1. Изобразительное искусство, его сущность и виды. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
2. Методика преподавания изобразительной деятельности как наука, ее задачи и содержание; связь с другими науками
3. Основные этапы и закономерности развития изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
4. Изобразительная деятельность в учебно-воспитательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ДОУ для детей с нарушениями речи, школы V вида)
5. Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения
6. Коррекционно-развивающая направленность занятий (уроков) по изобразительному искусству в ДОУ для детей с нарушениями речи и школе V вида
7. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
8. Принципы построения и содержание программ по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи
9. Связь занятий (уроков) изобразительного искусства с другими занятиями (учебными предметами)
10. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи
11. Методы обучения; взаимосвязь наглядных и словесных методов обучения изобразительной деятельности
12. Методы ознакомления с предметом. Значение зрительной, осязательного и двигательного способов ознакомления с предметом.
13. Организация наблюдения предметов и изображений. Использование образцов. Показ способов изображения
14. Методы, обеспечивающие усвоение технических навыков
15. Методы активизации воображения и творческого начала при обучении изобразительной деятельности
16. Словесные методы обучения и особенности применения их в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.
17. Беседа и рассказ на занятиях (уроках) изобразительного искусства
18. Значение речи детей и речи педагога для активизации познавательных процессов в ходе занятий рисованием; оречевление действий. Развитие речевой активности детей на уроках изобразительного искусства
19. Дидактические игры, игровые приемы и занимательные упражнения при обучении изобразительной деятельности
20. Развитие познавательного интереса к занятиям рисованием
21. Воспитание эстетических чувств и эмоций учеников с тяжелыми нарушениями речи
22. Общая организация деятельности детей на занятиях (уроках) изобразительного искусства
23. Структура занятия (урока) изобразительного искусства
24. Пропедевтический период в обучении рисованию детей с нарушениями речи
25. Декоративно-прикладное искусство и его специфика. Коррекционно-образовательная работа на занятиях (уроках) декоративного рисования
26. Рисование с натуры как метод ознакомления с основами реалистического изображения, его специфика. Коррекционно-образовательная работа на занятиях (уроках) натурного рисования
27. Тематическое рисование и его специфика. Коррекционно-образовательная работа на занятиях (уроках) тематического рисования
28. Ознакомление детей с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Реферат по теме «Значение изобразительного искусства для всестороннего развития, воспитания и обучения детей дошкольного (младшего школьного) возраста»
2.Принципы построения и содержание программ по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.
3. доклад на тему: «Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения».
4. Использование дидактических игр в обучении изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии.
5. Взаимосвязь наглядных и словесных методов обучения изобразительной деятельности.
6. Основные этапы и закономерности развития изобразительной деятельности детей дошкольного.
7. Развитие речевой активности детей с нарушением речи на уроках изобразительного искусства.
8. Эстетическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности.
9. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
10. Виды конструирования в детском саду и школе для детей с нарушениями речи.
Содержание программы
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
4. Распределение времени по видам занятий и формам обучения.
5. Содержание.
6. Планы практических занятий.
7. Рекомендуемая литература.
8. Перечень вопросов для подготовки к экзамену.
9. Тематика рефератов (докладов) по дисциплине.