержки и обеспечить получение целевой прибыли. Данный метод является наиболее целесообразным, так как позволяет более полно увязать планируемую сумму доходов с задачами развития аптечной организации в предстоящем периоде, обеспечивая самоокупаемость и самофинансирование.
Базовыми показателями для расчета в данном случае выступают:
---- разработанный план реализации товаров, в том числе по группам;
---- запланированная сумма издержек обращения;
---- установленный предел рентабельности для аптечных организаций;
---- сумма прибыли, которую запланировала аптека для обеспечения эффективного развития в плановом периоде.
Издержки обращения и объем реализации уже запланированы, целевой уровень прибыли (рентабельности) установлен аптечной организацией или местными органами власти (например, 8 %). Исходя из этого, можно рассчитать объем реализации в оптовых ценах:
Пример. Составить план дохода, исходя из следующих данных:
– план реализации – 1200,0 тыс. руб.;
– план издержек обращения – 255,0 тыс. руб.;
– желаемый уровень рентабельности – 5 %.
Разработка мероприятий, обеспечивающих выполнение плана дохода
Основными резервами повышения дохода являются: