ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ




Железнодорожный транспорт. На железнодорожном транспорте накладная (way-bill, bill of freight, railroad bill of lading) и ее копия-дубликат являются транс­портными документами при внутренних и международных желез­нодорожных грузовых перевозках. Железнодорожная накладная составляется на имя определенного грузополучателя и следует с грузом до места назначения. Перевозчик скрепляет договор пере­возки, ставя штемпель на накладной и дубликате, который оста­ется у грузоотправителя.

В международных железнодорожных сообщениях в качестве до­говора перевозки действует железнодорожная накладная CIM на основе единой Конвенции о международных железнодорожных перевозках (в ред. 1980 г.).

Международные железнодорожные перевозки на основе Со­глашения о международном железнодорожном грузовом сообще­нии в странах-участницах Соглашения осуществляются по на­кладной СМГС. К накладной СМГС прилагаются сертификаты и свидетельства, а также разрешения на вывоз груза и другие документы.

Накладная СМГС состоит из пяти листов:

- лист № 1 (накладная) сопровождает груз до станции назна­чения и выдается грузополучателю вместе с листом № 5;

- лист № 2 (дорожная ведомость) сопровождает груз до стан­ции назначения и остается у дороги станции назначения;

- лист № 3 (дубликат накладной) выдается грузоотправителю после заключения договора перевозки;

- лист № 4 (лист выдачи груза) остается у дороги станции на­значения;

- лист № 5 (лист уведомления о прибытии груза) выдается грузополучателю груза вместе с листом № 1.

Железнодорожная квитанция – выдается грузоотправителю в подтверждение заключения договора перевозки. Она не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается отправителю во внутреннем сообщении. При перевозках в международном сообщении грузоотправителю в соответствии с международными соглашениями выдается не железнодорожная квитанция, а соответствующий экземпляр накладной.

Договор перевозки. Согласно ст. 32 Транспортного устава железных дорог РФ (ТУЖД; утв. Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ), в соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются транспортная железнодорожная накладная и железнодорожная квитанция.

Коммерческий акт в международных железнодорожных грузо-перевозках – это документ установленной формы, составленный по определенным, обязательным правилам, в случаях четко прописанных в СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Сообщении). Является доказательством наступления определенного события. (Утраты части или всего груза, его повреждения и т.д.).

Автомобильный транспорт. При выполнении перевозок в России транспортными документами яв­ляются путевой лист и товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке грузов товарного характера (имеющих стоимость).

Путевой лист является основным первичным документом внут­реннего характера, определяющим совместно с ТТН показатели для учета работы автомобильного транспортного средства (АТС) и водителя, начисления заработной платы водителю и расчета за перевозки.

Товарно-транспортная накладная передается грузоотправителем перевозчику и является основным документом для списания гру­за грузоотправителем и приема его грузополучателем. Грузоотпра­витель оформляет отдельную ТТН для каждого грузополучателя не менее чем в четырех экземплярах: первый остается у грузоот­правителя, второй сдается грузополучателю, третий и четвертый поступают в автотранспортную организацию. После выполнения расчетов по выполненным перевозкам третий экземпляр возвра­щается грузоотправителю вместе со счетом за перевозку.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

1) то­варного (заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и лице, отпускающем груз);

2) транспортного (приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях и показатели ра­боты АТС).

Международные перевозки грузов автомобильным транспор­том оформляются товарно-транспортной накладной CMR, кото­рая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.

Накладная CMR представляет собой бланк, состоящий из две­надцати страниц пустых граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге. Первые четыре экземпляра (страницы) накладной пронуме­рованы и определены участникам договора перевозки: первый – грузоотправителю, второй – грузополучателю, третий – пере­возчику, четвертый – для расчетов процедурами.

Грузоотправитель, выдавая перевозчику накладную CMR, имеет право распоряжаться грузом, например, потребовать от перевоз­чика изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачу груза не тому получателю, который указан в накладной. Однако он теряет это право, когда второй экземпляр накладной вручен грузополучателю. С этого момента перевозчик должен ру­ководствоваться указаниями грузополучателя.

Морской транспорт. Основным документом на морском транспорте является коно­самент, однако основанием для его составления являются погру­зочный ордер и штурманская расписка.

Погрузочный ордер является письменным предложением пере­возчику заключить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента или накладной.

Штурманская расписка является акцептом ордера, т.е. ордером, подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не явля­ется товаро-распорядительным документом, и, если на ней нет замечаний адми-нистрации судна по количеству и состоянию по­груженного груза, она обменивается грузоотправителем на коно­самент или накладную.

Основным документом при линейном судоходстве (это форма организационной работы флота, при которой суда движутся по расписанию между определенными портами) является линейный коносамент (liner bill of lading), который выдается пере­возчиком, принимающим груз к перевозке, грузоотправителю и содержит данные, представленные грузоотправителем.

Коносамент одновременно является:

- договором перевозки между грузоотправителем и морским пе­ревозчиком;

- распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день фактической погрузки груза на коносаменте ставится штемпель с надписью «Фактически погружено на борт (дата)»);

- свидетельством права собственности на груз, которое в неко­торых случаях может покупаться и продаваться, т.е. товарораспо­рядительным документом.

Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, он по требо­ванию грузоотправителя обязан выдать ему коносамент. Юридическую силу имеет только оригинал коносамента, кото­рый выписывается в трех экземплярах: первый остается у грузоот­правителя, второй передается грузополучателю, а третий остается у перевозчика. Копии коносамента используют только в технологи­ческих операциях.

В зависимости от того, как принимается груз (на борт судна или на склад), выписывается бортовой коносамент (shipped bill of lading) или складской (доковый) коносамент (custody bill of lading). В ряде случаев после погрузки товара на борт складской коноса­мент заменяют бортовым.

В зависимости от определения в коносаменте лица, обладаю­щего правом получить груз, различают:

- именной коносамент (straight bill of lading) – содержит наиме­нование конкретного лица, которое имеет право получить груз; не является ценной бумагой, его можно рассматривать как инст­рукции грузоотправителя перевозчику по доставке груза;

- ордерный коносамент (order bill of lading) – предполагает, что грузовладелец (грузоотправитель или грузополучатель) может пе­редать свои права на груз третьему лицу, индоссировав коноса­мент, т.е. сделав на обороте передаточную надпись и поставив свою подпись и печать. Надпись «То order» в графе «Получатель» превращает оригиналы коносамента в ценные бумаги. Коносамент, выписанный по «приказу определенного лица», должен быть ин­доссирован этим лицом до момента передачи груза держателю коносамента. Дальнейшая передача собственности на груз по ко­носаменту должна сопровождаться соответствующими передаточ­ными надписями. Ни один груз, следующий по ордерному коно­саменту, не может быть доставлен без предъявления оригинала коносамента, должным образом индоссированного;

- предъявительский коносамент (barred bill of lading) – является документом, по которому товар передается любому лицу – дер­жателю коносамента.

В случае если экспедитор объединяет несколько партий одно­родного груза в один и тот же порт назначения для достижения тем самым экономии по оплате перевозок, используется долевой коносамент (delivery order). Такой коносамент выписывается мор­ским перевозчиком на определенную часть груза и передается эк­спедитору, который указывает себя в качестве получателя груза. При этом экспедитор выдает клиенту документ с указанием соот­ветствующего количества принадлежащего ему товара – отгру­зочный сертификат (домашний коносамент), который не являет­ся товарораспорядительным документом.

Если перевозка осуществляется на нескольких судах или видах транспорта, может использоваться сквозной коносамент (through bill of lading).

В качестве расписки в приеме груза на борт (к перевозке) ко­носамент может быть «чистым» или «грязным». Коносамент называется «чистым», если в нем не содержится дополнительных оговорок и отметок, что груз или упаковка по­гружены на борт в поврежденном состоянии. В случае выписки «грязного» коносамента (груз или упаковка по­вреждены) все риски берет на себя грузоотправитель, поскольку, как правило, получение полной суммы за проданный товар проис­ходит только после предъявления банку «чистых» коносаментов.

При перевозке значительного количества груза для бронирова­ния места на линейном судне часто используют букинг-нот (booking note (letter)) – договор букирования, фрахтовая нота. По этому договору перевозчик обязуется перевезти груз на судне, а грузо­отправитель – предоставить груз.

Договор на предъявление к перевозке определенного количе­ства груза в установленный период времени оформляется на бланке букинг-нота со специальными условиями и называется договором на перевозку груза (carriage contract). Такой договор обязывает фрах­тователя предъявить к перевозке определенное количество груза в установленный период времени, а перевозчиком нередко могут быть предусмотрены пониженные тарифы на перевозку.

Берс-нота (berth-note) – причальная записка – это вид дого­вора, заключаемый в отношении перевозки неполных, частич­ных партий грузов на трамповых судах (трамповое судоходство – это форма организации работы флота, когда район плавания судов определяется исходя из наличия заявок на перевозки или фактического груза в порту), а также крупных партий массовых грузов на линейных судах.

Морская накладная (sea consignment note) – нетоварораспоря­дительный документ, который подтверждает договор перевозки груза перевозчиком и в силу которого перевозчик обязуется дос­тавить груз получателю, обозначенному в документе. В отличие от коносамента морская накладная не дает возможности передачи прав собствен­ности на груз во время его транспортирования третьему лицу. Морская накладная не имеет широкого применения.

В трамповом судоходстве в качестве договора перевозки высту­пает чартер (charter-party) – договор фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой сто­роне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 гл. 40 ГК РФ).

Основное отличие чартера от коносамента – отсутствие стан­дартизированного содержания. Каждый пункт договора определя­ется в каждом конкретном случае отдельно. Однако существуют некоторые формы чартеров, наиболее часто применяемые в сдел­ках по фрахтованию:

- «Дженкон» (стандартный универсальный чартер) – для пе­ревозки грузов, для которых не существует специальной формы чартера;

- «Балтайм» – для оформления тайм-чартера;

- уэльский угольный чартер № 2 – для перевозки угля и другое.

При составлении чартера роль товарораспорядительного доку­мента и расписки о принятии груза на борт играет чартерный коносамент.

В зависимости от вида фрахтования трампового тоннажа может оформляться рейсовый чартер, тайм-чартер, димайз-чартер, бер-боут-чартер, спейс-чартер и хоул-чартер.

Рейсовый чартер (trip charter) – договор, согласно которому судовладелец предоставляет судно под перевозку обусловленных грузов за определенную плату (фрахт), которую другая сторона – фрахтователь – обязуется оплатить. Рейсовый чартер оформляет­ся на один рейс; на круговой рейс (если судно используется в рейсе, как в прямом, так и обратном направлении); на последова­тельные рейсы (voyage charter), в случае, когда грузовладелец по договору купли-продажи должен перевезти значительное количе­ство груза в одном направлении.

Тайм-чартер (time charter) – договор, согласно которому су­довладелец предоставляет судно за вознаграждение (арендную плату, фрахт) фрахтователю на определенный срок для перевоз­ки грузов и иных целей.

Димайз-чартер (demise charter) – договор, согласно которому судно фрахтуется на время, фрахтователь сам нанимает капитана и команду, а также несет ответственность за управление, эксплу­атацию и плавание судна. Основные особенности димайз-чартера заключаются в следующем:

- судно находится в полном распоряжении фрахтователя, а ка­питан судна и остальные члены экипажа становятся его служащи­ми и подчиняются фрахтователю;

- фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, отве­чает за гибель или повреждение судна по вине экипажа (за исклю­чением форсмажорных обстоятельств);

- судовладелец обязан обеспечить мореходность судна только к моменту принятия его в аренду фрахтователем;

- наемная плата обычно устанавливается за тонну дедвейта судна за единицу времени.

Бэрбоут-чартер (bare-boat charter) – договор, согласно кото­рому судно сдается фрахтователю в аренду (обычно на несколько лет) за вознаграждение, без экипажа, запасов, горючего и других материалов, необходимых для выполнения рейсов. Фрахтователь формирует судно экипажем и вправе перевести его под флаг и место регистрации страны по своему выбору.

Спейс-чартер (space charter) – договор, который заключается при фрахтовании отдельных грузовых помещений несколькими фрахтователями.

Хоул-чартер (whole charter) – договор, который заключается при предоставлении фрахтователем груза, общая масса которого соответствует полному использованию грузоподъемности судна.

К чартеру могут прилагаться райдер (rider) – дополнительные условия к типовому договору и аддендум (addendum) – допол­нительные новые условия и поправки, в отношении которых меж­ду сторонами достигнута договоренность после заключения чар­тера.

Речной транспорт. Документация, применяемая на речном транспор­те, во многом аналогична документам, которые используют при морских перевозках. Основным отличием является характер орга­низации перевозок по внутренним водным путям, которые в до­статочной степени ограничены по сравнению с океанскими пере­возками и требуют введения определенного упорядочения пере­возочного процесса, что, в свою очередь, отражается и на приме­няемой документации.

Перевозочными документами на внутреннем водном транспорте являются накладная,а при буксировке – коносамент или договор на буксировку. Накладная и коносамент составляются по единому образцу. Накладная составляется грузоотправителем на основе погру­зочного ордера и свидетельствует о наличии договора перевозки. Оригинал накладной следует с грузом на всем пути следования и в пункте назначения передается грузополучателю вместе с грузом. Грузоотправителю в пункте отправления выдается копия наклад­ной и оригинал коносамента.

Договор на буксировку составляется перевозчиком на основа­нии заявки, подписанной грузоотправителем, и является подтвер­ждением о принятии перевозчиком к буксировке указанного в этом документе груза. Заявка на перевозку грузов должна содер­жать желательный срок подачи судов; род и количество груза; наи­менование и адрес отправителя и получателя, адрес агента от­правителя.

Погрузочный ордер вручается перевозчику не позднее, чем за 24 ч до начала погрузки груза на судно. Кроме того, грузоотправи­тель должен иметь все необходимые документы в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными и другими правилами. Ответственность за предоставленную неверную информацию не­сет грузоотправитель.

Воздушный транспорт. Основными документами, оформляемыми при воздушных международных грузовых перевозках, является авиагрузовая накладная и гру­зовой манифест.

Авиагрузовая накладная (air waybill) – это документ, удостове­ряющий заключение договора между отправителем и перевозчи­ком на перевозку грузов, принятие товаров к перевозке и содер­жащий условия перевозки. Накладная является основным дого­ворным и финансовым документом и не является ни товарорас­порядительным, ни передаточным документом.

Грузоотправитель (экспедитор) должен заполнить на англий­ском языке авиагрузовую накладную и вручить ее перевозчику од­новременно с передаваемым ему для перевозки грузом. Грузоот­правитель несет всю ответственность за полноту и правильность указанных сведений. Форма авиагрузовой накладной для перевозки грузов в междуна­родном сообщении устанавливается ИАТА, во внутрироссийском сообщении – Государственной службой гражданской авиации. Авиагрузовая накладная составляется в 12 экземплярах иден­тичных бланков разного цвета (три первые – оригиналы).

Грузовой манифест (manifest of cargo) оформляется для каждой авиагрузовой накладной и используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе. Аэропорт отправления должен подготовить такое количество грузовых манифестов, которое соответствует количеству пунктов разгрузки груза, т.е. грузовые манифесты заполняются отдельно для каждого пункта разгрузки. Использование информации грузо­вых манифестов позволяет более оперативно разгружать партии грузов в промежуточных аэропортах.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: