Методика организации и проведения игр.




 

Игра – вид деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, особенно важна для детей. Именно игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Конкурсно – игровая программа - это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например: В песне «В лесу родилась ёлочка» вместо буквы «Эр» играющие хлопают в ладоши.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Розыгрыш может быть большим и маленьким. Рифмы – предполагают ответ «да» и «нет».


Алгоритм построения конкурсно - игровой программы.

Для того чтобы составить конкурсно – игровую программу нужно:


1. Определить тему (главное событие) Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов.


2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы.

§ зарабатывание максимального количества очков

§ путешествие с приключениями

§ формирование коллектива на основе конкурсного отбора

§ ведение следствия или раскрытие тайны

§ спасение попавших в беду.


3. Решите кто будет участником вашей игры.

§ команды

§ отдельные игроки

§ команды, но на данном этапе действует не вся команда, а только один – два игрока.

Принципы отбора игроков (участников конкурса)

§ отбор 2-х игроков на сцену с помощью «манка» - это психологическая ловушка, выполняет функцию справедливого отбора. Например: Ведущий просит, назвать родственников кепки. Участники называют. После того, как перечислены примерно 10 головных уборов, ведущий считает по принципу аукциона – и вызывает того, кто назвал слово последним.

§ Пара игроков выходит, первый побеждает и к нему присоединяется другой соперник.

§ различные «доборы».

§ («Олимпийский принцип»: выбираем сразу 16 человек, делим их на пары, в процессе проведения конкурсов проигравшие выбывают и останется 1 победитель).


4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:

§ игра в зале;

§ игра с передвижениями по «станциям»

§ длительная ролевая игра.


5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

§ жюри (продумать критерии оценки действий участников)

§ победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны люди, которые будут следить за временем и считать очки)

§ победителя определяет случай


6. Определите последовательность конкурсов (состоятя в зависимости от развития сюжета).

§ Конкурс (любое бытовое или профессиональное действие) – это действие нужно замотивировать, то есть поставить в эстетический контекст. (например: Набираем артистов в театр имени Курочки рябы. Объявляется конкурс «Лучший летописец» На ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево по стеклу, чтобы могли прочитать зрители.)

§ Конкурс нужно усложнить и растянуть во времени. Но! Время выполнения конкурса должно быть примерно 40 секунд – 1 мин.

§ Содержание конкурса определяется его видом.

Виды конкурса:

§ Речевые

§ Музыкальные

§ Сочинительские

§ Конкурсы актёрского мастерства

§ Пантомимические конкурсы

§ Конкурсы изобразительного искусства

§ Танцевальные

§ Подвижно-спортивные

§ Прикладные (с предметом)

§ На смекалку

§ Не внимание


7. Определите, КТО и КАК будет вести игру.

Существуют способы ведения игровой программы:

§ «ОТ СЕБЯ» - «Я – ведущий»

§ «ОТ КОГО-ЛИБО» - ролевая персонификация ведущего. (например: выходит попугай Кеша и др.

Существуют основные требования к ведущему:

§ Этика внешнего вида

§ Культура речи и эмоциональность

§ Доброжелательное отношение к аудитории

§ Добросовестная подготовка.


8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь»!

§ Ведущий должен представить участника конкурса, чтобы зрители могли поддерживать конкретного человека.

§ Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос.

§ Нельзя ставить участников в неловкое положение

§ После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника, за успех или поддержать, если он не выполнил задание

§ Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор

§ Задание должно быть безопасно


9.Составьве список необходимого реквизита.


10. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры (призы).


11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».


Игра – сильнейшее средство развития ребенка. Она развивает память, внимание, терпение, волю. Игры воспитывают нравственные качества: дружбу, сотрудничество, доброту, терпимость, справедливость и т.п.

Назовем некоторые из классификаций:

§ на знакомство,

§ игры с залом,

§ на сплоченность коллектива,

§ на поднятие эмоционального фона,

§ одноразовые игры,

§ игры на контактность,

§ игры дискуссии,

§ игры на выявление лидеров,

§ игры на командную работу,

§ деловые игры и ролевые игры,

по степени активности детей:

§ подвижные,

§ сидячие,

§ стоячие;

по месту проведения:

§ на местности,

§ на природе,

§ в помещении,

§ за столом и т.д.;

по жанру:

§ дидактические,

§ познавательные,

§ трудовые,

§ музыкальные,

§ строительные,

§ игры-тренинги,

§ игры-развлечения,

§ игры-шутки и т.д.


По содержанию. Содержание – определяющая сторона игры, как таковой, оно представляет единство составленных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание – это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание – основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги, вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выживания содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура». Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеет право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-пени, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.


Можно выделить типовые группы в самостоятельные следующие игры:

§ собственно детские игры всех видов;

§ игры-празднества, игровые праздники;

§ игровой фольклор;

§ театральные игровые действа;

§ игровые тренинги и упражнения;

§ игровые анкеты, вопросники, тесты;

§ эстрадные игровые импровизации;

§ соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

§ конкурсы, эстафеты, старты;

§ свадебные обряды, игровые обычаи;

§ мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

§ карнавалы, маскарады;

§ игровые аукционы и т.д.

Назовем некоторые из классификаций по следующим основаниям:

§ по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность коллектива, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление особенностей и т.д.;

§ по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;

§ по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;

§ по жанру: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.


Существуют тысячи разнообразных игр. В основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры «для того, чтобы», у детей «потому, что». Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на «Олимп вечности», насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:

1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.

2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.

3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.


Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.

§ По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

§ По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

§ По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.

§ По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

§ По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные - игры с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы, игры-аттракционы и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: