ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Программа учебной дисциплины базовой части для направления подготовки




ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

Программа учебной дисциплины базовой части для направления подготовки

Педагогическое образование

Профили:История.Обществознание

(очная форма обучения)

 

Составитель:

Тяжких С.А., старший преподаватель

 

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета

(протокол от «____» _______2012 г. № _____)

 

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа дисциплины «История древнего мира» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование квалификация (степень) «бакалавр», утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

 

Цели и задачи дисциплины

Изучение курса истории древнего мира студентами очного отделения исторического фа-

культета педагогического университета должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

1. Получение целостного представления о развитии человеческого общества в период перво-

бытнообщинного строя и в эпоху древних цивилизаций.

2. Понимание основных закономерностей развития древних обществ.

3. Знание общих и особенных черт в развитии цивилизаций и народов древности.

4. Получение объёма научно-исторических знаний, умений и навыков, достаточного для даль

нейшей работы в качестве учителя истории в основной и средней школе.

5. Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории человеческого общества и его достижениям в различных сферах общественной жизни.

Место дисциплины в структуре ООП

Первобытная история. Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в первобытном обществе. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.
В числе проблем, целиком или частично исследуемыми на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного обще­ства - этого первого звена в развитии человечества? Как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и госу­дарственное принуждение? Имманентны ли они всякому человеческо­му обществу или исторически обусловлены, а тем самым и преходящи? Извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, в частности, религия не в монотеистической форме? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.
Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь некоторые народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находи­лись или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-истори­ческая, не стоит от этого в стороне.

История Древнего Востока — первая глава истории человечества, история цивилизаций, генетически предшествовавшая античной цивилизации.

До сих пор Европа многим пользуется из того, что выработано на Востоке несколько тысячелетий тому назад, то наше отечество находится с ним в еще более близких связях. Это и наши метрические меры и наш алфавит, более близком к своему первоисточнику. Кроме этого, у нас были и литературные связи. Влияние византийской культуры на нашу сблизило нас духовно с другими потомками великих древне-восточных культур, ведь и сама Византия покоится не на одной Греции и даже не на одном эллинизме. Восточная империя переварила в себе богатое культурное наследство, полученное из разных источников и от разных народов, вошедших в ее состав, и уже в таком виде передавала его дальше подчинившимся ее культуре народам. Вот почему одни и те же литературные памятники так часто оказываются и в славянском, и в коптском, эфиопском, армянском, сирийском облике, вот почему церковную живопись коптов можно принять по ошибке за старые русские иконы, а произведения песнопевцев греческой и русской церкви по манере, стилю и тону напоминают не Гомера и Пиндара, а древне-вавилонские и египетские гимны. Но и роль Древнего Востока в истории нашей культуры значительна. Наша равнина, находясь в ближайшей географической связи с иранским миром и, чрез Черное море — с Малой Азией, была в тесном культурном общении с «алародийским» или «хеттским» и иранским культурными мирами уже, вероятно, во II тысячелетии до н. э., Средняя Азия составляла часть древне-персидского царства, а Закавказье входило в состав Ванского царства, могущественного соперника ассирийской державы. До сих пор в районе Эривани находят клинообразные надписи — памятники этого царства, культура которого находилась в близком общении с ассиро-вавилонской. На Кавказе действительно попадаются туземные произведения, выдающие несомненное ассирийское и ванское влияние; последнее можно проследить до Приднепровья. В эпоху владычества скифов (с VII в.) принесенная ими иранская культура, отложившись на алародийском слое, сообщила свой основной тон государственности, религии, быту. В эпоху эллинизма наш юг стал получать чрез Александрию произведения египетского и египтизирующего искусства. Самые центры ассиро-вавилонской культуры — Ниневия и даже Вавилон — находились в ничтожном расстоянии от нашей границы, и тем самым напоминали нам, что интерес к изучению Древнего Востока должен быть у нас более жив, чем в Западной Европе, а изучение великого прошлого наших окраин — наш долг и пред ними и пред наукой.

История античного общества. Достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие основополагающими для современного общества.

Среди достижений полисной цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства. Античная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.

Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура греко-римской античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.

Исповедуя языческую религию, древние греки свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен.

Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.

Греки создали большинство литературных жанров, стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.

Курс «История древнего мира» адресован студентам 1 года обучения очного отделения и изучается в 1 и 2 семестрах. Он состоит из двух частей и четырех разделов (по два в каждой части):

Часть I. История первобытного общества и Древнего Востока.

Раздел 1. История первобытного общества.

Раздел 2. История Древнего Востока.

Часть II. История античности.

Раздел 1. История Древней Греции.

Раздел 2. История Древнего Рима.

Отсюда вытекает, что одной из главных особенностей данного курса являются его край-

не широкие хронологические рамки, охватывающие период от возникновения человеческого

общества (ок. 2 млн. л. до н.э.) до наступления эпохи средневековья (V – VI вв. н.э.). В связи с этим одной из наиболее острых проблем, которую вынужден решать преподаватель древней истории, является проблема отбора материала, а также необходимость сочетать систематичность и неизбежную в данных условиях (при колоссальном объеме теоретического и фактического материала) фрагментарность изложения материала.

На изучение основных вопросов, связанных с историей первобытного общества, отво-

дится примерно четверть всего объема занятий по первой части курса истории древнего мира. В рамках занятий по истории первобытного общества изучаются такие важнейшие, ключевые проблемы древнейшей истории человечества, как антропогенез, социогенез и духовная культура первобытного общества.

При изучении истории первобытного общества всегда следует иметь в виду относитель-

ность наших знаний об этом этапе истории человечества, что обусловлено, прежде всего, осо

бенностями исторических источников по данному периоду всемирной истории. Главным образом речь идет об их крайне незначительном количестве, фрагментарности, трудностях с датировкой, отсутствием письменных источников, играющих при изучении других периодов мировой истории решающую роль, а также о необычайной важности роли самого исследователя в интерпретации источников по истории первобытного общества.

Что касается Древнего Востока, то он дает нам примеры первых в истории человечества

цивилизаций. Хронологические рамки истории Древнего Востока определяются как рубеж IV–III тысячелетий до н.э. – V–VI вв. н.э., т.е. время от возникновения древнейших государств вдолине Нила и Южном Двуречье до установления на Востоке феодальных общественных отношений.

Основным содержанием данного периода всемирной истории является становление и

развитие в ряде регионов Африки и Азии классовых обществ и соответствующих социально-

политических институтов. Цивилизации Древнего Востока развивались в основном по общим законам, однако, при этом каждая из них имела свои специфические черты, обусловленные целым рядом факторов, и прежде всего – различиями в природно-географических условиях их существования.

Кроме того, именно в хозяйстве древневосточных государств впервые в значительном

масштабе начинает использоваться труд рабов, ставший основой экономической жизни общества позднее, в эпоху античности. Поскольку рабство на Древнем Востоке имело ряд существенных отличий по сравнению с классическим рабством, проблема их выявления и изучения является одной из важнейших в вузовском курсе истории древнего мира.

Практические занятия по истории Древнего Востока в основном посвящены изучению

письменных источников и потому по форме проведения приближаются к занятиям лабораторного типа. Основной задачей работы студентов является в этом случае приобретение умений и навыков в области работы с письменными историческими источниками как нарративного, так и документального характера. При изучении повествовательных письменных источников всегда следует помнить о необходимости критического к ним отношения, выявления присущих им субъективизма и тенденциозности, а также комплексного их использования. Без определения степени достоверности того или иного письменного источника его эффективное использование при изучении истории человеческого общества просто невозможно.

Античная история – это период становления и развития древнейших цивилизаций на

территории Европы. Их отличительной особенностью в области социально-экономических отношений являлось использование в массовом масштабе рабского труда, который превращается в основу существования древнегреческого и древнеримского обществ. При этом необходимо отметить, что характер рабства в античном мире был в значительной степени иным, нежели на Древнем Востоке. В Древней Греции и Древнем Риме рабы являлись полностью бесправной категорией населения; они не только не имели каких-либо прав, но и сами являлись собственностью рабовладельцев, которыми могли быть как частные лица, так и коллективные собственники.

Кроме того, именно в античности в результате борьбы народных масс с аристократиче-

ской верхушкой гражданских общин (применительно к Элладе этот процесс получил название≪архаическая революция≫, а к Древнему Риму – борьбы патрициев и плебеев) впервые в истории человечества возникают государства с республиканской формой правления, не известные на Древнем Востоке. Во многом именно это обстоятельство позволило широким социальным слоям, освободив их инициативу, принять активное участие в жизни общества и государства, античному миру – достичь небывалого до того уровня социально-экономического и политического развития.

Таким образом, важнейшими проблемами курса истории античной цивилизации являют-

ся вопросы, связанные со становлением и функционированием системы античного, или классического, рабовладения, а также процесс возникновения и развития полисного строя.

Важной составляющей вузовского курса истории древнего мира является учет и исполь-

зование в практике преподавания междисциплинарных связей. В данном случае речь идет

прежде всего о таких дисциплинах, как ≪История России≫ (ДПП.Ф.03), ≪История Средних веков≫ (ДПП.Ф.02), ≪Теория и методика обучения истории≫ (ОПД.Ф.04), ≪Археология≫

(ДПП.Ф.05), ≪Историография≫ (ДПП.Ф.06), ≪Источниковедение≫ (ДПП.Ф.07), ≪Вспомогательные исторические дисциплины≫ (ДПП.Ф.08), ≪Культурология≫ (ГСЭ.Ф.04), ≪Социология≫(ГСЭ.Ф.08), ≪Философия≫ (ГСЭ.Ф.09), ≪Мировая художественная культура≫ (ДПП.ДС.02),≪История политических учений≫ (ДПП.ДС.05).

В лекционном материале вопросы, предназначенные для изучения на практических заня-

тиях, рассматриваются достаточно обобщенно, без глубокого источниковедческого обоснования, на что имеются свои объективные причины, главной из которых является ограниченность учебного времени при обилии подлежащего изучению материала. Поэтому важной задачей практических занятий по истории Древней Греции и Древнего Рима является не только расширение, но и углубление знаний студентов по ключевым проблемам античной истории. По этой причине при изучении целого ряда вопросов студентами анализируется не только материал источников и современной научной литературы, но и историография рассматриваемой на занятии проблемы.

Практические занятия по курсу истории древнего мира строятся с учетом будущей ква-

лификации студентов исторического факультета. В связи с этим при подготовке к некоторым из них студентам потребуется выполнить ряд заданий, имеющих методический характер и направленных на ознакомление первокурсников с программой и учебно-методическим обеспечением школьного курса истории древнего мира. Эти знания пригодятся студентам в дальнейшем, при изучении курса методики преподавания истории и прохождении педагогической практики на III– V курсах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: