ОСОБЕННОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

Деятельности»

 

 

ТЕМА № 5-1: ВОЗДУШНЫЙ И ТРУБОПРОВОДНЫЙ

ТРАНСПОРТ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Особенности воздушного транспорта.

2. Особенности трубопроводного транспорта.

3. Показатели работы воздушного транспорта.

4. Проблемы развития трубопроводного транспорта.

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

 

Воздушный транспорт России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пасса­жиров объясняется большими расстояниями перевозок, недоста­точной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке.

Основными технико-экономическими особенностями воздуш­ного транспорта в пассажирских перевозках являются:

- высокая скорость доставки пассажиров и грузов;

- маневренность и оперативность в организации пассажирских перевозок;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в том числе из-за аварий на других видах транспорта;

- большая беспосадочная дальность по­лета (около 10000 км);

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- относительно небольшие капитальные вложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км железнодорожного пути);

- более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транс­порта (на отдельных направлениях они на 25 % короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% – чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2–3 раза).

Относительные недостатки воздушного транспорта:

- высокая себестоимость перевозок, поэтому авиационный транспорт не является грузовым;

- зависимость от погодно-климатических условий.

Воздушным транспортом перевозится относительно неболь­шой объем грузов, однако это ценные и требующие особенно срочной доставки грузы – медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов. Воздуш­ный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хо­зяйстве, например авиахимические на площади почти 5 млн га по­севных площадей, лесоохранные и др.

Технология работы воздушного транспорта имеет свои особенности. Движение осуществляется:

- строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле;

- по системе выделения каждой единице подвижного состава коридора движения, зависящего, прежде всего, от скорости и грузоподъемности самолета.

Коридор движения – это расчетная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полета. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения. Летательные аппараты оборудуются соответствующими системами измерения и поддержания высоты полета.

Намечается новая тенденция за рубежом – перевозка мелких партий грузов (так называемые парцелльные грузы) воздушным транспортом. Стоимость транспортировки может быть снижена за счет уменьшения страховки (кражи, потери и повреждения грузов на воздушном транспорте бывают гораздо реже, чем на наземных видах транспорта), упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия.

Проблемы и тенденции развития воздушного транспорта многогранны. Главная проблема – повышение скорости движения (на сегодняшний день достигнута скорость 2500 км/ч). Важно создание самолетов повышенных пассажировместимости (так называемых аэробусов) и грузоподъемности, особенно для дальних маршрутов (например, ИЛ-86 вмещает до 350 человек, а БОИНГИ – до 530 человек; грузовые самолеты максимально поднимают 250 т (АН-225 «МАРИЯ»). В целях сокращения площади аэропортов требуется создание самолетов короткого и вертикального взлета-посадки для гражданской авиации (они существуют в военной авиации с 1969 г.). Повышение прочности взлетно-посадочных полос остается также большой проблемой из-за значительных нагрузок и температур. Создание самолетов со средствами автоматики, обеспечивающими взлет-посадку в любую погоду в различных условиях видимости (так называемых всепогодных) позволит расширить конкурентные возможности воздушного транспорта и повысить качество обслуживания пассажиров. Требуется повышение топливной экономичности в связи с увеличением массы и скорости. Решение этой проблемы позволит не повышать тариф на перевозки. Нужна разработка принципиально новых пилотажных систем и систем управления воздушным транспортом в зоне аэропорта; требуется создание системы обслуживания самолетов на территории аэропорта; необходимо повышение уровня обслуживания пассажиров, в том числе внедрение автоматизированных систем продажи билетов и перевозки багажа, а главное – повышение безопасности движения, которое создаст более широкие возможности обслуживания пассажиров, позволит конкурировать с другими видами транспорта и будет способствовать уменьшению затрат времени на передвижение.

Основные типы самолетов гражданской авиации летаю со скоростью 900–1100 км/ч на дальних расстояниях и до 500–700 км/ч на средних. Перенос больших скоростей из военной авиации в гражданскую осложняется из-за высокой стоимости и перегрузок, которые испытывает человек при больших скоростях (военные летчики проходят специальную подготовку).

Вертолеты способны делать то, что не под силу обычному самолету: вертикально взлетать и приземляться, висеть неподвижно в воздухе и разворачиваться на месте, перемещаться вперед–назад, влево–вправо. Подъемную силу создает один или несколько винтов на вертикальной оси. Главный агрегат вертолетов – несущий винт.

К техническому оснащению воздушного транспорта относятся подвижной состав и аэропорты, в том числе аэродромы.

К подвижному составу воздушного транспорта относятся самолеты, вертолеты, дирижабли, воздушные шары, аэростаты (стратостаты) и планеры.

Самолеты взлетают и садятся на аэродром – специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые. Для обеспечения регулярности и безопасности полетов аэродромы оборудуются комплексом радио- и светотехнических средств. Вертолетам для совершения взлета и посадки требуются небольшие площадки.

Аэродром входит в более широкое понятие «аэропорт». Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий до нескольких тысяч гектаров территории.

Аэропорты подразделяются на международные (например, Шереметьево-2), республиканские (Домодедово и др.) и местного значения (Тушино). В зависимости от годового объема перевозки пассажиров аэропорты подразделяются на пять классов. Крупные аэропорты мира могут обслуживать до нескольких десятков миллионов в год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: