Железнодорожный транспорт. На железнодорожном транспорте накладная (way-bill, bill of freight, railroad bill of lading) и ее копия-дубликат являются транспортными документами при внутренних и международных железнодорожных грузовых перевозках. Железнодорожная накладная составляется на имя определенного грузополучателя и следует с грузом до места назначения. Перевозчик скрепляет договор перевозки, ставя штемпель на накладной и дубликате, который остается у грузоотправителя.
В международных железнодорожных сообщениях в качестве договора перевозки действует железнодорожная накладная CIM на основе единой Конвенции о международных железнодорожных перевозках (в ред. 1980 г.).
Международные железнодорожные перевозки на основе Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в странах-участницах Соглашения осуществляются по накладной СМГС. К накладной СМГС прилагаются сертификаты и свидетельства, а также разрешения на вывоз груза и другие документы.
Накладная СМГС состоит из пяти листов:
- лист № 1 (накладная) сопровождает груз до станции назначения и выдается грузополучателю вместе с листом № 5;
- лист № 2 (дорожная ведомость) сопровождает груз до станции назначения и остается у дороги станции назначения;
- лист № 3 (дубликат накладной) выдается грузоотправителю после заключения договора перевозки;
- лист № 4 (лист выдачи груза) остается у дороги станции назначения;
- лист № 5 (лист уведомления о прибытии груза) выдается грузополучателю груза вместе с листом № 1.
Железнодорожная квитанция – выдается грузоотправителю в подтверждение заключения договора перевозки. Она не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается отправителю во внутреннем сообщении. При перевозках в международном сообщении грузоотправителю в соответствии с международными соглашениями выдается не железнодорожная квитанция, а соответствующий экземпляр накладной.
Договор перевозки. Согласно ст. 32 Транспортного устава железных дорог РФ (ТУЖД; утв. Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ), в соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются транспортная железнодорожная накладная и железнодорожная квитанция.
Коммерческий акт в международных железнодорожных грузо-перевозках – это документ установленной формы, составленный по определенным, обязательным правилам, в случаях четко прописанных в СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Сообщении). Является доказательством наступления определенного события. (Утраты части или всего груза, его повреждения и т.д.).
Автомобильный транспорт. При выполнении перевозок в России транспортными документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке грузов товарного характера (имеющих стоимость).
Путевой лист является основным первичным документом внутреннего характера, определяющим совместно с ТТН показатели для учета работы автомобильного транспортного средства (АТС) и водителя, начисления заработной платы водителю и расчета за перевозки.
Товарно-транспортная накладная передается грузоотправителем перевозчику и является основным документом для списания груза грузоотправителем и приема его грузополучателем. Грузоотправитель оформляет отдельную ТТН для каждого грузополучателя не менее чем в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй сдается грузополучателю, третий и четвертый поступают в автотранспортную организацию. После выполнения расчетов по выполненным перевозкам третий экземпляр возвращается грузоотправителю вместе со счетом за перевозку.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1) товарного (заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и лице, отпускающем груз);
2) транспортного (приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях и показатели работы АТС).
Международные перевозки грузов автомобильным транспортом оформляются товарно-транспортной накладной CMR, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.
Накладная CMR представляет собой бланк, состоящий из двенадцати страниц пустых граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге. Первые четыре экземпляра (страницы) накладной пронумерованы и определены участникам договора перевозки: первый – грузоотправителю, второй – грузополучателю, третий – перевозчику, четвертый – для расчетов процедурами.
Грузоотправитель, выдавая перевозчику накладную CMR, имеет право распоряжаться грузом, например, потребовать от перевозчика изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачу груза не тому получателю, который указан в накладной. Однако он теряет это право, когда второй экземпляр накладной вручен грузополучателю. С этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями грузополучателя.
Морской транспорт. Основным документом на морском транспорте является коносамент, однако основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская расписка.
Погрузочный ордер является письменным предложением перевозчику заключить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента или накладной.
Штурманская расписка является акцептом ордера, т.е. ордером, подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товаро-распорядительным документом, и, если на ней нет замечаний адми-нистрации судна по количеству и состоянию погруженного груза, она обменивается грузоотправителем на коносамент или накладную.
Основным документом при линейном судоходстве (это форма организационной работы флота, при которой суда движутся по расписанию между определенными портами) является линейный коносамент (liner bill of lading), который выдается перевозчиком, принимающим груз к перевозке, грузоотправителю и содержит данные, представленные грузоотправителем.
Коносамент одновременно является:
- договором перевозки между грузоотправителем и морским перевозчиком;
- распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день фактической погрузки груза на коносаменте ставится штемпель с надписью «Фактически погружено на борт (дата)»);
- свидетельством права собственности на груз, которое в некоторых случаях может покупаться и продаваться, т.е. товарораспорядительным документом.
Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, он по требованию грузоотправителя обязан выдать ему коносамент. Юридическую силу имеет только оригинал коносамента, который выписывается в трех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй передается грузополучателю, а третий остается у перевозчика. Копии коносамента используют только в технологических операциях.
В зависимости от того, как принимается груз (на борт судна или на склад), выписывается бортовой коносамент (shipped bill of lading) или складской (доковый) коносамент (custody bill of lading). В ряде случаев после погрузки товара на борт складской коносамент заменяют бортовым.
В зависимости от определения в коносаменте лица, обладающего правом получить груз, различают:
- именной коносамент (straight bill of lading) – содержит наименование конкретного лица, которое имеет право получить груз; не является ценной бумагой, его можно рассматривать как инструкции грузоотправителя перевозчику по доставке груза;
- ордерный коносамент (order bill of lading) – предполагает, что грузовладелец (грузоотправитель или грузополучатель) может передать свои права на груз третьему лицу, индоссировав коносамент, т.е. сделав на обороте передаточную надпись и поставив свою подпись и печать. Надпись «То order» в графе «Получатель» превращает оригиналы коносамента в ценные бумаги. Коносамент, выписанный по «приказу определенного лица», должен быть индоссирован этим лицом до момента передачи груза держателю коносамента. Дальнейшая передача собственности на груз по коносаменту должна сопровождаться соответствующими передаточными надписями. Ни один груз, следующий по ордерному коносаменту, не может быть доставлен без предъявления оригинала коносамента, должным образом индоссированного;
- предъявительский коносамент (barred bill of lading) – является документом, по которому товар передается любому лицу – держателю коносамента.
В случае если экспедитор объединяет несколько партий однородного груза в один и тот же порт назначения для достижения тем самым экономии по оплате перевозок, используется долевой коносамент (delivery order). Такой коносамент выписывается морским перевозчиком на определенную часть груза и передается экспедитору, который указывает себя в качестве получателя груза. При этом экспедитор выдает клиенту документ с указанием соответствующего количества принадлежащего ему товара – отгрузочный сертификат (домашний коносамент), который не является товарораспорядительным документом.
Если перевозка осуществляется на нескольких судах или видах транспорта, может использоваться сквозной коносамент (through bill of lading).
В качестве расписки в приеме груза на борт (к перевозке) коносамент может быть «чистым» или «грязным». Коносамент называется «чистым», если в нем не содержится дополнительных оговорок и отметок, что груз или упаковка погружены на борт в поврежденном состоянии. В случае выписки «грязного» коносамента (груз или упаковка повреждены) все риски берет на себя грузоотправитель, поскольку, как правило, получение полной суммы за проданный товар происходит только после предъявления банку «чистых» коносаментов.
При перевозке значительного количества груза для бронирования места на линейном судне часто используют букинг-нот (booking note (letter)) – договор букирования, фрахтовая нота. По этому договору перевозчик обязуется перевезти груз на судне, а грузоотправитель – предоставить груз.
Договор на предъявление к перевозке определенного количества груза в установленный период времени оформляется на бланке букинг-нота со специальными условиями и называется договором на перевозку груза (carriage contract). Такой договор обязывает фрахтователя предъявить к перевозке определенное количество груза в установленный период времени, а перевозчиком нередко могут быть предусмотрены пониженные тарифы на перевозку.
Берс-нота (berth-note) – причальная записка – это вид договора, заключаемый в отношении перевозки неполных, частичных партий грузов на трамповых судах (трамповое судоходство – это форма организации работы флота, когда район плавания судов определяется исходя из наличия заявок на перевозки или фактического груза в порту), а также крупных партий массовых грузов на линейных судах.
Морская накладная (sea consignment note) – нетоварораспорядительный документ, который подтверждает договор перевозки груза перевозчиком и в силу которого перевозчик обязуется доставить груз получателю, обозначенному в документе. В отличие от коносамента морская накладная не дает возможности передачи прав собственности на груз во время его транспортирования третьему лицу. Морская накладная не имеет широкого применения.
В трамповом судоходстве в качестве договора перевозки выступает чартер (charter-party) – договор фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 гл. 40 ГК РФ).
Основное отличие чартера от коносамента – отсутствие стандартизированного содержания. Каждый пункт договора определяется в каждом конкретном случае отдельно. Однако существуют некоторые формы чартеров, наиболее часто применяемые в сделках по фрахтованию:
- «Дженкон» (стандартный универсальный чартер) – для перевозки грузов, для которых не существует специальной формы чартера;
- «Балтайм» – для оформления тайм-чартера;
- уэльский угольный чартер № 2 – для перевозки угля и другое.
При составлении чартера роль товарораспорядительного документа и расписки о принятии груза на борт играет чартерный коносамент.
В зависимости от вида фрахтования трампового тоннажа может оформляться рейсовый чартер, тайм-чартер, димайз-чартер, бер-боут-чартер, спейс-чартер и хоул-чартер.
Рейсовый чартер (trip charter) – договор, согласно которому судовладелец предоставляет судно под перевозку обусловленных грузов за определенную плату (фрахт), которую другая сторона – фрахтователь – обязуется оплатить. Рейсовый чартер оформляется на один рейс; на круговой рейс (если судно используется в рейсе, как в прямом, так и обратном направлении); на последовательные рейсы (voyage charter), в случае, когда грузовладелец по договору купли-продажи должен перевезти значительное количество груза в одном направлении.
Тайм-чартер (time charter) – договор, согласно которому судовладелец предоставляет судно за вознаграждение (арендную плату, фрахт) фрахтователю на определенный срок для перевозки грузов и иных целей.
Димайз-чартер (demise charter) – договор, согласно которому судно фрахтуется на время, фрахтователь сам нанимает капитана и команду, а также несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна. Основные особенности димайз-чартера заключаются в следующем:
- судно находится в полном распоряжении фрахтователя, а капитан судна и остальные члены экипажа становятся его служащими и подчиняются фрахтователю;
- фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, отвечает за гибель или повреждение судна по вине экипажа (за исключением форсмажорных обстоятельств);
- судовладелец обязан обеспечить мореходность судна только к моменту принятия его в аренду фрахтователем;
- наемная плата обычно устанавливается за тонну дедвейта судна за единицу времени.
Бэрбоут-чартер (bare-boat charter) – договор, согласно которому судно сдается фрахтователю в аренду (обычно на несколько лет) за вознаграждение, без экипажа, запасов, горючего и других материалов, необходимых для выполнения рейсов. Фрахтователь формирует судно экипажем и вправе перевести его под флаг и место регистрации страны по своему выбору.
Спейс-чартер (space charter) – договор, который заключается при фрахтовании отдельных грузовых помещений несколькими фрахтователями.
Хоул-чартер (whole charter) – договор, который заключается при предоставлении фрахтователем груза, общая масса которого соответствует полному использованию грузоподъемности судна.
К чартеру могут прилагаться райдер (rider) – дополнительные условия к типовому договору и аддендум (addendum) – дополнительные новые условия и поправки, в отношении которых между сторонами достигнута договоренность после заключения чартера.
Речной транспорт. Документация, применяемая на речном транспорте, во многом аналогична документам, которые используют при морских перевозках. Основным отличием является характер организации перевозок по внутренним водным путям, которые в достаточной степени ограничены по сравнению с океанскими перевозками и требуют введения определенного упорядочения перевозочного процесса, что, в свою очередь, отражается и на применяемой документации.
Перевозочными документами на внутреннем водном транспорте являются накладная,а при буксировке – коносамент или договор на буксировку. Накладная и коносамент составляются по единому образцу. Накладная составляется грузоотправителем на основе погрузочного ордера и свидетельствует о наличии договора перевозки. Оригинал накладной следует с грузом на всем пути следования и в пункте назначения передается грузополучателю вместе с грузом. Грузоотправителю в пункте отправления выдается копия накладной и оригинал коносамента.
Договор на буксировку составляется перевозчиком на основании заявки, подписанной грузоотправителем, и является подтверждением о принятии перевозчиком к буксировке указанного в этом документе груза. Заявка на перевозку грузов должна содержать желательный срок подачи судов; род и количество груза; наименование и адрес отправителя и получателя, адрес агента отправителя.
Погрузочный ордер вручается перевозчику не позднее, чем за 24 ч до начала погрузки груза на судно. Кроме того, грузоотправитель должен иметь все необходимые документы в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными и другими правилами. Ответственность за предоставленную неверную информацию несет грузоотправитель.
Воздушный транспорт. Основными документами, оформляемыми при воздушных международных грузовых перевозках, является авиагрузовая накладная и грузовой манифест.
Авиагрузовая накладная (air waybill) – это документ, удостоверяющий заключение договора между отправителем и перевозчиком на перевозку грузов, принятие товаров к перевозке и содержащий условия перевозки. Накладная является основным договорным и финансовым документом и не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом.
Грузоотправитель (экспедитор) должен заполнить на английском языке авиагрузовую накладную и вручить ее перевозчику одновременно с передаваемым ему для перевозки грузом. Грузоотправитель несет всю ответственность за полноту и правильность указанных сведений. Форма авиагрузовой накладной для перевозки грузов в международном сообщении устанавливается ИАТА, во внутрироссийском сообщении – Государственной службой гражданской авиации. Авиагрузовая накладная составляется в 12 экземплярах идентичных бланков разного цвета (три первые – оригиналы).
Грузовой манифест (manifest of cargo) оформляется для каждой авиагрузовой накладной и используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе. Аэропорт отправления должен подготовить такое количество грузовых манифестов, которое соответствует количеству пунктов разгрузки груза, т.е. грузовые манифесты заполняются отдельно для каждого пункта разгрузки. Использование информации грузовых манифестов позволяет более оперативно разгружать партии грузов в промежуточных аэропортах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.