Методические указания студентам




Курс «ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО СПОРТА» предлагается вам в 9 семестре. Аттестация предусмотрена в виде зачета. Ниже представлены требования к трем письменным работам, являющихся обязательными для выполнения: 1) психологические методики для проведения спортивной ориентации и отбора юных спортсменов в избранном виде спорта; 2) психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта; 3) психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе занятий спортом.

1) Письменная работа: «Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде спорта»

Данную работу Вы должны представить к четвертому семинарскому занятию. Для ее подготовки:

I) используйте материал по теме «Психологический аспект спортивной ориентации и отбора» (лекция 4 и занятие 3), но в основном специальную литературу по проблеме, например:

1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

2) Брянкин, СВ. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. - М., 1982

3) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.

4) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Издательство «Питер», 2002.

5) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХП Всесоюз.науч.- практ. конф.-М.:ВНИИФК, 1989.

6) Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008

 

1) Подберите дополнительны источники литературы, включая Интернет-ресурсы: \ууу\у.рес1НЬ.с1х.ги, \у\уууЛе5о;ап:.5рЬ.ги и др.;

2) План работы состоит из четырех разделов: 1) введения с обоснованием значимости данной темы (1-2с); 2) требования вида спорта к психическим процессам и личности спортсмена в избранном виде спорта; 3) представление «батареи» психодиагностических методик для проведения спортивной ориентации и отбора (5-7 с); 4) выводов; 5) списка использованной литературы (по ГОСТу).

3) Материал излагается по плану;

4) Ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны;

5) При включении в птсьменную работу таблиц, рисунков и графиков в подписях к ним даются ссылки на авторов;

6) Список литературы с нумераций источников по фамилии автора в алфавитном порядке должен соответствовать требованиям библиографического описания;

7) Оформление в рукописном (читабельном) или печатном варианте на листах формата А4: шрифт -Тптюз №уу Котап, кегль- 14, интервал -1,5, поля: левое- Зсм, правое-1,5, верхнее -2, нижнее -2 см;

Требования к представлению контрольной работы представлены на основе материалов Л.В. Шапковой (2006) (см.Шапкова, Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учеб.пособие/Л.В.Шапкова. - Сб.: ИСПиП,2006.-С.8-10).

 

 

2) Письменная работа: «Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта»

Данная письменная работа связана с шестым семинарским занятием, посвященному указанной теме. Подготовка к нему включает:

1) использование материала занятия по указанной теме (занятие 5) и литературу,
например:

1) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.

2) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.

3) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.

2) в работе Вам следует обосновать целесообразность использования
психотехнических игр и упражнений в избранном виде спорта. В качестве ориентира
Вы можете использовать часть материала из первой письменной работы, а именно:
требования к психическим процессам и личности юного спортсмена; и

3) подобрать несколько (минимум 4-5) психотехнических игр и упражнения для
развития: А) или познавательного психического процесса (внимание, мышление,
воображение, представление); Б) или оптимизации психического состояния; В) или
развития межличностных отношений в группе в рамках избранного вида спорта.

3) разработать несколько рекомендаций по включению данных игр в учебно-
тренировочный процесс (какая часть занятия, дозировка, последовательность и пр.)

4) по желанию Вы можете провести какую-нибудь игру на занятии;

5) требований к объему реферата нет; рукописный (читабельный) или печатный вариант: шрифт -ТттезМе\у Котап, кегль - 14, интервал -1,5, поля: левое- Зсм, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;

6) перед проведением игры или упражнения Вам следует дать краткую информацию о пей (нем) (цель) и четкую инструкцию студентам;

3) Письменная работа текущий контроль: «Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере».

Данная работа является Наиболее важной с учетом специфики дисциплины и должна быть представлена к последнему занятию. Для выполнения письменной работы по теме Вы:

1) используете материал лекций «Кризис начала спортивной специализации» и «Психологическое сопровождение начального этапа СК» (лекции 5, 7-8) или литературу, например:

1) Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999;

2) Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта //Здоровье человека как национальное достояние. Коллективная монография/Е.Е.Хвацкая. - СПб.: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2010. - С.

 

2) выбираете вариант выполнения данной работы: А) ретроспективный (описание собственных трудностей на начальном этапе занятий спортом); Б) актуальный (если Вы работаете тренером в течение как минимум года и можете выделить и описать трудности реальных юных спортсменов);

3) в обоих вариантах следует описать или по схеме, или самостоятельно трудности и предложить рекомендации (пути их решения) с помощью методики психологического сопровождения;

4) отдельно следует разработать рекомендации (своего рода памятку) родителям юного спортсмена (режим дня, поддержка юного спортсмена в тренировочном процессе и соревнованиях, взаимодействие с тренером и др. - по вашему усмотрению).

 

5) особых требований к оформлению - нет: рукописный (читабельный) или печа: вариант, табличная или свободная форма изложения.

Зачет может быть поставлен при условии своевременного выполнения указа требований. При подготовке к зачету используйте материал лекционны семинарских занятий или ориентируйтесь на литературу (см. Учебно-методич* обеспечение курса). Вам нужно ответить на 2 вопроса (при этом Вы не можете зар их выбрать и подготовить!) из объемных требований к зачету.

1. Основные понятия дисциплины «Основы психологии детского спорта».

2. Виды отношения к детскому спорту.

3. Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации.

4. Ранняя спортивная специализация (РСС) как объективная тенденция раз]
современного спорта.

5. РСС как тенденция снижения возраста начала занятий избранным видом спорта.

6. РСС как более раннее начало занятий в одних видах спорта по сравнению с другими.

7. Спортивная ориентация и отбор: психологический компонент.

8. Типы родителей юных спортсменов.

9. Кризисная концепция спортивной карьеры (СК)

 

10. Кризис начала спортивной специализации.

11. Классификации трудностей юных спортсменов.

12. Возрастно-половые особенности адаптации детей на этапе начальной спорта
специализации.

13. Проблема «первых соревнований».

14. Подходы к психологической подготовке юных спортсменов.

15. Психологическое обеспечение этапа начальной спортивной специализации (Г.Б. Горек

16. Философия детского спорта (Р.8пк>11, К.Згшт)

17. Понятие о модели психологического сопровождения начального этапа СК.

18. Принципы психологического сопровождения юных спортсменов.

19. Цель и частные задачи психологического сопровождения начального этапа СК.

20. Способы (виды) психологической помощи юному спортсмену.

21. Условия достижения целей и частых задач психологического сопровождения начал! этапа СК.

22. Психотехнические игры и упражнения в работе с юными спортсменами.

23. Решение задачи - содействовать развитию нравственных качеств детей.

24. Решение задачи - способствовать формированию устойчивой мотивации.

 

25. Решение задачи - создать условия для проявления и развития способностей г спортсменов для успешного овладения ими основой техники вида спорта и достиж необходимого уровня физической подготовленности.

26. Решение задачи - содействовать развитию возрастных психических новообразов юных спортсменов.

 

27. Решение задачи - создать психологические предпосылки для успешного участия в пе соревнованиях.

28. Решение задачи - предупреждать возникновение невротических страхов (боязни тре: страх «быть неперспективным»).

29. Решение задачи - в случае необходимости корректировать отношение к спрту родш юного спортсмена.

30. Решение задачи - предупреждать уход детей из спорта.

Основная литература:

1)Ильин, Е.П. Психология спорта: Учеб.пособие/ Е.П. Ильин. - СПб., 2009.

2)Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008.

3)Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб,: Центр карьеры,

1999. 4)Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия/А.Е.Тарас. - Минск: Харвест,2005. 5)Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта/ Здоровье человека как национальное достояние.

Коллективная монография/Е.Е.Хвацкая,- СПб.: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2010.

Дополнительная литература:

1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

2) Брянкин, СВ. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. -М., 1982.

3) Волков, И.П. Современное состояние и перспективы развития психологических исследований в области физического воспитания и спорта/ И.П.ВолковЛТеория и практика физической культуры. -1986. - №1.

4) Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта/ ГД.Горбунов, Е.Н.Гогунов. - М., 2008.

5) Горская, Г.Б. Психологическая обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.

6) Дашкевич.О.В. Личностные факторы психической готовности юных спортсменов к спортивной деятельности: Метод.рекомендации/О.В.Дашкевич, В.А.Зобков. -М., 1982.

7) Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: автореф....дисс.д-ра психол.наук/В.А.Зобков. М., 1993.

8) Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте: Монография/А.Н.Николаев. - СПб., 2005.

9) Малибруда, Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Малибруда. - М., 1986.

10) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.

11) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Издательство «Питер», 2002.

12) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХП Всесоюз.науч.- практ. конф.-М.: ВНИИФК, 1989.

13) Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. и общ.ред. И.П. Волков. - СПб., 2002.

14) Филин, В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта/ В.П.Филин// Теория и практика физической культуры. -1986. -№3..

15) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.

16) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.

17) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.

18) ЗтоН, Р. (1988) Ейесйуе Тгаютд (Не Соаспез (п Уои(п 5рог1/ Р. 5то11, К.3тйп.

Желаем достойного получения зачета!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: