ХАРАКТЕРИСТИКА курсового проекта




Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Инженерно-экономический университет»

 

 

Кафедра экономики и менеджмента в науке и социальной сфере

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА на предприятии ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

Методические указания к выполнению

курсового проекта

«Анализ организации производственных процессов в медицинской организации и разработка предложений по её совершенствованию »

 

для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальность 080502 (0) – Экономика и управление
на предприятиях здравоохранения

 

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составители

 

к.э.н., доцент О.М. Носырева

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.Б. Фраймович

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в науке и социальной сфере

 

Одобрено научно-методическим советом по специальности

Экономика и управление на предприятиях здравоохранения

 

 


 

Общие положения

 

Курсовой проект по дисциплине «Организация производства на предприятии здравоохранения» выполняется студентами, обучающимися по специальности 080502(0) – «Экономика и управление на предприятиях здравоохранения». Он является одной из форм контроля работы по учебной дисциплине.

Курсовой проект предназначен для закрепления знаний и привития практических навыков организации производства на предприятиях здравоохранения.

Курсовой проект представляется в виде анализа действующей практики организации работы по производственным процессам в структурных подразделениях медицинских организаций и разработки предложений по её совершенствованию.

Объектом проектирования является организация выполнения любого (основного, вспомогательного или обеспечивающего) производственного процесса (на выбор студента) в организации здравоохранения или структурном подразделении организации (на выбор студента).

При подготовке выполнения курсового проекта студент знакомится со стандартами оказания медицинской помощи при выбранном заболевании; выбирает вид ЛПУ в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения.

Информационной базой разработки и обоснования проекта организации производственного процесса в организации здравоохранения являются так же отраслевые нормативные документы, сведения о структуре медицинских учреждений и организации медицинской помощи, полученные в лечебно-профилактических учреждениях, знания, полученные в результате изучения дисциплины «Медицинская техника, приборы и оборудование в здравоохранении», «Современные лечебные технологии», «Современные методы диагностики» иные источники информации.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Целью подготовки курсового проекта является выявление степени усвоения студентом знаний по дисциплине «Организация производства на предприятии здравоохранения», проверка его подготовленности к осуществлению практической деятельности в области организации производственных процессов в организациях здравоохранения.

При работе над курсовым проектом студент должен:

· применять полученные в ходе изучения дисциплины теоретические знания;

· использовать стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях;

· использовать данные медицинской статистики;

· применять программные продукты и современные компьютерные средства для решения поставленных задач при разработке курсового проекта;

· логично и структурировано формулировать мысли, предложения и рекомендации.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА курсового проекта

В курсовом проекте выполняется анализ организации работ по выполнению 2-х производственных процессов (на выбор студента) в организации здравоохранения или структурном подразделении организации (на выбор студента) и разрабатываются предложения по их совершенствованию.

Начинается курсовой проект с разработки исходных данных. Дается общая характеристика предприятия здравоохранения: организационно-правовая форма организации, организационная структура, производственная структура (основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения), источники финансирования.

Первая часть курсового проекта заключается в следующем:

- заполнение морфологических таблиц организации выполнения выбранных процессов;

- определение сравниваемых вариантов организации работ по выбранным процессам;

- определение критериев выбора рационального варианта организации работ по выбранным процессам;

- балльная оценка критериев по вариантам;

- формулировка предложений по регламентному обеспечению выполняемых работ по выбранным процессам;

- формулировка предложений по нормативному обеспечению выполняемых работ по выбранным процессам;

- составление календарного графика выполнения работ по выбранным процессам.

 

Технология производства на предприятиях здравоохранения включает в себя последовательность выполнения операций, методы и средства их выполнения. Один и тот же технологический процесс может быть реализован различными способами т.е. есть различные варианты организации выполнения технологического процесса. Вариант организации производства представляет собой совокупность приемов и правил организации производства, рационального сочетания основных элементов производственного процесса (частичных процессов) во времени и в пространстве.

Посредством того или иного варианта организации оказания услуг в здравоохранении достигается та или иная поставленная цель.

Для анализа и проектирования производственных процессов, выбора наиболее рационального способа организации производства в курсовом проекте рекомендуется использовать морфологический метод с построением морфологической матрицы протекания процесса. При использовании морфологического метода получается схема, которая имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. По горизонтали - отдельные виды работ, которые выполняются в ходе производственного процесса. По вертикали – место выполнения работы и исполнители (должности). Морфологическая матрица позволяет выбрать наиболее рациональный вариант организации производства данного процесса (работ, его составляющих) в пространстве, времени, с использованием соответствующих трудовых ресурсов. Форма морфологической матрицы – таблица 1. Варианты организации проведения анестезиологического пособия показаны в таблице 2.

 

 

Таблица 1

Морфологическая матрица для выбора вариантов

организации процесса

 

Виды работ Место работ и должности
         
1. 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5
…… ...
i тая i.1 i.2 i.3 i.4 i.5

 

 

Таблица 2

Варианты организации проведения анестезиологического пособия

 

  Виды работ Подразделения
Операционная Клинические отделения Приемное отделение
Должности
Врач-анестезиолог М/с анестезист в палате М/с анестезист в операц. Палатная м/с Врач-консульт.
1. Осмотр пациента и назначение премедикации 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5
2. Введение премедикации 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5
3. Наблюдение после премедикации до наркоза 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5
4. Транспортировка пациента в операционную 4.1 4.2 4.3 4.4 4.4 4.5
5. Подготовка наркозной аппаратуры 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
6. Проверка наркозной аппаратуры 6.1 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5
7.Проведение наркоза 7.1 7.1   7.3    
8. Наблюдение за пациентом после наркоза 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5
9. Транспортировка пациента из операционной 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5
             

 

На данной схеме выделены два варианта организации проведения анестезиологического пособия:

Вариант 1: 1.1; 2.2; 3.4; 4.4; 5.3; 6.1; 7.1; 7.3; 8.1; 9.2

Вариант 2: 1.5; 2.4; 3.3; 4.4; 5.1; 6.1; 7.1; 8.2; 9.4

 

Далее следует оценить варианты организации по критериям, которые предложены студентом.

Возможны следующие критерии: безопасность для больного, безопасность для персонала, оперативность выполнения работ, экономичность выполнения работ по основным видам ресурсов, технологичность (соответствие современному уровню развития медицинской науки) и др.

Значимость этих критериев для общей оценки варианта организационного решения не будет одинаковой. Рекомендуется оценить их значимость экспертным методом.

Так же рекомендуется использовать привычную для большинства людей пятибалльную систему оценки (таблица 3).

Пример оценки варианта организации проведения анестезиологического пособия показан в таблице 4.

 

Таблица 3

Оценка варианта организации производственного процесса

 

Критерий Значимость критерия Оценка критерия (по вариантам) (1 – 5 баллов)
    Вариант 1 Вариант 2
1.      
2.      
……
i -тый      
  1,00    

 

Таблица 4

Оценки варианта организации проведения

анестезиологического пособия

 

Критерий Значимость критерия Оценка критерия (по вариантам)
    Вариант 1 Вариант 2
Безопасность для пациента 0,6    
Безопасность для персонала 0,2    
Технологичность 0,2    
  1,00    

 

Итоговая оценка каждого варианта организации рассчитывается по формуле:

 

Орг = ∑ К зн i X b i/b max (1),

 

где Орг – итоговая оценка организации (усл. ед)

К зн i – коэффициент значимости i – го критерия,

b i – оценка i – го критерия,

b max – максимальное значение оценки критерия

(в данной методике b max = 5)

 

Оценка организации лежит в пределах 0,2 < орг > 1,0

 

Критерий целесообразности реорганизации – рост цифрового значения организации, критерий выбора наиболее рационального варианта организации - наибольшая оценка.

 

В нашем примере:

Орг вар.1 = ∑ К зн i X b i/b max=

0,6х(4/5) + 0,2х(4/5)+ 0,2х(3/5)= 0,48 +0,16 + 0,12= 0,76

 

Орг вар.2 = ∑ К зн i X b i/b max=

0,6х(3/5) + 0,2х(4/5)+ 0,2х(3/5)= 0,36+ 0,16 +0,12= 0,64

 

С учетом предъявленных критериев вариант 1 организации проведения анестезиологического пособия более рационален, чем вариант 2.

 

Распределение исполнителей, работ во времени и степень параллельности их выполнения можно наглядно видеть на календарном графике организации выполнения работ производственного процесса. Примерная его форма приведена на рисунке 1.

 


 

Работы Исполнители Сроки выполнения
                                 
  Б                                
Г                                
  А                                
Д                                
Б                                
  В                                
Г                                
  А                                
Б                                
  Г                                
Д                                
  А                                
Г                                
Д                                

 

Рис. 1 Календарный график организации выполнения работ

производственного процесса

 

 

Вторая часть курсового проекта оформляется в виде карты организации труда. Карта организации труда составляется на какую-либо должность, участвующую в анализируемом процессе. При указании норм обслуживания, условий труда, оборудовании рабочего места дается ссылка на нормативные документы (порядки организации, СанПиНы и т.д.)

 

Структура карты организации труда

 

I Характеристика подразделения

1.1 Мощность подразделения (количество коек / посещений, выполненных услуг).

1.2. Виды медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи

1.3. Нозологии, при которых оказывается медицинская помощь

1.4. Виды работ, выполняемые при оказании медицинской помощи (в соответствии с номенклатурой работ и услуг в здравоохранении)

1.5. Количество рабочих мест в подразделении (например, постов в отделении стационара).

Число и должности сотрудников в подразделении, их специальности (в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, номенклатурой специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих)

1.7. Нормы обслуживания (со ссылкой на нормативные документы).


II Организация трудового процесса (выбранной должности)

 

2.1 Содержание трудового процесса

 

Код работы Перечень работ Периодичность выполнения Срок завершения Трудоемкость (ед. трудоемкости)
         
         
       
i тая        

 

2.2 График рабочего дня

 

Текущее время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
  Порядковый номер дня недели (в месяце)
8.00 Код работ            
8.30              
9.00              
9.30              
10.00              
10.30              
……              
15.30              

 

 

III Информационные связи

 

Наименование документа Срок предоставления Кто и кому представляет Код работы
3.1. Входная информация
       
3.2. Выходная информация
       

 

 

IV Организация рабочего места

 

4.1. Планировка рабочего места

4.2. Оргоснастка (оборудование) рабочего места

4.3. Документация на рабочем месте

 

V Условия труда (в соответствии с СанПиНами)

 

1. Температура воздуха

2. Относительная влажность

3. Освещенность

 

VI Режим труда

 

VII Права и ответственность

 

Завершается работа над проектом составлением пояснительной записки, в которой обоснована необходимость структурных преобразований, наиболее рациональный вариант организации производственного процесса, который анализировался в данном курсовом проекте, разработкой номенклатуры ключевых регламентов по организации производственных процессов в медицинской организации.

При выполнении работы, студент наряду с подготовкой текстового материала разрабатывает необходимые схемы, рисунки, таблицы.

Пояснительная записка должна включать титульный лист, аналитическую и проектную части, список используемой литературы, приложения (см. приложение).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО
ПРОЕКТА

Содержание курсового проекта печатается на одной стороне белой писчей бумаги стандартного размера (формат А4 — 210х297мм).

Курсовая работа оформляется на компьютере в текстовом редакторе Word (версия 6.0 или 7.0) для Windows 95. Размер полей (расстояние между текстом и краем страницы) слева — 20 мм, справа —10 мм, сверху — 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц — по центру вверху страницы на уровне 15 мм от края листа арабскими цифрами. Межстрочный интервал — 1,5 (в рабочем поле документа располагается 28 - 30 строк, размер шрифта (кегль) — 14, тип (гарнитура) шрифта; – для основного текста Times New Roman, начертание литер обычное, — для заголовков – Аrial, начертание литер полужирное, выравнивание основного текста — по ширине, перенос — автоматический.

Нумерация страниц в курсовом проекте сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй — содержание (оглавление). На странице 1 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер «2»), является «Содержание» (Оглавление). На всех последующих страницах номер ставится арабскими цифрами в центре верхнего поля.

Последовательность рассмотрения и оформления отдельных частей курсового проекта соответствует порядку его окончательного формирования.

Разделы основной части курсового проекта должны иметь порядковую нумерацию. Раздел обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Подразделы (параграфы) следует нумеровать в пределах каждого раздела. Номер подраздела (параграфа) должен состоять из двух цифр, первая из которых является номером раздела, а вторая — подраздела (параграфа), разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставят точку.

Номер соответствующего раздела или параграфа (подраздела) располагается в начале заголовка, номер пункта (подпараграфа) — в начале первой (красной) строки абзаца которой начинается пункт. Разделы и параграфы (подразделы) должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в оглавление или содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности (начертание литер — полужирное) или размером шрифта (кегль 16).

Текст курсового проекта должен быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.) Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовки и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но по сквозной для данного проекта схеме.

Все иллюстрации в курсовом проекте размещаются сразу после ссылки на нее в тексте (если занимают страницу целиком, то располагаются на следующей после ссылки странице), именуются рисунками и обозначаются словом "Рис.". Каждый рисунок должен сопровождаться краткой содержательной подписью (названием). Наименование рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Цифровой материал курсового проекта рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический (содержательный) заголовки, которые размещают над соответствующей таблицей.

Нумерационный заголовок предназначен для того, чтобы упростить ссылку на таблицу в основном тексте. Оформляется он следующим образом:

— над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова «Таблица» с последующим номером без точки в конце;

— над продолжением таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Продолжение табл.» с последующим номером и выравниванием вправо;

— над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.».

Тематический заголовок позволяет воспринимать материал таблицы без обращения к основному тексту. Он отражает содержание таблицы и оформляется следующим образом:

— на следующей строке после слова «Таблица» с заглавной буквы, причем вся конструкция горизонтально центрируется

— тематический заголовок не ставится над продолжением и окончанием таблицы.

Ссылки на таблицы в основном тексте дают в сокращенном виде (например, «табл.2»). Показатели таблицы могут иметь одинаковую размерность (единицу измерения), тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов.

Строки таблицы нумеруют только в том случае, если в тексте необходимо на них делать ссылки. Нумерация осуществляется либо путем включения в таблицу графы «№ п/п», либо проставлением соответствующего числа с точкой непосредственно перед наименованием показателя в боковике таблицы.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота курсового проекта или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в курсовом проекте, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Последовательность включения источников в список литературы следующая:

— законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы,

— книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв,

— неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.),

— книги и статьи, опубликованные на иностранном языке.

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: