Блок № 1: «Естественные науки»




 

Материалы к уроку по теме«История развития химии»

БЛОК № 2. Происхождение слова «химия»
Существует более десяти версий происхождения слова «химия». Большинство учёных склоняется к трём основным версиям, которые своими корнями уходят в глубину веков: в Древний Египет, Древнюю Грецию и Древний Китай.
Древний Египет Древняя Греция Древний Китай
От слова «хем» (хеми, хёми, хам, хюми), что означает: а) название страны Египет; б) «тёмный или чёрный», чернозём – плодородная почва, находящаяся в долине Нила. От слова «хемейя» (chmeϊa), что в переводе означает искусство выплавки металлов (литьё металлов). Греческое слово «химевсис» означает «смешивание». От слова «ким», что означает «золото». Первые химические знания появились здесь за 3000 лет до нашей эры.
Здесь были широко развиты: а) искусство бальзамирования; б) приготовление красок и клеев; в) крашение тканей; г) получение стекла и строительных материалов, например, извести; д) изготовление золотых, серебряных, медных изделий. Древние египтяне умели варить мыло, приготавливать вина и пиво, а также уксус. Химические знания считались «священными» и «тайными», поэтому ими владели лишь избранные, главным образом – жрецы и люди, приближенные к фараонам. Здесь было развито производство гончарных изделий, стекла, красителей, а также металлов и сплавов на их основе: а) золота и серебра (способы получения, были заимствованы у древних египтян); б) меди и бронзы (сплава меди с оловом). Из бронзы изготавливали домашнюю утварь, оружие, украшения; в) свинца и припоя (сплава свинца с оловом). Из них изготовляли водопроводные трубы, чеканили монеты, печати и другие изделия; г) латуни (сплава меди с цинком). Изготовляли оружие и другие изделия. Здесь были изобретены: фарфор, порох, бумага. Изобретение бумаги приписывается китайскому учёному и смотрителю императорского двора Чай Луню (II век н.э.). Древними китайцами были разработаны способы получения сахара из растений, растительных красителей, лекарств, органических удобрений и других веществ.
Этой точки зрения придерживался французский химик Пьер Эжен Марселен Бертло, который долго и плодотворно занимался изучением истории химии.
Как полагают большинство ученых, занимающихся историей химии, слово «химейа» или «химия» впервые применил греческий философ и естествоиспытатель Зосима Панополитанский, который родился в египетском городе Панополисе и жил в конце IV – середине V веков нашей эры. Он обозначал этим термином процессы «настаивания и наливания».
БЛОК № 3. Этапы развития химии
История развития химии условно подразделяется на пять этапов:
Номер этапа Название этапа Хронологические рамки этапа События, характеризующие начало этапа Выдающиеся ученые
I Хаотический древнейшее время – IV век нашей эры Рождение Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля. Левкипп, Демокрит, Аристотель, Архимед, Эпикур (все Древняя Греция), Ц. Лунь (Китай).
II Алхимический IV век – середина XVI века Зарождение новых представлений о веществах в странах Востока. Поиски философского камня и эликсира молодости. Моа-хоа (Китай), Ар-Рази, Гебер(оба Персия), Авиценна, Т. Парацельс (Германия)
III Становления химии как науки середина XVI века – середина XVIII века Сформулирована основная задача химии: исследование состава различных тел, поиск новых элементов. Развито представление о понятии «химический элемент» (Р. Бойль, 1661 год, книга «Химик-скептик»). Сформулировано определение «химии»: искусство разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах (минеральных, растительных и животных) (Н. Лемери, 1675 год, книга «Курс химии»). Г. Галилей (Италия), П. Гассенди, (Франция), И. Глаубер (Германия), И. Ньютон (Англия).
IV Научно-экспе-риментальный середина XVIII века – 1869 год Работы М.В. Ломоносова (Россия) по разработке основ корпускулярной (атомно-молекулярной) теории (1741–1750 годы) и по открытию закона сохранения масс веществ (1748-1756 годы). К. Шееле (Швеция), Д. Дальтон, (Англия), А. Лавуазье (Франция), А.М. Бутлеров (Россия).
V Современный 1869 год – наши дни Работы Д.И. Менделеева (Россия) по открытию периодического закона и составление на его основе периодической системы химических элементов (1869-1871 годы). С.А. Аррениус (Швеция), Д. Томсон, Э. Резерфорд, Д. Чедвик (все Англия), Л. Полинг (США), В.И. Вернадский (Россия, СССР).
Каждый этап подразделяется на периоды или особые течения в науке. Например: на третьем этапе развития химии был особый период иатрохимии (ятрохимии) или на границе третьего и четвёртого этапов период пневматической химии (т.е. период изучения газообразных веществ и их смесей).
БЛОК № 4. Важнейшие открытия в химии
Номер этапа Выдающиеся учёные этого этапа Важнейшие их открытия или события на этом этапе
I Левкипп (Древняя Греция) Заложены основы атомистики (середина V века до нашей эры).
Демокрит (Древняя Греция) Введено понятие атом (IV век до нашей эры).
Архимед (Древняя Греция) Открыл один из основных законов гидростатики (ІІІ век до н.э.).
II Зосима Панополитанский (Греция) Появился современный термин «химия» (около 400 года).
Мао-хоа (Китай) Установлено, что в воздух входит газ, который поддерживает горение и дыхание (середина VIII века).
Джабир ибн Хайян (Гебер) (Персия) Впервые использованы и описаны приёмы фильтрования и кристаллизации, описаны способы получения серной и азотной кислот, «царской водки», нашатырного спирта (805-812 годы).
Абу-Ар-Рази (Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийна или Разес) (Персия) Описаны возгонка, плавление, дистилляция, обжиг металлов, очистка золота и серебра от примесей и другие процессы. Впервые классифицированы вещества на землистые (минеральные), растительные и животные (начало Х века).
Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах или Авицена) (родился вблизи г. Бухары (ныне Узбекистан)) В «Книге исцеляющих средств» (1020-1030 годы) подразделяет минеральные тела на четыре класса: камни, плавкие тела, серы и соли. Отрицал превращение (трансмутацию) одного металла в другой.
Альберт Великий (Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт) (Германия) Впервые выделил мышьяк в чистом виде. Опубликовал «Пять книг о металлах и минералах» и «Книгу об алхимии» (середина XIII века). Ввёл в обиход европейской науки большой объём знаний, ранее недоступный и почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных.
Теофраст Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (Германия) В начале XVI века развивает новое направление в химии – иатрохимию (от греч. iatros – врач) или лекарственную химию. Это направление стремилось поставить химию на службу медицине (основная цель – получение лекарств). Впервые наблюдает процесс выделения водорода при взаимодействии металлов с кислотами (1520-1525 годы). Впервые применяет водяную баню (1526 год). Синтезирует концентрированную уксусную кислоту (1537 год).
III Пьер Гассенди (Франция) Введено понятие «молекула» (1624 год).
Иоганн Рудольф Глаубер (Германия) Синтезированы многие соли (одна из них глауберова соль – сульфат натрия). Открыты новые способы получения чистой азотной и соляной кислот. Введена дробная кристаллизация. Усовершенствована лабораторная посуда (1648 год). Впервые описан сырой бензол (1649 год).
Роберт Бойль (Англия) Введено понятие «анализ» (1654 год). Сформулирована основная задача химии. Развито представление о понятии «химический элемент» (1661 год). Впервые применены индикаторы для определения кислот и щелочей (1663 год).
Никола Лемери (Франция) В «Курсе химии» (1675 год) определил химию как «искусство разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах (минеральных, растительных и животных)».
IV   Михаил Васильевич Ломоносов (Россия) Разработаны основы корпускулярной (атомно-молекулярной) теории (1741 – 1750 годы). Сформулирован основной закон химии – закон сохранения масс веществ (1748-1756 годы).
Генри Кавендиш (Англия) Открыт водород (1766 год), выделил в чистом виде углекислый газ (1766 год). Впервые синтезированы: вода (1784 год), оксид азота (II) (1785 год).
Карл Вильгельм Шееле (Швеция) Открыты фтороводород (1768 год), кислород (1769 – 1771 годы), хлор и марганец (1774 год), сероводород (1777 год), глицерин (1779 год).
Антуан Лоран Лавуазье (Франция) Открыт состав воздуха (1774 год). Сформулирована кислородная теория горения (1777 год). Введен термин «кислород» (1779 год). Предложена «Таблица простых тел» – первая научная классификаций химических элементов (1789 год).
Жозеф Луи Пруст (Франция) Открыт закон постоянства состава веществ (1799-1806 гг.).
Йенс Якоб Берцелиус (Швеция) Введены термины «органическая химия», «органическое вещество» (1806 год). Введена современная химическая азбука (1814 год).
Джон Дальтон (Англия) Выдвинул основные положения химической атомистики. Ввел понятие «атомный вес» (1803-1804 годы).
Жозеф Луи Гей-Люссак (Франция) Открыт закон объёмных отношений в химических реакциях с участием газов (1808 год).
Амедео Авогадро (Италия) Открыт закон о газах (1811 год).
                 

 

IV Состоялся первый Международный конгресс химиков в немецком городе Карлсруэ, на котором были утверждены понятия «атом», «молекула», «химический элемент» (1860 год).
Александр Михайлович Бутлеров (Россия) Предложена теория строения органических веществ (1861 год).
Фридрих Август Кекуле (Германия) Предложил структурную формулу бензола (1865 год)
V   Дмитрий Иванович Менделеев (Россия) Открыт периодический закон (1 марта (17 февраля)1869 года). Составлена периодическая система химических элементов (1869-1871 годы). Предложена гидратная теория растворов (1887 год)
Сванте Август Аррениус (Швеция) Сформулированы основные положения теории электролитической диссоциации (1887 год).
Принята первая Международная (Женевская) номенклатура органических соединений (1892 год)
Антупн Анри Беккерель (Франция) Открытие явления радиоактивности (1896 год)
Джон Томсон (Англия) Эмиль Вихерт (Германия) Открыт электрон (1897 год).
Мария Склодовская –Кюри Польша) Впервые употреблён термин «радиоактивность» (1898 год). Открыт полоний (совместно с П. Кюри, 1898 год). Дважды Лауреат Нобелевской премии (1903 год – по физике, 1911 год – по химии).
Альфред Бернхард Нобель (Швеция) Учреждена Нобелевская премия (1900 год), согласно завещания, составленного 27 ноября 1895 года.
Якоб Хендрик Вант-Гофф (Голландия) Первое вручение Нобелевской премии (10 декабря 1901 года) за открытие законов химической динамики осмотического давления в растворах.
Эрнест Резерфорд (Англия)   Предложена ядерная (планетарная) модель атома (1911 год). Открыт протон (1920 год).
Нильс Хендрик Давид Бор (Дания) Сформулированы основные постулаты квантовой теории строения атома (1913 год).
Фредерик Содди (Англия) Впервые ввел понятия «изотопия», «изотопы» (1913 год).
Генри Мозли (Англия) Экспериментально доказано, что атомный (порядковый) номер химического элемента равен заряду ядра атома (1913-1914 годы).

 

V Владимир Иванович Вернадский (Россия, СССР) Основана биогеохимия. Предложено и развито учение о биосфере. Первый президент Академии наук УССР (1919-1921 годы).
Сергей Васильевич Лебедев (СССР) Разработка промышленного метода получения синтетического каучука (1926-1928 годы)
Лайнус Карл Полинг (США) Предложена модель гибридизации электронных орбиталей атомов в молекулах (1931 год). Введено понятие «электроотрицательность», предложена шкала электроотрицательности (1932 год). Высказано предположение о спиральном строении полипептидной цепи в белках (совместно с Р. Кори (США), 1951 год). Дважды Лауреат Нобелевской премии (1954 год – по химии, 1962 год – премия мира).
Джеймс Чедвик (Англия) Открыт нейтрон (1932-1933 годы).
   
Фредерик Сенгер (Англия) Расшифровано строение гормонального белка – инсулина (1949-1954 годы). Дважды Лауреат Нобелевской премии по химии (1958 и 1980 годы).
Эрвин Чаргафф (США, родился в г. Черновцы – Украина) Впервые получены чистые образцы ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты (1947 год). Сформулированы закономерности структуры ДНК (1950-1953 годы).
Джеймс Дьюи Уотсон (США), Фрэнсис Харри Комптон Крик (Англия) Разработана и предложена модель ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты (1953 год).
Александер Робертус Тодд (Англия), Д. М. Браун (Англия) Разработана и предложена схема строения РНК – рибонуклеиновой кислоты (1953 год).
Николай Николаевич Семёнов (СССР) Нобелевская премия за исследования в области механизма цепных реакций (1956 год).
Принята систематическая номенклатура IUPAC (Париж,1957 год).
Установлена новая Международная шкала атомных масс – за единицу принята 1/12 массы атома углерода (1961 год).

Материалы к уроку по теме«Химия как наука. Предмет и задачи химии»

БЛОК № 5. ХИМИЯ КАК НАУКА (делится более чем на 40 наук или её разделов)
общая неорганическая органическая аналитическая физическая биохимия геохимия
Химия– это естественная наука о веществах, изучающая их состав, строение, получение, свойства и применение, а также превращения веществ друг в друга, которые не сопровождаются изменением состава атомных ядер.
Общая химия– это раздел химии, который изучает основные понятия, законы и теоретические положения.
Неорганическая химия– это наука о химических элементах и их соединениях (кроме соединений углерода), которая изучает их состав, строение, получение, свойства и применение, а также превращения веществ друг в друга. Это наиболее древняя отрасль химии, середина XVII века. Устаревшее название – минеральная химия.
Органическая химия – это наука о соединениях углерода и их производных, которая изучает их состав, строение, получение, свойства и применение, а также превращения веществ друг в друга. Основоположником органической химии является Й.Я. Берцелиус (Швеция). Термин «органическая химия» появился в 1806 году, а в 1827 году органическая химия стала самостоятельной наукой.
Аналитическая химия –это наука о способах изучения качественного и количественного состава веществ. Возникла примерно в середине XVII века, её основоположником является Роберт Бойль (Англия). Аналитическая химия подразделяется на качественный и количественный анализ.
Физическая химия –это наука, которая изучает химические явления на основе физических законов и с использованием физических методов. Возникла примерно в середине XVIII века, её основоположником является М.В. Ломоносов (Россия). Физическая химия включает: химическую термодинамику, химическую кинетику, электрохимию, коллоидную химию, фотохимию, радиационную химию и другие разделы.
Биохимия –это наука о химическом составе, биологических функциях и химических превращениях веществ, из которых состоит живая материя. Возникла примерно в конце XIX века. Биохимия подразделяется на биохимию микроорганизмов, растений, животных и человека. На современном этапе развития химической науки, от биохимии отделились две новые науки: бионеорганическая химия и биоорганическая химия.
Геохимия –это наука, которая изучает химический состав земной коры, а также законы распространения, сочетания и миграции химических элементов в земной коре и глубинах Земли. Возникла примерно в начале XХ века, её основоположниками являются В.И. Вернадский и А.Е. Ферсман (Россия, СССР).
Кроме этих наук выделяют также: стереохимию, термохимию, космохимию, коксохимию, химию высокомолекулярных соединений (или химию полимеров), ядерную химию, квантовую химию и др.

БЛОК № 6. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ХИМИИ  
Предмет химии Задачи химии  
а) химические элементы, вещества и всё, что с ними связано; б) превращения одних веществ в другие, а также явления, сопровождающие эти превращения, происходящие на атомно-молекулярном уровне. Вещества изучаются по плану: 1. Качественный и количественный состав. 2. Номенклатура. Принадлежность к классу соединений. 3. Строение. 4. Нахождение в природе. 5. Способы получения: а) в промышленности; б) в лаборатории. 6. Физические свойства. 7. Химические свойства. 8. Применение. 9. Генетическая связь с другими веществами. 1. Изучение закономерностей между строением, свойствами и реакционной способностью веществ, прогнозирование использования их в народном хозяйстве. 2. Разработка методов получения веществ с нужными и заданными свойствами, а также в необходимых количествах. 3. Интенсификация промышленных производств, создание безотходных технологий. 4. Разработка новейших технологий по использованию энергии химических превращений и других новых источников.  
Экологические проблемы химии  
1. Химический мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды: атмосферы, Мирового океана, почв, источников пресной воды. 2. Токсикологические исследования, оценка канцерогенной и мутагенной активности веществ. 3. Создание мало- и безотходных производств, энерго- и ресурсосберегающих технологий. 4. Обеззараживание, очистка и переработка сточных вод, выхлопных газов и твёрдых отходов. 5. Конверсия (переработка) химического оружия. 6. Защита, восстановление и охрана озонового слоя Земли. 7. Просвещение и воспитание: экологическое – химиков, химическое – экологов, химико-экологическое – учащихся, студентов и всего населения.  
Связь химии с другими науками  
Химия связана со всеми другими естественными науками, а также математикой, историей, медициной и фармакологией, сельским хозяйством, металлургией и другими отраслями промышленности. На современном этапе развития естествознания между химией и другими науками возникли новые научные дисциплины: · химия + биология ® биохимия, бионеорганика, биоорганика; · химия + физика ® физическая химия, химическая физика; · химия + география ® геохимия; · химия + астрономия ® космохимия; · химия + история ® история химии.  
БЛОК № 7. Значение и метология изучения химии  
Значение химии Методология изучения химии  
В 1751 году М.В. Ломоносов написал: «…Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…». Эти слова и сегодня являются актуальными, ведь химия проникает во все области народного хозяйства. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты: металлы, их сплавы, топливо, различные продукты органического синтеза. Благодаря успехам химии получают новые материалы: а) сверхпроводники, полупроводники, изоляторы, которые обеспечивают развитие электротехники и радиоэлектроники; б) разнообразные полимерные материалы – пластмассы, каучуки, искусственные кожа, мех, волокна и ткани – благодаря чему развивается производство различных деталей, шин, покрышек, изоляционных материалов, одежды и т.д.; в) продукты органического синтеза используются для производства лекарств, синтетических моющих средств, красителей, клеев, эмалей, лаков и других продуктов. Химия глубоко вошла в быт людей. Они постоянно используют пищевые добавки, парфюмерные и косметические средства, мыло, моющие, чистящие и отбеливающие препараты, стекло, хрусталь, лаки, краски, ядохимикаты и удобрения для растений, автокосметику и т.д. Химия имеет огромное значение для научного понимания картины мира. Она изучает явления и объекты природы на атомно-молекулярном уровне. Термин (от лат. terminus — предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением понятия и его соотношением с другими понятиями в пределах данной науки. Понятие – форма научных знаний, имеющее относительно ясное и устой­чивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. Бывает абстрактным, конкретным, а также теоретическим и эмпирическим. Закон – форма научных знаний, фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некие явления, обладающее общностью и повторяемостью, которые зафиксированы и описаны (Или - устойчивая повторяющаяся связь между явлениями, процессами и состояниями тел). Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение, от hypó – под, внизу и thésis – положение) – выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо. Научная гипотеза выражает предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений или чего-либо. Теория (от греч. theoria – исследование) – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности (объекта данной теории). Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Эксперимент (от лат. experimentum – опыт) – это научно поставленный опыт, позволяющий наблюдать исследуемое явление в точно учитываемых условиях.  
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: