Тема 5. Занятие (урок) как основная форма обучения изобразительной деятельности детей.




Модификация традиционных методов и приемов обучения изобразительной деятельности как фактор повышения продуктивности и усиления коррекционно-развивающей направленности занятий (уроков) по изобразительному искусству с детьми, имеющими нарушения речи.

Общая организация деятельности детей на занятиях (уроках) по изобразительному искусству. Структура занятия (урока) по изобразительному искусству.

Развитие общедеятельностных умений детей с нарушениями речи при обучении изобразительной деятельности.

Значение речи детей и речи педагога для активизации познавательных процессов в ходе выполнения изображений и поделок; оречевление действий. Развитие основных средств и функций речи, коммуникативной активности детей на занятиях (уроках) по изобразительному искусству.

Особенности оценки детских изобразительных работ. Организация само- и взаимооценки рисунков детьми.

Пропедевтический период в обучении рисованию детей с нарушениями речи: задачи, содержание и методы коррекционно-образовательной работы. Развитие познавательного интереса к занятиям, желания передавать впечатления об окружающем мире с помощью разных видов изобразительной деятельности как центральная задача пропедевтического этапа.

Дидактические игры, игровые приемы и занимательные упражнения, используемые в пропедевтическом периоде и в процессе дальнейшего обучения изобразительной деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Общая организация деятельности детей на занятиях (уроках) по изобразительному искусству.

2. Раскрыть структуру занятия (урока) по изобразительному искусству.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить дидактические игры для обучения изобразительной деятельности, оформить их в альбом.

2. Подготовить конспект занятия по ознакомлению детей с натюрмортом в старшей группе для детей с нарушением речи (программное содержание, ход занятия, заключительная часть занятия).

3. Подготовить стенд для родителей: Значение речи детей и речи педагога для активизации познавательных процессов в ходе изобразительной деятельности.

 

Рекомендуемая литература:

№№ 1, 2, 3, 10, 14 (основная);

№№ 1,2 (дополнительная)

Тема 6. Предметное и сюжетное рисование (лепка) в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи.

Всемерное развитие и обогащение восприятия детей как основа овладения предметным рисованием (лепкой). Приемы обогащения восприятия детей (последовательная, поэтапная постановка целей наблюдения в соответствии с порядком построения рисунка; чередование рисования с анализирующим наблюдением; концентрация внимания детей на отдельных сторонах и свойствах изображаемого предмета; систематическое повторное привлечение детей к рассматриванию предмета, побуждение к сравнению выполняемого рисунка с натурой, с геометрическими эталонами, другими предметами такой же формы; дополнительное (к зрительному способу) тактильно-моторное изучение плоскостного предмета; перемещение предмета из одного положения в другое для уточнения его конструкции; включение практической деятельности детей в процесс изучения объекта изображения; использование моделей, которые до начала рисования могут быть разобраны на части; способ «пассивных» движений; создание игровых, занимательных ситуаций и т.д.).

Композиция как наиболее целесообразное размещение составных частей сюжетного рисунка. Прием иллюстрирования отрывков из литературных произведений и специально подобранных рассказов-описаний.

Слово как средство организации изобразительной деятельности, средство развития речи и мышления детей в процессе предметного рисования и лепки. Вербализация изобразительных действий на всех этапах работы над предметным рисунком (лепкой) в целях углубления анализирующих способностей детей, коррекции их психофизических и речевых нарушений, активизации речевой деятельности.

Использование рисования в коррекционной работе с заикающимися детьми. Занятия рисованием как способ создания благоприятных ситуаций, позволяющий постепенно усложнять речевые упражнения в зависимости от степени речевой самостоятельности детей. Постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям - основа планирования последовательности речевых упражнений в процессе изобразительной деятельности.

Механизмы формирования художественного замысла в предметном и сюжетном рисунке (лепке) детей и соответствие их определенному возрасту.

Содержание занятий (уроков) по предметному и сюжетному рисованию (лепке) в ДОУ и школе для детей с нарушениями речи.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

2. Раскрыть содержание занятий (уроков) по предметному рисованию в ДОУ, школе для детей с нарушением речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. Использование рисования в коррекционной работе с интеллектуальной недостаточностью; с детьми с нарушением речи.

2. Подготовить реферат на тему: Предметное и сюжетное рисование (лепка) в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи.

Рекомендуемая литература:

№№ 3, 6, 8, 14,15 (основная)

№№ 1, 3 (дополнительная)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: