Публицистический стиль в системе других стилей.




 

Публицистический стиль – это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель произведений стиля массовой коммуникации – воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших событиях современности.

В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах на собраниях и т.д.

Зарождение русского публицистического стиля относится к отдаленному прошлому. Уже в XVI в. в выступлениях Максима Грека против невежества и корыстолюбия духовенства, в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти, в переписке царя Ивана Грозного с князем Курбским наметились характерные черты публицистического стиля. Дальнейшее развитие он получил в XVIII в., когда появилась первая печатная газета «Ведомости», был создан ряд журналов, во главе которых стояли баснописец И.А. Крылов, писатели Н.И. Новиков, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин. Многие элементы публицистического стиля содержит «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Оформился публицистический стиль в XIX в.; немалую роль в его становлении сыграла деятельность В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

Крупнейшие русские писатели XX в.: М. Горький, А.Н. Толстой, А. Фадеев, Л. Леонов, М. Шолохов, К. Симонов и др. – не только вводили в свою художественную прозу публицистические элементы, придавая ей широкое общественное звучание, но и создавали яркие публицистические произведения, проникнутые пафосом гражданственности.

Публицистический стиль характеризуется наличием следующих черт: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4.коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

 

Известно, что каждый жанр предполагает свою систему построения текста и свои языковые возможности максимального воздействия на читателя.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

- на уровне лексики:

  • широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
  • использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
  • использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
  • акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
  • частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

- на уровне морфологии и синтаксиса:

  • активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
  • неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
  • употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
  • использование обращений;
  • частые лексические и синтаксические повторы
  • парцелляция

 

Основные задачи стиля массовой коммуникации предполагают, что журналист, соблюдая языковые стандарты, присущие тому или иному жанру, имеет свободу языкового творчества, экспрессивно подчеркивая, выделяя основную мысль, давая прямую оценку описываемому событию или факту. Таким образом проявляется очень важная категория текста стиля массовой коммуникации, которая объединяет столь различные языковые средства в единую систему, - образ автора. Образ автора в публицистическом тексте имеет свои особенности. С одной стороны, проявляются черты человека, занимающегося общественной деятельностью и выражающего коллективные оценки и пристрастия. С другой – в тексте можно найти и черты автора как частного человека: индивидуальный выбор языковых средств, характер оценочности и другие черты речевого поведения.

Все публицистические тексты, несмотря на различные формы существования (письменную – в газетах и журналах и устную – в электронных СМИ и публичных выступлениях), по своим глубинным характеристикам относятся к книжно-письменному литературному языку (подготовленность речи, осознанный отбор языковых средств и т.п.). Однако исследователи отмечают одну важную особенность современной речевой ситуации: благодаря электронным средствам массовой информации (радио, телевидение, Интернет), использующим новые средства общения – передачи «прямого эфира», спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через телефон или пейджер, - создается новая разновидность устной коммуникации – устный литературный язык, который функционирует не только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступлений. Именно эта разновидность литературного языка оказывает влияние на современную речевую ситуацию.

Таким образом, в современной журналистике можно наблюдать два почти равноправных стилистических варианта литературной речи: книжно-письменная и публичная литературная устно-разговорная.

 

Заключение:

1. В связи с многоаспектностью текста как сложного феномена существуют различные классификации текстов, учитывающие их разные параметры.

2. Функциональные стили - это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых единиц.

3. Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.

Список литературы

 

1. Стилистика текста: Учеб. Пособие / Солганик Г.Я. – М.: Флинта, Наука, 2015 год.

2. https://cyberleninka.ru/article/n/o-stilisticheskoy-klassifikatsii-teksta

3. Виноградов В. В. О понятии «стиля языка» (применительно к истории русского литературного языка) // Изв. АН СССР, сер. ОЛЯ. – 1955. – Т. 14. – В. 4. – С. 305–320.

4. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ОНИКС 21век. Мир и образование, 2001 год.

5. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб.пособие для студ. фак. журналистики / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

6. https://cyberleninka.ru/article/n/publitsisticheskiy-tekst-suschnost-spetsifika-funktsii

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: