Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ




 

Религиозные основы экологической культуры. Экологическая культура – понятие многоаспектное, изначально носящее нравственно-этический характер. Ее развитие происходит в контексте господствующей в обществе мировоззренческой парадигмы. Понимание механизмов формирования современной экологической культуры невозможно без изучения истоков ее развития, уходящих вглубь истории. Именно поэтому важно понимать роль мировых религий в формировании системы ценностей экологической культуры современного человека.

В настоящее время картина распределения населения Земли по религиозному признаку сложилась следующим образом: христиане – 33 %, мусульмане – 23%, индуисты – 14%, буддисты – 6,7%, традиционные китайские религии – 6,6%, иудеи – 0,2%.

На формирование экологической культуры западной цивилизации во многом оказало влияние христианство, на формирование экологической культуры народов Востока – философско-религиозные концепции, возникшие в Индии, Китае и Японии. Заметим, многие культурологи рассматривают культуру Востока как своеобразную антитезу западной культуры, что распространяется и на феномен экологической культуры.

Рассмотрим подробнее религиозные основания экологической культуры.

Великие восточные религии – индуизм и буддизм – ориентируют человека на преодоление границы, отделяющей его от мира природы. В этих религиях человек не выделяется из мира живой природы и не противопоставляется ей, являясь ее органичным компонентом. Ярким тому подтверждением можно считать «круг перерождений» (сансара) в буддизме. На каждом круге может произойти перевоплощение не только в другого человека, но и в любого представителя живой природы. В дзен-буддизме наблюдается наиболее полное слияние человека с природой. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды, и поэтому проявление уважительного отношения к окружающей среде – есть не что иное, как проявление любви и почитания к великому Созидателю природы.

Сам Будда почитал жизнь во всех ее проявлениях. Неслучайно до сих пор земли, окружающие буддийские монастыри, представляют собой уникальные заповедники. Так, в одном из красивейших мест на Земле, среди сопок, в лесном районе Китая расположен чань-буддийский монастырь Великого прозрения. Рядом с монастырем находятся красивейший водопад, горная река, озеро, пещера, а вокруг монастыря богатейшая флора и фауна.

Религиозные принципы во многом определили характер природопользования на Востоке и, соответственно, архитектуру, традиции и быт восточных народов. Стоит вспомнить такие древние традиции как чайная церемония, искусство икебана, бонсай и др. Например, икебана[33] возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением Создателю в японских храмах. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

В шкале ценностей представителей восточной цивилизации природа занимает одно из первых мест. Здесь считается, что именно природа играет огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Экологические принципы христианского учения являются несколько иными, отличными от восточных культур, за что подвергаются критике некоторыми авторами[34]. Критический анализ Библии и христианства как источников современного экологического кризиса обычно содержит следующие положения. Во-первых, Библия и христианство отрицают богов и духов природы. Во-вторых, христианское учение антропоцентрично и учит тому, что люди созданы Богом для управления и господства над всеми другими видами живых существ и природой в целом. В-третьих, многие богословы и христианские писатели принижают природу, указывая ее подчиненное положение относительно Бога. Те, кто критикует Библию и христианство в жесткой эксплуатации природных ресурсов, подчеркивают: оно связано с тем, что в данной религии отрицается языческое мировоззрение, согласно которому природа населена духами. Так, Линн Уайт по этому поводу пишет: «Для христианина дерево – не более чем физический факт. Понятие священной рощи чуждо христианству и этике Запада. Почти два тысячелетия христианские миссионеры уничтожали священные рощи как проявления идолопоклонства»[35]. Это привело к тому, что демистифицирование природы стало теоретическим основанием для появления потребительского мировоззрения, в соответствии с которым природа существует лишь для управления и удовлетворения нужд человека. В связи с этим Арнольд Тойнби замечает: «Человек отделен от природы, окружавшей его, которая была лишена святости. Благоговейное отношение и страх, с которым человек первоначально относился к окружающей среде, были уничтожены иудейским монотеизмом, а затем его продолжением в христианстве и исламе»[36].

Отчуждение человека от мира природы в христианстве, его господствующее положение в биосфере критики обосновывают, цитируя отдельные стихи из Первой книги Моисея: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).

Необходимо подчеркнуть, что христианская картина мира жестко иерархизирована. То, что в христианстве человек поставлен Богом выше природных объектов, по мнению критиков, сыграло негативную роль во взаимоотношениях человека с природой и стало основной причиной экологических проблем. Как уже было отмечено выше, возвышение человека в окружающем мире привело к стремлению христиан принизить природу и материю в целом. Библия возвеличивает не природу, а верующего человека и Бога-творца. То есть акценты священной книги христиан расставлены следующим образом. Здесь ключевым моментом является духовное совершенство человека, в результате которого принижается ценность земных богатств, открывается путь к спасению и конечной обители – «небесному царству», то есть конечной целью земного существования человека является небо, а земля – это лишь временное пристанище. Это приводит к тому, что наиболее радикально настроенные критики в своих интерпретациях сравнивают жизнь христианина на земле с пребыванием на чужбине. По их мнению, такие нравственные установки не способствуют формированию экологической культуры, направленной на понимание окружающего мира как дома и гармоничного, устойчивого существования в нем.

Но на фоне большого количества работ, обрушившихся с обвинением в адрес христиан в нерациональном природопользовании, необходимо назвать авторов, которых иначе понимают человека и его функции в природной среде в рамках этой религиозной системы. Так, Франциск Ассизский (1182 – 1226), являющийся покровителем защитников природы в католических странах, учил своих последователей «не рубить деревья, а собирать хворост, не пахать полностью целину, оставлять ненарушенные участки дикой природы (прототипы современных заповедников), брать под защиту и брата оленя, и брата журавля (флору и фауну в современном понимании), ибо только так человек способен воспринимать следы Бога-творца»[37].

В начале прошлого века Альберт Швейцер (1875 – 1965) сумел поставить диагноз общественной болезни XX века: цивилизация в погоне за благосостоянием незаметно утратила этический фундамент. Роковым для нашей культуры стало то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Мыслитель предупредил, что дальнейшее развитие человечества будет зависеть от его моральных устоев, а не от уровня технических достижений. И здесь, безусловно, ключевую роль в поддержании уровня духовной культуры играет религия.

В современном мире христианское духовенство все активнее включается в решение глобальных проблем современности, в том числе и экологических. Всемирный совет церквей (300 церквей из 130 стран) в 1991 году стал инициатором Всеобщей декларации обязательств человека по отношению к природе, а ведущие деятели христианской церкви приняли активное участие в работе над «Хартией Земли».

В связи с существующей критикой экологических основ христианской религии возникает вопрос: какие же изменения произошли в экологической концепции христианства? Ответ однозначен: в экологической концепции христианства изменений нет, они произошли в современном обществе, вовлеченном в клубок не только экологических, но и экономических, социальных и иных проблем. Человек получил огромный объем знаний о природе, создал техносферу, но, несмотря на удивительные открытия, не смог решить многочисленные проблемы, основываясь только на научных открытиях и технических средствах. На наш взгляд, и экологический, и экономический потенциал христианства колоссален, а те проблемы, с которыми столкнулись христианские страны, связаны не с существованием этой религии, а скорее – с оскудением веры или даже ее трансформацией у современных людей.

Критический анализ экологической концепции Библии и христианства представляется несостоятельным при глубоком погружении в это учение. Очень опасно вырывать из текста Библии отдельные стихи и интерпретировать их в выгодном авторском аспекте или свете господствующей общественной парадигмы.

Приведем лишь единичный пример того, как опасно вырывать из текста Священного писания отдельные стихи и пытаться на основе небольшого фрагмента строить умозаключения. Те, кто считает экологическую концепцию христианства несостоятельной, часто цитируют фрагмент 8 Пс.: «Поставил его (человека) владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его: овец и волов всех и так же полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями»[38]. На первый взгляд, этот стих является своеобразным гимном антропоцентризму: все в этом мире существует для человека, в этом – воля Бога! Однако только полный текст этого псалма Давида дает правильное понимание того, что хотел выразить автор:

«Господи, Боже наш!

Как величественно имя Твое по всей земле!

Слава Твоя простирается превыше небес!

Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов,

На луну и звезды, которые Ты поставил:

То что есть человек, что Ты помнишь его,

И сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил перед ангелами;

Славою и честию увенчал его;

Поставил его (человека) владыкою над делами рук Твоих,

Все положил под ноги его:

овец и волов всех и так же полевых зверей,

птиц небесных и рыб морских,

все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш!

Как величественно имя Твое по всей земле!»[39].

Читая этот псалом, понимаешь, что на человеке лежит колоссальная ответственность (а это уже сфера морали!) за то богатство, которое дано ему в пользование на Земле. Очевидно, что этот гимн написан человеком, который воспевает не свои права в сфере природопользования, а величие Бога и желание поклоняться и служить Богу.

Текст Библии – это не только правила, в соответствии с которыми верующий человек должен выстраивать свои приоритеты и жить на земле, это и своеобразная «инструкция» рационального природопользования.

Здесь необходимо заметить следующее. Концепция рационального природопользования была обоснована во второй половине двадцатого века, однако ее ключевые положения о необходимости рационального использования всех природных ресурсов обоснованы в Священном писании более двух тысяч лет тому назад. «Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими» (Иезекиль 34:18). Даже после изгнания из рая, человек понимал, что он находится в природной среде, сотворенной Богом. Именно поэтому Ной позаботился о сохранении «всех тварей» при стихийном бедствии – потопе.

Человек стремится вернуть утраченный рай, блаженное существование в лоне природы, которого он лишился в результате первородного греха. Сама природа была создана Творцом для человека, который является ее хранителем, но не владельцем.

Уже в первой части Библии можно обнаружить идеи, связанные с сохранением экологического баланса. «Большего, чем надобно тебе для живота твоего и семьи твоей не собирай и не производи... Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; А в седьмой - оставляй ее в покое... Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля и оставшегося от жатвы не подбирай... чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Также поступай с виноградником твоим и маслиной твоей... не обирай до чиста и попадавших ягод не подбирай...» (Библия, Вторая и Третья книги Моисеевы).

Анализ Библейских книг позволяет сделать важный вывод: Бог запрещает вмешиваться кому-либо в регулирование численности популяций людей. Вспомним его заповеди: «Не убий!», «Плодитесь и размножайтесь!» или размышления, связанные с осуждением самоубийства. В связи с этим стоит вспомнить современную легализацию однополых браков в ряде европейских стран. С точки зрения Бога – это не просто грех, ведущий к духовной смерти человека, это грех, ведущий к физическому вымиранию человеческих популяций.

В Новом завете не раз подчеркивается связь человека с миром живой природы. Сам Иисус был с младенчества, лежа в яслях, окружен животными. Несмотря на то, что Господь поставил человека над природой, наделив его разумом и духовным началом, он, несомненно, учил людей относиться к ней бережно. Так, указание Бога «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28) имеет довольно четкий смысл. Творения Бога – это драгоценное достояние, которое нуждается в надзоре, и человеку не следует распоряжаться этими богатствами как своей собственностью, все это принадлежит Богу, который заботясь о человеке, разрешил ему пользоваться его богатствами.

В книгах Нового и Ветхого завета, не раз подчеркивается право божественной собственности на природные ресурсы: «Я изрек слово на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою во владение себе, с сердечною радостью и с презрением в душе обрекая ее в добычу себе» (Иезекиль 36:5). Из этого следует, что обязанностью человека является сохранение и приумножение божественных даров природы. Подтверждение тому находим в книге Бытия, где говорится, что Господь вырастил сад и поселил в нем человека, чтобы он заботился о нем. Человек не имел права на собственность райским садом: ему лишь разрешено было пользоваться дарами и хранить сад для Хозяина. Когда «режим природопользования» был нарушен, Бог изгнал человека из сада, предоставив ему вместо пышного сада малопродуктивные земли и скудную растительность. Таким образом, одним из ключевых принципов христианской экологической этики является принцип ответственности перед Творцом за использование всех природных богатств и неотвратимости наказания за нарушение заветов Бога: «Наведи, Господи страх на них, да знают народы, что человеки они» (Псалом 9:21) или «Вот Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассеивает живущих на ней» (Исаия 24:1)[40].

Следует отметить, что в разных христианских направлениях имеются свои особенности формирования экологической культуры. Пожалуй, наибольшую активность в решении экологических проблем на современном этапе развития христианства демонстрирует православная христианская церковь. Православные богословы связывают современные экологические проблемы с духовным опустошением человека, отклонением людей от христианских принципов, в чем обнаруживается их связь с идеями А. Швейцера. Соответственно, пути выхода из экологического кризиса предлагаются ими в рамках религиозной морали с допущением ограниченного использования новейших достижений науки под «контролем веры».

Католическая церковь подчеркивает невозможность решения экологических и прочих проблем в мире, где периодически развязываются войны и постоянно производится оружие, в том числе оружие массового уничтожения. В 60-70-гг. ХХ века католическая церковь резко осудила научно-технический прогресс, но при этом не предложила оригинальной экологической концепции. Только в трудах папы Иоанна Павла II можно обнаружить католические идеи «экотеологии». Он, вслед за православными богословами, отметил огромное значение международного сотрудничества в решении экологических проблем, а также поддержал инициативу международных организаций о внесении «права на охрану окружающей среды» в перечень основных прав человека[41].

Последователи протестантизма в качестве основного пути решения экологических проблем предлагают «жизнь во славу Бога», которая будет разумно аскетичной, лишенной роскоши, но при этом духовно насыщенной. По их мнению, экологическое равновесие может обеспечить только разумное самоограничение и духовное обогащение человека, которые будут гарантировать снижение уровня потребления природных ресурсов. Специфика протестантской оценки научно-технического прогресса выражается в разработке идеи «нового качества жизни», достигаемого на основе религиозного контроля за развитием науки и техники. Осознав, что остановить прогресс и развитие науки невозможно, теологи выдвинули идею сотрудничества церкви с учеными, но при условии «возвращения утраченной связи научного знания с религиозными ценностями».

Обобщая христианский подход к взаимодействию общества и природы, отметим следующие значимые моменты. Во-первых, в Библии человек рассматривается как «домоправитель» Земли (Быт.1:27- 28; 2:15;), владелец которой – Бог (Пс.23:1; Мф.24:44-51). Во-вторых, в отличие от других живых существ, человек несет ответственность за происходящее в биосфере перед Богом. В-третьих, Библия указывает, что разрыв человека с Творцом, произошедший в результате недоверия к Создателю (Ис.59:2; Еккл.7:29), повлек за собой, в том числе, конфликт с природной средой. Из-за оторванности от Бога, человек потерял способности выполнять свои обязанности «домоправителя» исправно и самостоятельно, что породило разрыв с природой (Быт.3:17-19, 4:10-12) и привело в современности к экологическому кризису. В-четвертых, основная идея христианства состоит в том, что для воссоединения с человеком, а значит и решения его проблем, среди которых можно назвать и экологический кризис, Бог воплотился в человека, прожил праведную жизнь и понес наказание за грехи людей (Ин.1:29). В-пятых, изучение окружающего мира является в Библии одним из важнейших путей познания духовных истин и характера Бога (Иов.12:9; Рим.1:20). В-шестых, согласно христианскому мироощущению, убежденность в любви Бога порождает ответную любовь к Творцу (1Ин.4:11-12). В свою очередь, любовь к Богу и ближнему должна проявляться и в бережном отношении к другим живым существам (Прит.12:10). В-седьмых, представленная в форме заповедей библейская этика в ветхозаветную эпоху регулировала, в числе прочего, и отношение человека к окружающей среде (Исх.23:10-11; Втор.23:12-13) и ее живым компонентам (Исх.23:4-5; Втор.20:19, 22:1-2,4,6-7). В современном применении, в ракурсе рационального природопользования, закон препятствует разорению природных богатств, а преступления против природы должны представляться христианам не менее греховными, чем преступления против человека или человеческого сообщества. И, наконец, согласно библейским пророчествам, духовное возрождение человечества и преодоление экологического кризиса невозможно решить только усилиями людей (Мф.24:12; 2 Тим.3:1-5). В связи с этим второе пришествие Христа связывается с преодолением различных (в том числе, экологических) бедствий (Отк.22:3)[42].

Определенные идеи, связанные с экологической культурой, можно обнаружить и в исламе – самой молодой мировой религии. В современном мире ислам занимает второе место по распространению после христианства, но темпы исламизации населения Земли велики. Ислам содержит огромное количество положений, связанных с охраной живой природы и бережного ее использования. Здесь, как и в христианстве, говорится о всемогуществе Бога и его воли: все созданное Аллахом повторяет его желания, а сотворенный им мир является гармоничным. В силу этого обстоятельства, все созданное богом свято, и если верующий любит Аллаха, то он не может не любить его творения.

Большое внимание ислам уделяет сохранению воды. В одной из мусульманских молитв говорится: «О Боже! Ты творец всего сущего! Ты сказал, что вода есть источник жизни! Когда мы нуждаемся, ты подаешь потребное. Когда мы болеем, ты даешь нам здоровье. Когда у нас нет пищи, ты даруешь нам ее». Исходя из этого, можно заключить, что мусульмане признают, что вода является источником жизни, поэтому ее необходимо беречь.

Установку на сохранение воды можно обнаружить и в словах одного из пороков, завещавшего потомкам: «Не загрязняйте стоячих вод и водоемов». Этот принцип мусульмане всего мира свято чтут: они охраняют водные источники, веря, что влагу дает Аллах. Мусульмане знают, что за очистку родника Пророк охотно открывает правоверному двери Рая.

Особое отношение в исламе можно обнаружить к флоре и фауне. Так, здесь запрещены любые забавы, связанные с травлей животных. Ислам учит: «Добро, сделанное животному, так же хорошо, как и добро, сделанное человеку; жестокий поступок по отношению к животному так же плох, что и жестокий поступок в отношении человека». Помимо этого ислам учит бережному обращению и с растениями, за которыми необходимо ухаживать. Например: «тот, кто сажает дерево и следит за ним с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден»; «если кто-то посадит дерево или засеет поле, и люди, звери и птицы будут на нем питаться, это будет считаться благодеянием с его стороны»; «воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (аят. 164 суры «Багара»).

В исламе огромное значение придается защите живых существ и окружающей среды. Среди важных факторов защиты окружающей среды от загрязнения можно считать призыв Ислама к чистоте.

Особое место в мусульманской культуре занимают химы – это так называемые «ничейные территории», необходимые для сохранения видового разнообразия и сохранения экологического равновесия. В исламе есть положение относительно таких территорий, связанный с созданием охранных зон, на которых запрещена хозяйственная деятельность. До сих пор во многих мусульманских странах сохраняются подобные химы. Например, в 1965 году в одной лишь Саудовской Аравии существовало около 3000 хим.

Еще одним интересным древним мусульманским обычаем, восходящем к временам Мухаммеда, можно назвать харим. Он также имеет экологический оттенок и связан с сохранением ненарушенной зоны, которую нельзя использовать (исключением может стать особое правительственное разрешение). Харим ассоциируется с колодцами, источниками, подземными водами, реками или деревьями, посаженными на бесплодной земле. Этими зонами следует управлять с особой осторожностью, как было завещано Мухаммедом и его соратниками.

В целом, экологические основания ислама можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, окружающая среда – это одно из творений Бога, поэтому ее защита символизирует проявление любви к Всевышнему. Во-вторых, в природе все гармонично и все ее компоненты необходимы, за что необходимо восхвалять мудрого Создателя. В-третьих, все законы мироздания и природы сотворены Богом, основываясь на абсолютной ценности жизни. Любые попытки нарушить законы Бога и загрязнить/сократить/уничтожить жизнь должны пресекаться. В-четвертых, мусульманин должен понимать, что человек не является единственным видом на Земле, что с необходимостью требует бережного отношения с другими существами из мира флоры и фауны. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всем существующим в мироздании на основе равенства и справедливости (вспомним, один из пророков учил, что Аллах предписал равенство всех). В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено». В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения: это дар Бога на все времена.

В заключение параграфа обратимся к древнегреческому поэту и драматургу Софоклу, который в одном из своих произведений воспел ловкость, силу и разум человека. Он восхищался человеком, переплывшим море, возделывающим землю, приручившим диких животных, защитившим себя от непогоды, умеющим любоваться красотами природы, выражать свои мысли с помощью речи. Однако все его произведение пронизано чувством тревоги за человека, который с каждым днем расширяет свои возможности в освоении природы. Но сила и знания в руках особенно безнравственного человека таят в себе опасности, которые могут изменить качество жизни не одного поколения. Опасения Софокла современны: в настоящее время, когда освоены методы генной инженерии, био- и нанотехнологии, используется атомная энергия и др., все человечество оказалось перед лицом непредсказуемой опасности, связанной с кризисами и рисками, которые спровоцированы великими открытиями. Если человек в своих действиях не будет проявлять уважение ко всему окружающему бытию и его ценностям, руководствоваться нравственными нормами, то его знания и умения вместо того, чтобы стать средством решения экологических, экономических и социальных проблем, могут привести к необратимым последствиям – новым кризисам и катастрофам.

В связи со всем изложенным, необходимо в систему современного воспитания и образования, в том числе связанным с формированием экологической культуры, внедрять основы религиозных учений. Россия – многонациональная и многоконфессиональная цивилизация[43], которая должна найти и сформировать национальную идею, обеспечивающую ей устойчивое развитие. Положительного результата можно достичь с помощью взаимодействия государственных органов власти, ведущих активную экологическую (правовую) политику и религиозных организаций, грамотно интерпретирующих первоисточники. Священные книги религий мира дают не только ответы на бытийные вопросы, но и, в первую очередь, выполняют просветительскую миссию. Они прививают людям вечные ценности, среди которых огромное место имеют ценности окружающего мира, его флоры и фауны. Наличие ценностных ориентиров в жизни отдельного человека и общества в целом поможет в решение огромного количества накопившихся проблем, том числе экологических. Это поможет улучшить сложившуюся обстановку и, несомненно, укрепить систему обеспечения сохранности национального культурного экологического наследия в целом.

Роль семьи в формировании экологической культуры. Экологизация охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, нравственно-этические аспекты деятельности современного общества. Однако трудно переоценить роль семьи в формировании экологической культуры подрастающего поколения.

Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в семье закладываются базовые ценности, формируется жизненный сценарий, культура поведения и потребления. Как правило, семья является основной поддержкой человека на протяжении жизни, именно с ней связаны ключевые, а нередко поворотные моменты (в том числе, радостные и трагические). Необходимо заметить, в России функцию воспитания многие родители «доверяют» детскому саду, школе или иным образовательным учреждениям, отстраняясь от процесса ввиду своей занятости.

О значимости экологического воспитания детей многие родители даже не задумываются. И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно невежество порождает глубокие социальные и экономические проблемы, в том числе связанные с расточительным природопользованием и неблагонадежной экологической ситуацией. В связи с этим многие современные педагоги считают, что качество экологического воспитания будет более высоким, если все члены семьи будут использовать свой интеллектуальный потенциал для формирования и развития экологоориентированной личности ребенка. При этом большую роль играет эффективное взаимодействие родителей с образовательными учреждениями, их диалог и сотрудничество.

Тяга к природе и ее тайнам у детей проявляется в раннем детстве, на бессознательном уровне. В этом обнаруживает себя тот факт, что период детства человека ученые нередко сравнивают с первобытной эпохой. Как мы уже писали раньше, в первобытности само понимание природы и ее феноменов было сакральным, а отношение к ним – трепетно-этическим, что проявилось, например, в тотемизме, фетишизме, анимизме[44].

Ребенок любознателен: он любит знать и любит знание, которое черпает из окружающего мира, полного для него тайн и загадок. Малыши часто забрасывают родителей множеством вопросов о природных явлениях и объектах, например «почему идет дождь и гремит гром?», «кто разукрасил радугу?», «как спят птицы?» и т.п. Как грустно видеть рядом с детьми родителей, дающих невразумительные ответы или отмахивающихся от вопросов как от назойливых насекомых. И как радуется душа за детей, растущих в семьях, где общение взрослых с их чадами является полноценным и направлено на гармоничное развитие личности.

В целом, ситуацию с экологическим воспитанием нельзя назвать благоприятной. Сегодня не только уровень образования родителей является препятствием для качественного экологического воспитания, но и само их поведение усугубляет экологические проблемы. Практически каждый родитель показывает ребенку не лучший пример экологического поведения, выбрасывая мусор в несанкционированных местах, выкуривая одну сигарету за другой, разводя костры в пожароопасные периоды, производя уборку своего транспорта на берегу живописной реки и т.п.

Круг интересов ребенка изначально формируется в семье. И если природа входит в этот круг, то те навыки и знания, которые будут впоследствии прививаться в образовательных учреждениях лягут на прочный фундамент. Важно, что в процессе семейного экологического воспитания ребенка развиваются и укрепляются отношения между членами семьи. Замечательно, когда вся семья работает в саду, и у каждого есть свой объект гордости, будь-то мамина клумба с пышными цветами, или бабушкина грядка лука, или папин агрегат для поливания. Когда в семье есть животные, у ребенка формируются навыки ухода за питомцем, чувство своей значимости и ответственности за его жизнь. Полезно наблюдать за ростом и развитием питомцев будь-то комнатное растение или аквариумные рыбки, хомячки, кошки, собаки, попугаи и др.

В семье родители различными способами могут способствовать развитию познавательного интереса к природе, пониманию ее ценности для жизни человека и общества. Большое значение в семейном экологическом воспитании играют путешествия и походы. Поездки в другие природные зоны (например, к морю, в горы, зарубежные страны и др.) обогащают знания детей о природе и культуре других народов. В походах родители могут формировать навыки автономного существования в дикой природе, рационального использования природных богатств, знакомить с видовым разнообразием региона, правильно обращаться с образующимися отходами. Как правило, дети знающие природу и понимающие ее значение для человека бережно используют ее богатства на протяжении всей жизни. Трудно переоценить в экологическом воспитании роль семейных прогулок по паркам или просто по улицам города, посещение краеведческих музеев или музеев природы, зооботанических садов, выставок растений или животных. Очень полезны совместные игры детей с родителями на свежем воздухе. В зимнее время важны походы на лыжах или прогулки по зимним паркам, во время которых можно организовать подкормку птиц. В результате такого совместного времяпровождения у детей формируются «нравственная оседлость» и разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы.

В последние годы органами исполнительной власти, различными организациями и муниципалитетами все чаще проводятся конкурсы рисунков, плакатов, видеороликов, поделок экологической направленности. Дети с удовольствием рисуют объекты природы, домашних питомцев, пейзажи. Вместе с детьми родители также могут принять участие в подобных экологических конкурсах и фестивалях.

Огромная роль в формировании личности принадлежит семейному чтению. Многие родители считают, что если ребенок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений, о поведении человека в природных условиях даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Особенно полезно заучивать с детьми наизусть стихи о природе и окружающем мире. Для семейного чтения, расширяющего кругозор в области экологии, подходят произведения А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и др.

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствует сочинение сказок, притч, стихотворений и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок и открыток/фотографий с изображением явлений и объектов природы, изготовление поделок из природного материала, ведение фотоальбома. Даже просмотр некоторых мультфильмов вместе с родителями и их обсуждение могут способствовать развитию познавательного интереса к природе и оставить теплое воспоминание о времени, проведенном вместе с родными, близкими по духу, людьми.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем: формирование экологической культуры в семье является важным и неотъемлемым компонентом становления личности, способствует укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья всех членов семьи, раскрывает их творческий потенциал, гармонизирует межличностные отношения, расширяет кругозор не только детей, но и родителей, готовит ребенка к изучению дисциплин естественно-научного профиля в средней школе. Поэтому реализацию экологического воспитания необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка именно в семейном кругу.

В рамках современной негативной ситуации в области экологического воспитания можно предложить следующие практические рекомендации, благодаря которым институт семьи укрепит свой фундамент и воспитает экологически грамотную личность. В воспитании подрастающего поколения сделать акцент на нравственную составляющую, прививая детям идеи добра, правды, справедливости, дружбы, порядочности, верности в отношениях между людьми и по отношению к окружающему миру, его флоре и фауне. Все эти идеи необходимо иллюстрировать позитивными образцами бытия окружающего мира и природы. Большое внимание уделять социальной рекламе, в которой будут пропагандироваться ценности окружающего мира и природы, формируя отношение к ним, связанное с проявлением любви, добра, порядочности и уважения. Создавая подобную рекламу, следует отходить от гламурных канонов современности, их искусственной красоты, богатства и роскоши, привлекая в качестве средств визуализации шедевры мировой художественной культуры. Направить внимание деятелей и создателей различных видов искусства, в том числе татарской культуры, на создание семейных сериалов, книг, музыкальных произведений, картин, воспитывающих в людях любовь и уважение к природе и родному краю, Родине.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги будут находиться во взаимосвязи, создавая все необходимые условия для полноценного развития личности. Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора. Именно семья, как наиболее близкий контактер со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: