Тема 1. Ценностный подход к природе и экологической культуре




Краткий курс лекций по дисциплине «Основы экологической культуры» (материалы для студентов)

Тема 1. Ценностный подход к природе и экологической культуре

Ценность как основание бытия. В рамках социально-гуманитарных наук главными составляющими познания становятся ценности (эпохи, общества, человека) и связанные с ними нормы, отражающие мировоззренческие и смысложизненные компоненты[1]. Именно категории «ценности», «нормы» и «смысла» высвечивают специфику всех социально-гуманитарных наук.

Сама ценность выступает в качестве фундаментальной категории бытия, выражая его основополагающий принцип и направленность развития. Любое явление, феномен, событие, действие оцениваются через общепринятую систему ценностей, связанную с категориями добра и зла, красоты и уродства, истины и лжи, допустимого и запретного. Неслучайно поэтому ценностный подход к бытию, культуре и ее феноменам был во все эпохи одним из важнейших, но наибольшую актуальность он приобрел в ХХ веке в связи с возникновением и существованием нерешенных глобальных проблем, интенсивным развитием науки, информатизацией, виртуализацией и технологизацией всех отраслей (вспомним характеристики современной эпохи – техносфера, инфосфера, информационная эпоха). Ценность, как подчеркивает П. Сорокин, является фундаментальной основой культуры. Формированию ценности/ценностей способствует сложный синтез разнородных компонентов, среди которых можно назвать бессознательное начало, обычаи, нормы, потребности, интересы, идеалы, долг, мотивация и др.

Каждая социальная общность стремится создать систему своих ценностей, оформляющую интересы функционирования этой общности. Неслучайно в различных культурно-исторических эпохах, у разных людей встречаются отличные друг от друга системы ценностей, моральные принципы и эстетические нормы, связанные с государственными, религиозными, научными или социальными святынями. В связи с этим ценности имеют многообразные формы своего проявления: это могут быть материальные предметы (фетиши, реликвии); высшие идеи (например, Бога, Научной Истины, Высоких Технологий, всеобщего равенства, гуманизма); исторические события (Отечественная Война, Великая французская революция). Среди значимых социальных ценностей можно выделить следующие группы: мировоззренческие, онтологические (свобода, справедливость, правда), экзистенциальные (безопасность, мир, здоровье), телеологические (смысл жизни), политические, экономические (богатство, благосостояние, успех), интеллектуальные (знание, мудрость), этические (добро, порядочность, совесть), эстетические (красота), ценности самоутверждения (авторитет, известность, уважение), ценности человеческих взаимоотношений (альтруизм, взаимопомощь, дружба)[2]. Более того, для характеристики ценностей важное значение имеет время: ценности, как живые организмы, могут рождаться, расти, достигать зрелости и умирать, забываться на определенный промежуток времени или перерождаться в ценности другого плана. Но все их объединяет одно – абсолютная значимость ценности для человека/общества.

Ценностные ориентации человека в мире составляют его внутренний мир, делают человека индивидуально-неповторимой личностью. Способность к оценке явлений через призму шкалы ценностей формируется у человека вместе со способностью познания. Подчеркнем, знания и ценности различаются: знание стремится к объективности, ценность имеет тенденцию к субъективности.

Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. Само понятие «смысл» очень многогранно и оно подразумевает: а) идеальное содержание, сущность; б) разумное основание чего-либо; в) направленность к чему-либо; г) конечная цель (ценность) чего-либо (например, смысл жизни). Так, М. Хайдеггер подчеркивает, что «понять направление, в каком вещь уже движется сама по себе – значит увидеть ее смысл. Во вникании в такой смысл – суть осмысления. Под осмыслением подразумевается большее осознание чего-либо»[3]. Исходя из этого, можно заключить: под смыслом понимается, во-первых, «к чему» и «ради чего» совершается любой поступок, действие. Во-вторых, у смысла есть направленность к определенной цели. В-третьих, идеалы, принципы, правила, ценности придают всему цель, порядок и смысл. Благодаря ценностям человек перестает ощущать бессмысленность своего существования, преодолевает бездуховность, отчуждение, одиночество, потому что ценности по своему значению намного превосходят время личного существования. Обретая ценностные смыслы, человек придает своему бытию устойчиво-равновесное духовное существование и при необходимости оправдывает его. В связи с этим, можно утверждать, что существование ценностей в сознании общества и отдельного человека является показателем духовного и морального здоровья.

Ценность осознается как благо, она служит основанием для осмысления мира, ибо в основе поиска смысла, вопрошания о смысле лежат интересы человека, обусловленные его потребностями. По словам В.О. Ключевского, «цена всякого знания определяется его связью с нашими нуждами, стремлениями и поступками; иначе знание становится простым балластом памяти, пригодным для ослабления житейской качки разве только пустому кораблю, который идет без настоящего ценного груза»[4]. Но ценность не просто информация, а выражение эмоционального отношения к объектам, предметам, удовлетворяющим потребности человека. При этом, чем актуальнее потребность, тем больший эмоциональный интерес к ней проявляется.

Существуют специальные теории, изучающие и осмысляющие ценности. Аксиология –это учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. Это раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости ценности как теоретического знания, так и практически нравственного действия. Термин принадлежит П. Лапи и Э. Гартману.

Истоки теории ценностей (аксиологии) восходят к античному понятию «блага» как выражению абстрактной позитивной значимости различных средств удовлетворения потребностей, главным образом физиологических. Сократ сформулировал вопрос: «Что есть благо?». Этот вопрос стал основным в теории ценностей, так как «благо» отражает самые общие представления о наиболее ценных свойствах действительности и результатах человеческой деятельности. По Сократу, жизнь благородного человека («прекрасного и хорошего») должна быть пронизана высокой идейностью, а сам он обладать такими качествами как сила, бодрость духа, красота, здоровье, веселье. Этот человек – своеобразный идеал: одновременно борец, герой, художник, творец, соблюдающий во всем меру, покорный судьбе и ожидающий великую славу в будущем. Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей, являясь идеалом человеческого предметного мира. Согласно средневековой схоластической философии абсолютной ценностью обладает духовная Божественная реальность, которая воплощает собой Благо, Добро, Красоту, Истину.

 

Предтечей собственно аксиологии, возникшей в конце XIX века, был Иммануил Кант (1724 – 1804), разработавший основы теории эстетических и нравственных суждений, диалектику практического (нравственное сознание) и теоретического (научного) разума. Немецкий философ первым противопоставил нравственность (в виде свободы) природе (в форме необходимости), а долженствование – бытию. И. Кант, совершивший переворот в философии, трактует ее как науку о мудрости, обладающую абсолютной ценностью. При этом все, что изучает философия, в том числе фундаментальные цели человеческого разума, приобретают ценностную окраску.

Согласно Канту, новая философия должна заниматься не только критикой теоретического разума, но и практического разума, под которым он понимает моральное сознание, нравственность, поведение. В рамках кантовской этики человек выступает как высшая ценность. «Во всем сотворенном мире все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а вместе с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»[5]. Этика Канта, направленная на регулирование отношений в обществе, напрямую связана с теоретическим разумом. Регуляция взаимоотношений между людьми получает у него выражение в нравственном законе, имеющем обязательный внутренний характер и называемым категорическим императивом. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[6]. Заметим, состояние душевного равновесия достигается, по Канту, не только моральностью поступков самого человека, но и гармонией окружающего природного мира.

Философ подчеркивает: при выборе своего поведения человек должен руководствоваться общечеловеческими правилами, являющимися для него безусловным повелением. В основе кантовского категорического императивалежат три максимы:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, поэтому его никогда нельзя использовать как средство.

3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Исходя из этого, нравственное проявление, по И. Канту, связано с выполнением долга. При этом философ различает две разновидности долга: 1) по отношению к другим – творение добра, 2) по отношению к себе – развитие естественных (духовных, душевных и телесных) сил, забота о сохранении и продлении собственной жизни, которую необходимо прожить достойно, увеличивая моральное совершенство. «Максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя»[7].

«Отцом» теории ценностей считается Герман Лотце (1817 – 1881), который связывал «ценность» со «значением». Во второй половине ХIХ века философы баденской школы неокантианцев включились в разработку философии ценностей. Особенно активно этим занимались Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

Так, неокантианец В. Виндельбанд (1848 – 1915) выступил с идеей дуализма бытия, различая мир действительности (что есть) и мир ценностей (что должно быть). Он говорил, что ценность – это не реальность, а идеал, носитель которого трансцендентальный (то есть запредельный) субъект – «нормальное сознание». Целью научного познания является истина, которая получает ценностное измерение.

Генрих Риккерт (1863 – 1936) полагал, что жизнь сама по себе не имеет ценности, но приобретает ценность через культуру: «Культура не только не является слугой жизни, но, наоборот, жизнь должна служить культуре... Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит»[8]. Согласно Риккерту, ценности – исходный пункт и руководящий принцип («отнесение к ценностям») гуманитарного познания в каждом его шаге, на любом этапе. При этом всякие фактически общепринятые ценности «могут быть лишь человеческими ценностями». Из этого следует, что главной ценностью «всегда оказывается развитие человеческой духовной жизни»[9].

По М. Веберу (1864 – 1920), ценности представляют собой установку и направление интереса определенной исторической эпохи.

Английский философ К. Поппер (1902 – 1994) в работе «Логика социальных наук» считает, что наука является одной из важнейших ценностей человечества и полезным инструментом. В чем же заключается эта ценность? Ценностным основанием науки выступает рационализм, используемый в качестве научного метода, благодаря которому увеличивается объем знаний и осуществляется поиск истины. Помимо этого у К. Поппера рационализм выступает и как поведенческая норма ученого, предполагающая открытость критике, отсутствие страха опровержения гипотез при обосновании научных выводов. Исходя из этого, можно сделать вывод: попперовский рационализм содержит в себе принцип фальсификации, согласно которому положение науки остается истинным до момента своего опровержения. Как только появляются факты, фальсифицирующие научную теорию, противоречащие ей, то ученое сообщество отказывается от нее, выдвигая новые гипотезы и строя на них теорию. Именно таким образом осуществляется решение научных проблем и рост научного знания, связанного с постоянным переходом от одних проблем к другим. В целом, по Попперу, наука, научные теории и истина, представляют собой процесс, а знание носит гипотетический, предположительный характер.

Российский философ М.С. Каган подчеркивает, что русская философия длительный промежуток времени не затрагивала проблемы ценностей. Практически до XVIII века в качестве ключевой ценности признавалась божественная, что обусловлено влиянием религии. Позже в качестве модной установки долго господствовал нигилизм, связанный с отрицанием всех ценностей. С 1917 г. акцент смещается в сторону политической ценности, а сегодня господствует, в основном, экономическая и эстетическая ценности. В связи с этим, актуальным становится возрождение в современной России духовных и этических ценностей, которые на протяжении долгого времени были преданы забвению.

В настоящее время среди огромного количества дефиниций понятия «ценность» можно выделить следующее, часто повторяемое ядро: ценность – это положительная значимость явлений, основанием которой является сам человек, его интересы, потребности, цели и идеалы.

Российский исследователь Л.А. Микешина, анализируя понятие «ценность», пришла к выводу о его многоаспектности. Во-первых, ценностное подразумевает эмоционально-окрашенное отношение, включающее в себя интересы, предпочтения, установки. Последние сформировались у субъекта благодаря социокультурным и ценностным (нравственным, философским, религиозным, эстетическим и другим) факторам. Заметим, подобное отношение к объекту является противоположным когнитивному (познавательному). Во-вторых, внутри самого познания, в том числе познания бытия окружающей природы, обязательно присутствуют ценностные ориентации (мировоззренческие, логико-методологические), исходя из которых, строится и организовывается знание, выбираются критерии научности, формы и способы доказательства, описания и объяснения, на основе идеалов и норм исследования происходит оценивание результатов и последствий. В-третьих, в качестве ценностей познания можно назвать факты, законы, гипотезы, теории («объективно истинное предметное знание») и научные методы, регулятивные принципы («эффективное операциональное знание»). Если они обладают свойствами правильности, информативности, истинности, то приобретают ценность для культурно-исторической эпохи и общества. Таким образом, ценностное и когнитивное (познавательное) оказываются взаимосвязанными, а ценность является неотъемлемым компонентом познавательного процесса и знания[10].

Космические скорости и все убыстряющийся ритм человеческой жизни, высокие технологии и связанная с ними масштабная катастрофичность, информатизация и виртуализация общества, дегуманизация отношений и отчужденность, нерешенные глобальные проблемы современности, постоянная угроза войны, демографические сдвиги и многие другие черты современной эпохи приводят к трансформациям системы ценностей, но при этом и их актуализации. Именно система ценностей, являющаяся в своей основе гуманистической, помогает человеку не потеряться и ориентироваться в мире, осмысливать и оценивать его, быть самим собой и осуществлять свой смысложизненный поиск, выбирать стратегии саморазвития и поведения, ответственно относиться к обществу и самому себе. Неслучайно ценности составляют ядро мировоззрения. Ценность придает человеческой жизни особую направленность, благодаря чему выказывается уважительное отношение к бытию, в том числе окружающей природе.

Ценность природы и окружающего мира. Одной из важных ценностей современности является ценность природы и окружающего мира. Эта ценность коррелирует со многими социальными ценностями, в том числе мировоззренческими, экзистенциальными, телеологическими, политическими, экономическими, этическими, эстетическими, ценностями человеческих взаимоотношений.

В 1982 г. появилась Всемирная хартия природы, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно хартии, «...любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». В 2000 году была сформулирована и опубликована Декларация Земли, где можно прочитать следующие строчки, важные в рамках концепции экологической культуры: «...все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от той пользы, которую она представляет для человечества». Исходя из наличия подобных источников, можно заключить, что люди начинают признавать природу и присущую ей ценность. В связи с этим в научном дискурсе сегодня активно разрабатывается понятие ценности природы и окружающего мира.

ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – это положительная значимость, благо, своеобразная «полезность», проявляемая как по отношению к Другим (в том числе, человеку, обществу), так и для самой себя. Более того, этот феномен имеет определенное значение в контексте культурно-исторической эпохи, у определенной нации, что формирует отношение к ней и, исходя из этого, мотивирует деятельность человека/социума. В последнем случае, именно человек/общество выступают в качестве субъектов, оценивающих природу.

Исходя из этого, подчеркнем: люди в своей жизни должны учитывать ценность природы, что мотивирует их природоохранную деятельность. Подчеркнем, каждый регион обладает специфическим, присущим ему ландшафтом и природным разнообразием, поэтому для каждой территории создается своя программа развития и сохранения природы.

В качестве главной причины экологического кризиса необходимо в первую очередь назвать антропологический кризис, связанный с трансформацией самого человека, человеческих отношений и ценностей, присутствующих в его жизни. Потому решение экологической проблемы связано с изменениями, как в бытии человека, так и в его мировоззрении и системе ценностей. В рамках этих изменений необходимо взять в фокус внимания ценность и ценностные основания природы, переориентировав тем самым установки общества потребления. Именно подобные акценты будут способствовать не гибели природы, а, наоборот, направлять деятельность людей на ее защиту, поддержание и процветание.

Человек должен помнить, что природа обладает огромным количеством ценностей. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Так, принято выделять внешние и внутренние ценности природы. Под внешними (инструментальными) ценностями понимают нечто полезное для Другого (человека, общества). Внешние ценности бывают:

1) материальные, чья экономическая стоимость поддается подсчету. Например, хозяйственная ценность природы полезна для деятельности человека. В рамках этого аспекта лес может рассматриваться как склад строительных материалов, продуктов питания, лекарственных сборов, пушнины. Или рекреационная ценность природы имеет связь с индустрией туризма, отдыха и восстановления сил;

2) нематериальные, чья экономическая стоимость практически не поддается подсчету (например, этическая, эстетическая, религиозная ценность природы). Так, историческая ценность природы связана с сохранившимися с глубокой древности различными видами флоры и фауны, а также их прямой и косвенной информации, благодаря которой можно изучать эволюционное развитие и происхождение видов. Помимо этого некоторые уголки природы обладают культурно-исторической ценностью: на их территории сохранились памятники прошлого (архитектурные, скульптурные, живописные). С этим свойством связана еще одна ценность природы – музейная, согласно которой окружающий мир есть естественный музей, способствующий просвещению и развитию человека.

У мира природы, в виду длительности его существования по сравнению с миром человека, можно выделить экзистенциальную ценность или ценность существования, перекликающуюся с ценностью наследия (пpиpода суть преемственность жизни). Так же в природе наличествует такое свойство как дикость, первозданность, в которых заявляет о себе свобода и буйность жизни, и в этом обнаруживает себя ценность дикости. Интересным фактом является то, что внутри буйной первозданности заложена онтологическая эталонность, позволяющая сравнивать естественные образцы природы с образцами на территориях хозяйственного использования и при необходимости вносить определенные коррективы в окультуренные земли (эталонная ценность).

В рамках нематериальных ценностей природы можно выделить группу экологических ценностей, в том числе, связанных с природоохранной и природоподдерживающей деятельностью человека/общества, что обеспечивает ему среду выживания. На сегодняшний день есть точка зрения, согласно которой только участки первозданной природы способствуют экологическому равновесию на Земле. Именно дикая природа поддерживает генетический фонд, являясь средоточием многообразных форм жизни и их средой обитания (ценность поддержания жизни). Территория дикой природы выступает в качестве защитной оболочки от различных инфекций (ценность защиты от болезней). Помимо этого первозданно-дикая природа, как это парадоксально не звучит, становится убежищем от высокоразвитой цивилизации, местом аскетизма и уединения, но единения с природой (ценность убежища).

Мачу-Пикчу, Перу

Окружающий мир, начиная с глубокой древности, всегда выступал ценным познавательным объектом науки: это – своеобразная лаборатория для исследовательской работы человека (научная ценность).

Природа имеет и религиозную ценность, во многом это обусловлено созерцательным взглядом на нее, что рождает ощущение сакральности и святости этого пространства. В природе можно обнаружить эстетическую ценность: в любом творении природы заложена неповторимая красота и гармония. Как писал И. Кант, самым кpасивым бывает только то, что бесполезно. Тем не менее, эта бесполезность (по отношению к природе можно говорить о мнимой бесполезности) дарит людям колоссальную палитру ощущений и чувств. Неслучайно природа всегда была предметом вдохновения, катализатором мыслей и чувств, воплощаемых в художественном творчестве и рождая ситуацию археоавангарда. Все это создает духовная ценность природы, благодаря которой обретается творческая энергия, созерцательность и духовность (экология души). Сама природа может выступать в качестве мистического собеседника, которому человек может доверить свои чувства и мысли. Таким образом, достигается духовное единение человека с природой. Более того, духовно-творческий подход к природе стимулирует появление ее символической ценности. Природа (живая и неживая) является арсеналом многообразных кодов и символов, благодаря которым рождаются художественные метафоры, абстракции, мифы и сказки, имеющие многозначные значения, требующие интерпретации.

Ощущение единства с природой, в том числе, способствует формированию образа Родины, любовь к ней и связанную с ними патриотическую ценность. Окружающий Родину природный мир играет одну из ключевых ролей в политической жизни, способствует ее международному престижу. Заметим, если уникальная природная территория, например заповедник или парк, находятся на границе нескольких государств, то у нее приобретается еще и миротворческая ценность.

Природа и ее многообразие способствует воспитанию, прививая человеку такие качества как самосознание, ответственность, смирение, терпение (воспитательная ценность). Погружение, хотя бы временное, в природную среду закаляет человека, совершенствуя его физически и интеллектуально, потому что выжить в условиях природы можно, только зная и чутко реагируя на ее особенности. В связи с этим можно говорить и об образовательной ценности природного мира. Неслучайно природу называют своеобразным университетом: восприятие природы развивает эмоциональную сферу и способности к творчеству, а изучение природы дает человеку информацию о мире.

Результатом воспитания и образования является особое отношение человека к природе, основанное на любви, уважении, заботе, доброте, привязанности и ответственности. В этом заявляет о себе этическая ценность природы. Но помимо этого в рамках этического отношения обнаруживает себя и ценность свободы. Сама природа, являя собой свободу для всех населяющих ее видов флоры и фауны, дарит человеку такие ее разновидности как интеллектуальная, духовная свобода, а в крайних случаях, выступая в роли убежища (от угнетения, авторитарного режима и др.), становится оплотом политической свободы.

Внутренняя ценность – это нечто полезное для самой природы, то есть ее самоценность, независимая от внешнего сознания. Заметим, для всех живых существ внутренняя ценность является одинаковой, в то время как внешние ценности, их полезность – различны. Внутренняя ценность является врожденной и неотъемлемой: нечто (то, что существует) ценно само по себе, являя нам достоинство природы самой по себе. Понимание внутренней ценности по отношению к природе связано с сохранением жизни, свободой и продлением существования.

Одним из первых, кто начал исследовать идею внутренней ценности, был И. Кант (1785 г.). Но он говорил о внутренней ценности человека, то есть подошел к решению проблемы с точки зрения антропоцентризма. В ХХ веке экофилософы этические идеи И. Канта перенесли на весь окружающий мир. Они утверждали, что внутренняя ценность присуща планете Земля и некоторым неживым элементам (горам, скалам, облакам и т.п.), ландшафту и дикой природе, экосистеме, животным, растениям и др. Исходя из этого, этический принцип И. Канта можно перефразировать следующим образом: любой субъект природы и окружающего мира есть цель сама по себе, а не только средство для достижения целей человека. В связи с этим, человек в своей деятельности, связанной с природой и окружающим миром, должен исходить из того, что все существующее в них есть цель в себе и для себя.

Внутренняя ценность природы и окружающего мира – это некая абсолютная, несравнимая ценность, которую можно оценить только через призму уважения. Это позволяет говорить о взаимосвязи внутренней ценности с моральными установками, которые наличествуют в бытии человека. Само существование внутренней ценности природы и окружающего мира может быть весомым аргументом в пользу природоохранительной деятельности человека и общества.

Несмотря на то, что мы рассмотрели достаточное количество примеров ценности природы и окружающего мира, тем не менее, подчеркнем, многие ценности еще только в будущем человек/общество смогут осмыслить и оценить. Природа дает богатейший материал для развития и процветания человечества. Например, био- и нанотехнологии многие свои идеи «подсмотрели» именно в природе.

В современном мире потребления, переориентированном на модус иметь, мы обнаруживаем конфликты ценностей природы, связанные с пересечением противоположных интересов. С точки зрения этики как идеала, более важными в жизни человека/общества являются нематериальные ценности природы. Но сегодня наметилась негативная тенденция: предпочтение отдается материальным ценностям природы, в результате чего происходит разрушение не только памятников культуры, но и природной территории. В связи с этим, актуальным аспектом современности можно назвать внедрение в систему воспитания и образования элементов экологизации мышления и сознания, а также выделение нематериальных ценностей природы для их активной пропаганды и рекламы, носящей социальный характер.

Чтобы сформировать адекватно-правильный подход к природе, необходимо людям разъяснять суть ценностей природы, учить уважительному отношению к каждой ценности, подкрепляя сказанное видеорядом, потому что современность – это «эпоха образов». Помимо этого, в каждом регионе мира необходимо акцентировать внимание на нематериальных ценностях природы, присущих данной территории.

Понимание экологической культуры и ее ценностной доминанты. Сегодня словосочетание «экологическая культура» стало довольно привычным. Имея изначально ценностную установку, этот феномен, подвергаясь очарованию общества потребления, начинает изменяться и трансформироваться. Можно утверждать, что экологическая культура становится модной тенденцией, своеобразным брендом, несущим в своем основании уже не систему ценностей, проявляющих себя в бытии человека, а экономическую подоплеку. Экологическая установка на энергосберегающие технологии, продовольственную безопасность, правильное питание, одежду из «экологически чистых» (натуральных) материалов и прочее становится «выгодным товаром». Само слово «экология» мы встречаем в разных аспектах: экологизация образа жизни, экологизация промышленности, экологизация законодательства, экотехнологии, экология человека, экология духа и др. При этом сам человек, внедряя эти понятия в свой лексикон, не изменяет своих привычек: он не экономит воду и электроэнергию, покупая продукты, не смотрит на состав и срок годности, его техника не относится к экономичному классу и т.д.

В связи с вышесказанным, неизбежно вытекает проблема, требующая прояснения в отношении феномена экологической культуры.

Понятие «экологическая культура» состоит из двух слов – «культура» и «экология», поэтому, прежде чем внедрять его, необходимо разобраться с его составляющими.

Слово «культура» принадлежит к числу распространенных. Мы говорим: сельскохозяйственная культура, физическая культура, культура тела, художественная культура, культура труда и быта, культура определенной эпохи или народа… Подобная многозначность неслучайна и связана с этимологией слова. Оно произошло от латинского colere, которое в Древнем Риме имело множество значений: «населять», «культивировать», «покровительствовать», «поклоняться», «почитать». В V веке до н.э. софисты Протагор, Антифонт, Гиппий в самом общем виде сформулировали «идею культуры», подразумевая под ней особый мир, созданный волей, разумом и руками человека.

Римский философ и ритор Цицерон в «Тускуланских беседах» под культурой понимал «возделывание души». Он считал, что это личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, его способности к рефлексии и логическому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон называл умение человека четко изъяснять мысли и аргументировано отстаивать свою позицию в споре.

В эпоху Средневековья культуру воспринимали как нечто вечное, данное изначально. С точки зрения средневекового человека, культура не творится, а «открывается». В массовом сознании средневековой эпохи понятие «культура» очень часто заменяется понятием «культ», близким по смыслу терминам «почитание», «преклонение», «подчинение».

Для мыслителей Возрождения культура перестает быть результатом Божественного промысла. Для них культура представляла собой процесс целенаправленного воспитательного воздействия на человека, итогом которого была гармоническая и всесторонне развитая личность.

Научный анализ феномена культура мы можем обнаружить только в XVIII веке. Так Й. Гердер понимал культуру как результат деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования, причиной возникновения которой стали человеческие потребности, а именно – нужда. Культура динамична, но изменяясь, она сохраняет свои характеристики, и ведущую роль в этом играет преемственность. При этом исследователь подчеркивал, что создавая культуру, человек одновременно создавал и самого себя.

В XIX веке осознается тот факт, что культура, представляя собой конечную цель человеческого развития, связана со свободой и человеческой деятельностью. Сама культура интерпретируется как сложная целостность, состоящая из множества элементов, включающих в себя виды искусства и различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В ХХ веке в связи с антропологическим кризисом и появлением множества глобальных проблем актуальными стали слова Ж.-П. Сартра, написавшего, что «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она – дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».

Исходя из этого краткого обзора, можно сделать вывод: слово «культура» многозначное, характеризующее сферу бытия человека и употребляющееся в связи с этим в самых разных ситуациях и контекстах. Наиболее распространенное определение культуры звучит следующим образом: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям[11]. Более того, в отличие от мира природы культура представляет собой искусственное образование, создающее комфортные условия человеческого бытия. Неслучайно культуру называют «второй природой».

Понятие «экология », состоящее из двух слов, в переводе с греческого буквально означает обиталище, жилище, дом, имущество и учение, наука. Термин впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в книге «Общая морфология организмов» (1866 г.) для обозначения науки о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, а так же надорганизменные системы, их структуру и функционирование. Помимо этого экология рассматривает эволюцию экосистем и биосферы, взаимосвязь между человеком и окружающей средой, являясь основой рационального природопользования и охраны экосистемы.

Сегодня классическое определение экологии как «науки, изучающей взаимоотношения живой и неживой природы» дополняется рядом следующих характеристик: «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды»; «наука, изучающая состояние среды обитания и процессов взаимодействия живых существ со средой обитания»; «наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Ч. Дарвином как условия борьбы за существование»; «биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях», «наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах» и др.

Более того, в философском дискурсе активно обсуждаются проблемы экологии социального, экологии духа, экологии культуры и экологии человека, изучающих закономерности и изменения во взаимодействии общества и окружающей среды. Неслучайно поэтому одной из основных задач экологии является охрана не только окружающей среды, но и человека, охраны его духовной и нравственной среды, здоровья. В рамках этой тенденции важным разделом становится экологическая этика.

Необходимо подчеркнуть, что современные люди наконец-то услышали ключевое слово в понятии «экология» – это ДОМ, которым является вся экосреда. В рамках экологии человек получает знания о доме как среде своего обитания. Подобное привело к тому, что сегодня понятие экологии приобрело широкое значение, характеризуя не только проблемы связанные с окружающей средой и ее охраной.

В экологии как науке есть ряд важнейших понятий:

- биосфера – это глобальная экосистема, область, включающая в себя как живые организмы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: