История развития научных представлений о жертве




План

Введение………………………………………………………………….....3

История развития научных представлений о жертве……………………4

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованных источников……………………………………20

 

Введение

История любой науки – это всегда история идей, теорий, взглядов. История виктимологии как учения о жертве преступления не является в этом отношении исключения. Однако истоки проблемы пострадавшего восходят не к открытиям юристов, а к устному народному творчеству, к мифам и легендам, а в более поздние времена - к художественной литературе. Задолго до того, как пострадавший от преступления и его роль в различных жизненных ситуациях заинтересовали специалистов, художественный гений народа остановил свое внимание на данной проблеме.

Наука виктимологии относительно ранняя, не смотря на то, что идеи учения о жертве возникли в глубокой древности. Существует огромное количество теорий, концепций, взглядов литераторов относительно понимания жертвы преступления. Но все они не достаточно систематизированы, нет классических теорий и классического, общепризнанного определения жертвы. Именно поэтому, мы видим актуальность данной темы и необходимость обобщения существующих учений о жертве.

 

История развития научных представлений о жертве

Правовое положение жертвы преступления, ее законные интересы длительное время оставались за пределами общественного внимания, поскольку механизмы уголовной юстиции веками совершенствовались лишь в системе отношений "государство – преступник".
Конституционные и процессуальные гарантии законности и объективности правосудия, регламентация всех следственных и судебных процедур – все это вместе с принципами гуманности всегда было нацелено, прежде всего, на применение к преступнику. До последнего времени таково было положение дел в сфере отправления правосудия в разных странах, а те или иные различия в уровне правовой регламентации статуса жертв преступления не меняли общего представления.

С древних времен жертва привлекала внимание писателей, философов, юристов, психологов. Свидетельством тому являются, например, источники римского права, древнегреческая мифология, богатейшее наследие классиков мировой литературы.

В одном из древнейших литературных памятников античной культуры - мифах об Оресте – содержится идея о том, что вина жертвы смягчает ответственность преступника. Миф говорит о том, что отец принес свою дочь в жертву богам, вследствие чего его жена убивает мужа, а сын убивает мать. Отсюда берет начало виктимолгическая идея Древнего мира, которая послужила основой для реализации справедливого, по мнению современников, правосудия.

Представляет интерес и точка зрения древнегреческого философа Аниксимандра, который говорит о том, что «и невиновным есть в чем раскаяться». Это, на наш взгляд, означает то, что потерпевший должен критически оценить свое поведение, которое осознанно или неосознанно привело другое лицо к совершению в отношении него преступление.

Будда считал, что «кто сам не делает зла, не подвержен злу». Данное положение можно рассматривать как связь между причиной и следствием, с позиций криминологии – связь между поведением жертвы и преступником. Зло, совершенное одним лицом, всегда к нему возвращается.

Фольклор разных народов из глубины веков донес до нас немало притч и поговорок, легенд и мифов, сказок и побасенок о людях, которых постоянно преследовали напасти и неудачи.

Рассказы о неудачниках, несущих какой-либо ущерб от своих неумелых действий, нескладного поведения или от действий других людей является более или менее точным пересказом конкретных жизненных ситуаций.

Люди, которые в результате неудачно складывающихся обстоятельств, определенных личностных качеств или свойств характера, несли физический, моральный или материальный ущерб, исстари привлекали к себе внимание окружающих. Знакомство с источниками художественного творчества, в той или иной мере повествующими о потерпевших, убеждают насколько глубоко и точно подмечены в литературе многие особенности поведения жертвы, её специфических взаимоотношений с правонарушителем и целый ряд других идей, весьма важных для общих и частных аспектов учения о жертве[1].

Хотелось бы упомянуть о некоторых из таких источников. Среди них прежде всего следует назвать Библию - древнейший памятник письменности, тексты которого "отражают колоритную, полную борьбы и страданий, мира и радости жизнь нескольких древних народов" 5. В мифических сказаниях Библии определены некоторые ситуации, которые можно назвать классическими для учения о жертве. Например, предание о Каине и Авеле, а точнее, поведение младшего брата в конфликтной ситуации со старшим, вошел в научный обиход под термином "комплекс Авеля". Состояние жертвы, отличающееся излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой своих сил, получило название "комплекс Самсона".

В литературных источниках более позднего времени также содержатся разнообразные указания о жертве и ее роли в преступном акте.

Одним из первых писателей, обративших внимание читательской общественности на эти проблемы, по праву является Даниэль Дефо. Наряду со всемирно известным приключенческим романом "Робинзон Крузо" перу Дефо принадлежит ряд социальных романов, повествующих о преступном мире Англии конца XVII - начала XVIII веков. В них автор рассказывает биографии многих "джентльменов и леди удачи".

Причем Даниэль Дефо - не просто бытописец "жития" отдельных преступников. В своих романах он выступает как социолог преступности, пытается исследовать социальные явления, порождающие преступность, вскрыть ее причины и условия в окружающем автора буржуазном мире. Рассматривая эти причины, Дефо, естественно, не мог не обратить внимание и на роль потерпевшего в развитии противоправного деяния. Специалисты, анализировавшие творчество Дефо с этих позиций, высказывают мнение, что некоторые наблюдения романиста несут в себе зародыш сегодняшней теории о жертве преступления.

Не обошли вниманием фигуру жертвы, мотивы ее поведения в пред- преступной ситуации и классики русской литературы. Ряд положений, представляющих несомненный интерес с точки зрения познания структуры личности потерпевшего, его влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации можно найти в произведениях Ф.М. Достоевского и ряда других наших писателей.

Важный аспект причин конкретного преступления, связанный с поведением и личность потерпевшего, раскрыт Ф.М. Достоевским в романе "Преступление и наказание". Здесь писатель показывает тип жертвы, роль которой в преступном деянии предопределена ее личностью и социальным положением в обществе (алчная, безжалостная и осторожная старуха-ростовщица, паразитирующая на стесненном материальном положении окружающих, спекулирующая на несчастье). Раскольников, только встретившись со своей будущей жертвой "с первого взгляда, еще ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней неопределенное отвращение". И это не было случайное первое впечатление одного человека о другом[2].

Зарождение виктимологии как самостоятельного направления современной криминологии – в буквальном переводе "учение о жертве" – связано с небывалым взрывом общественного и научного интереса к проблеме жертв преступлений в 40-х годах ХХ столетия.
Еще 200 лет назад представитель классической школы уголовного права Иеремия Бентам предлагал ввести для жертв преступлений компенсацию ущерба с тем, чтобы еще больше устрашить и наказать преступника.

Проблема жертвы преступления, ее роль в зарождении и развитии противоправного деяния нашла отражение и в работах некоторых видных русских юристов прошлого. Так, А. Лоховицкий в одном из своих учебных курсов, изданном в 1867 году, выделил специальный раздел "Лицо как жертва". В нем ученый отмечает, в частности, что "зло, составляющее то или другое преступление, наказывается не одинаково: убийство, кража, обида, преступления против государства разделяются по наказанию не только на различные ступени, смотря по качеству зла, но также смотря по тому лицу, на которое обращено преступление". Исходя из этой посылки, А. Лоховицкий впервые в правовой литературе предложил свою классификацию потерпевших от преступления".8

Таким образом, можно констатировать, что юристы (ученые и практики) обращают все более пристальное внимание на личность и поведение пострадавшего от преступления, его роль в генезисе противоправного деяния. Интерес к этим проблемам возрастает, начиная с 20-х годов 20 века. Причем, наряду с правоведами проблемами жертвы занимаются психологи и социологи. Подчеркивается настоятельная необходимость более пристального внимания к "социологии жертвы", особенностям ее психологического состояния.

Однако в качестве научного направления учение о жертве преступления начинает оформляться лишь после второй мировой войны. К этому времени относится осознание учеными и практиками того факта, что чем лучше органы, ведущие профилактику правонарушений и борьбу с преступностью, будут знать возможных "кандидатов" в пострадавшие, лиц, имеющих специфическую предрасположенность становиться жертвой, и проводить с ними и их окружением соответствующую предупредительную работу, тем труднее будет правонарушителю реализовать свои преступные намерения. Не менее очевидной представлялась в этой связи и потребность в теоретических разработках своеобразия и особенностей личности и поведения пострадавшего от преступления, вскрытии закономерностей взаимоотношений между правонарушителем и его жертвой.

В 1941 году появляется статья видного немецкого криминолога – Ганса фон Гентига – одного из основоположников виктимологии "Замечание по взаимодействию преступника и жертвы".
В его работе жертва выступает активным субъектом формирования преступной мотивации, участвующим, а иногда и инициирующим совершение преступления. Он указывал на наличие связи между жертвой и преступником и их интеракции в процессе совершения преступления. Это явилось зарождением интеракционистского подхода к обьяснению преступности и ее причин.
Прорыв виктимологических знаний приходится на 1947-1948 гг. Его по праву связывают с почти одновременным появлением трудов Бенджамина Мендельсона и Ганса фон Гентига, ныне ставших виктимологической классикой.

Именно Б. Мендельсон 29 марта 1947 года на международном конгрессе психиаторов в Бухаресте впервые ввел понятие "виктимология", он представил свой знаменитый доклад "Новые биопсихосоциальные горизонты: виктимология". В его докладе имеет место основополагающий элемент предмета виктимологии - жертва. Он выделяет типологию жертв в зависимости от степени вины:

-абсолютно невиновная жертва (идеальная жертва);

-жертва с легкой степенью вины;

-жертва, соразмерно виновная с посягателем (добровольная жертва);

-более виновная жертва (провоцирующие жертвы);

-совершенно виновная жертва.

Зарубежные виктимологи едины в том, что основателем виктимологии является Б. Мендельсон.
Б. Мендельсон ставил вопрос о необходимости создания виктимологии как самостоятельной научной дисциплины, отмечая одной из центральных проблем оценку "вклада" жертвы в юридически значимые конфликтные ситуации, ее взаимоотношение с преступником и ее роль в механизме преступления. Им была предложена схема, определяющая степень виновности поведения жертвы в развитии опасной ситуации.

В основу своей известной работы «происхождение и доктрина виктимологии» Б. Мендельсон положил результаты анализа интервью с лицами, включенными в процесс рассмотрения в суде дел о различных преступлениях: преступниками, свидетелями, то есть со всеми, кто так или иначе был осведомлен о преступлении.

Для этого им была подготовлена анкета, содержащая более 300 вопросов по проблемам, относящимся к различным сферам интереса криминологической науки. Основываясь на анализе полученных данных, Б. Менднльсон пришел к выводу, что одним из факторов преступления обычно были регулярные отношения между обидчиком и жертвой.

Последующие его исследования показали, что личностная виктимность выступает в качестве основной провоцирующей причины преступлений. Американский криминолог Э. Кармен, излагаю свою концепцию развития виктимологии, указывает на три области основных интересов, которые в разные периоды времени были характерны для виктимологов:

1) Виктимология изучает причины того, почему или каким образом жертва вступила в опасную для нее ситуацию. Такого рода подход не предполагает вопроса об ответственности, тем более об ответственности жертвы. Здесь скорее исследуется динамика событий, которые привели к виктимизации индивида, и его социальное окружение;

2) Виктимология оценивает, каким образом, полиция, суды, адвокаты взаимодействуют с жертвой, каким образом рассматривают жертву на каждой стадии функционирования системы правосудия;

3) Виктимология изучает эффективность усилий по возмещению жертвам их потерь.

На наш, взгляд, эти три направления должны развиваться параллельно, единым целым в целях достижения наилучших результатов в процессе борьбы с преступностью.

В 1948 году в Йельском университете США была опубликована научная работа Г. Гентига "Преступник и его жертва", где впервые были выделены основные понятия предмета виктимологии: "посягатель – жертва", "латентная жертва", "отношения между посягателем и жертвой". Он был убежден, что в целом ряде случаев жертва оказывает воспитательное воздействие на преступника и завершает процесс формирования его криминальной мотивации.
Идеи Б. Мендельсона получили определенное развитие в труде крупного американского криминолога Ф. Вертхама, который в своей работе "Картина насилия» указывал, что нельзя понять психологию убийцы, не зная и не понимая, социологию жертвы, что для этого необходима такая наука, как виктимология.

Таким образом, мы видим, что уже на стадии зарождения виктимологии как самостоятельного направления была предопределена роль жертвы в механизме преступного поведения и идет речь о том, что существует причинно-следственная связь между поведением жертвы и преступным замыслом преступника.

В 1956 г. была опубликована работа Г. Гентига в шести томах под названием "Преступление", последний том которой – "Жертва как элемент окружающего мира" – стал энциклопедической настольной книгой виктимологов, оказавшей большое воздействие на дальнейшее формирование виктимологии. Гентиг предлагал особое внимание уделить провоцирующей роли жертвы. Целью Гентинга было обеспечение двойной структуры для изучения преступления как альтернативу традиционному, одномерному подходу, сосредоточенному на преступнике. До этого времени криминологические объяснения преступного поведения сосредоточились ни социокультурных характеристиках, биологических отклонениях и психическом состоянии преступника. Большинство теорий, пытаясь определять суть причинной обусловленности преступления, предлагало только статические объяснения. Однако увеличение виктимологических исследований позволило перейти от статического, одностороннего изучения качеств и признаков преступника к динамическому, ситуативному подходу, который рассматривает преступное поведение как результат динамических процессов взаимодействия. Таким, образом, видно, что заслуга Г. Гентига состоит именно в том, что система «жертва-преступник» стала развиваться и преобразовываться.
Щвейцарский ученый Генри Элленберг продолжает развитие виктимологических представлений Г. Гентига об интеракции между преступником и жертвой, говоря о понятиии «преступник» (посягатель) – «жертва», он различает следующие ситуации, во-первых, когда субьект в зависимости от обстоятельств может стать или преступником или жертвой, во-вторых, ситуации, в которых он может последовательно стать сначала преступником, а затем жертвой (и наоборот) и, в-третьих, когда он может стать преступником и жертвой одновременно. Большое внимание им уделяется и девиантному поведению «прирожденной» жертвы, порождающему виктимологические ситуации.

Вернемся к научным воззрениям Б. Мендельсона, который связывал свою концепцию с созданием "клинической" или "практической" виктимологии, понимая под этим необходимость создания широкой сети специализированных служб, технологий социальной поддержки, механизмов компенсационного и реституционного характера, способствующей оказанию своевременной социальной, материальной, медицинской и иной помощи жертвам, тем самым смягчая тяжелые последствия процесса виктимизации.

В 1975 году появляется книга Б. Мендельсона фундаментальный труд "Общая виктимология", в котором рассматривал не только жертвы преступлений, но и жертвы природных катаклизмов, геноцида, этнических конфликтов и войн, тем самым выводя виктимологию за границы наук криминального цикла. В 1977 году Б. Мендельсон основал Всемирное виктимологическое общество под эгидой ООН. Под влиянием концепции широкой трактовки виктимологии Б.Мендельсона Всемирное виктимологическое общество расширило предмет своей деятельности, активно помогая, например, жертвам этнической войны в Югославии.
Более детальное и глубокое исследование виктимологических проблем содержится в работах последователей Г. Гентига и Б. Мендельсона – Г. Элленберга, Р. Гассера, Х. Нагеля, И. Маттес, С. Шафера, А. Фаттаха,

Э. Виано, Г. Шнайдера, К. Миядзавы, Дж. Фримэна и других видных ученых, чьи труды, опубликованные 60-70-х годах, внесли большой вклад в формирование виктимологии как самостоятельной научной дисциплины. Так, в своей статье «Виктимология: что это такое и каково ее будущее» Абдель Фаттах размышляет о предмете виктимология, определяя ее как отрасль криминологии, дает расширительное толкование жертвы, понимая под ней не только физических, но и юридических лиц, выделяя людей он говорит, что необходимо изучать их биологические, психологические и социальные характеристики.

В российской уголовно-правовой теории и криминологии – особенно в 70-80-х годах – концепция "вклада" жертвы в генезис преступления интерпретировалась однобоко. Основной уклон российской уголовно-правовой школы был сделан на "вину" потерпевшего, хотя виктимологическое направление предусматривает также изучение эффективных мер предупреждения преступности с помощью знаний виктимологического характера и в коррекции социальной практики защиты интересов жертв.
В советской криминологии в разработке виктимологической проблематики несомненный приоритет принадлежит Л.В. Франку, оригинальные труды которого содержат подробный анализ исторических и научных истоков виктимологии, системный подход к ее методологическим и концептуальным положениям, понятийному аппарату, предмету и месту виктимологии в системе наук криминального цикла, методам виктимологических исследований.
В трудах Л.В. Франка через призму виктимологических идей рассматриваются наиболее актуальные вопросы уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, организации профилактической деятельности правоохранительных органов[3]. Л.В. Франк предложил самостоятельное развитие виктимологии за рамками предмета криминологии. Именно этот факт представляется нам довольно значимым в процессе становления виктимологии именно потому, что данная отрасль выделяется в самостоятельную науку и получает возможность развиваться самостоятельно. В связи с этим Франк считает, что основными функциями виктимологии являются:
* получение новой информации о причинах преступности;
* получение информации о механизме преступного поведения в целях ее использования в процессе предупреждения преступлений;
* получение информации о механизме взаимосвязей между преступником и потерпевшим от преступления;
* оценка истинного состояния преступности посредством анализа виктимизации;
* использование виктимологической информации в процессе назначения наказания;
* использование виктимологической информации для совершенствования процесса возмещения вреда потерпевшим от преступления.

Он также впервые ввел в научный оборот термин «виктимность», в который вкладывал двоякий смысл: им обозначалось и определенное явление, и образ жизни неосмотрительного, рискованного, легкомысленного и другого действия определенного лица.
Одновременно с Л.В. Франком разработкой виктимологического направления в криминологии занимался Давид Вениаминович Ривман. В 1979 г. им была защищена докторская диссертация на тему “Виктимологические факторы и профилактика преступлений”. Д.В. Ривман, указывает на то, что существует нулевой уровень виктимности, нормальная, средняя и потенциальная виктимность всех членов общества, обусловленная существованием в обществе преступности. Индивид не приобретает виктимность, он просто не может быть не виктимным[4].

Наряду с ним виктимологическими исследованиями занимаются В.П. Коновалов, который изучает потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений, В.Я. Рыбальская уделявшая большое внимание виктимологическим проблемам преступности несовершеннолетних. Исследования виктимологического характера содержатся также в работах Ю.М. Антоняна, Ю.В. Бышевского, А.Н. Красикова, Н.Ф. Кузнецовой, Э.Ф. Побегайло, О.В. Старкова, Е.Е. Центрова, Д.А. Шестакова. В. Полубинский предлагает рассматривать виктимологию в качестве двух самостоятельных, но взаимосвязанных отраслей – учения о жертве несчастных случаев и учения о жертве правонарушений. Поэтому по его мнению, следует различать травмальную и деликтную виктимологию. В деликтной виктимологии он считает необходимым выделения два направления:

-исследования жертв преступлений (криминальная виктимология);

-исследование жертв иных правонарушений.

Для виктимологии перспектива развития в самостоятельную науку, синтезирующую знания о жертвах любого происхождения, не исключена. По мере накопления факторологического материала и результатов его теоретического осмысления она может сформироваться в этом качестве, если станет комплексной, включающей:

-криминальную виктимологию;

-травмальную виктимологию (изучающую жертв некриминального травматизма);

-виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей от особенностей жертв);

-психиатрическую виктимологию (проблемы жертвс отклонениями в психике);

-виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;

-виктимологию техники безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности);

-виктимологию насилия и в ее рамках:

· виктимологию семейного насилия;

· виктимологию сексуальных преступлений;

· виктимологию воинских преступлений;

· виктимологию терроризма, захвата заложников, похищения людей;

-виктимологию вовлечения в деструктивные культы;

-виктимологию адактивного поведения.

На наш взгляд, эти направления виктимологии не должны быть строго разделены, так как, например, жертвы травм (объекты травмальной виктимологии) могут оказаться таковыми в результате нарушений правил техники безопасности, правил обращения с бытовой техникой. Но это позволяет выделить основные тенденции и возможности для дальнейшего исследования данной проблемы.

В 1979 году в Мюнстере на международном конгрессе было учреждено Всемирное общество виктимологии, которое направило свои силы на координацию деятельности ученых разных стран по разработке мер виктимологической профилактики преступлений. Мы считаем, это помогает сконцентрировать внимание на виктимологической профилактике как одного из перспективных направлений предупреждения преступлений и социального контроля преступности.

Виктимология сегодня — это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, социальные организации и пр.), и мерах помощи таким жертвам.

Современная виктимология реализуется в нескольких направлениях:
1. Общая ”фундаментальная” теория виктимологии, описывающая феномен жертвы социально опасного проявления, его зависимости от социума и взаимосвязи с иными социальными институтами и процессами. При этом развитие общей теории виктимологии ведется, в свою очередь, по двум направлениям:
— первое исследует историю виктимности и виктимизации, анализирует закономерности их происхождения и развития вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной активности;
— второе изучает состояние виктимности как социального процесса (анализ взаимодействия виктимности и общества) и как индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством общетеоретического обобщения данных, полученных теориями среднего уровня.
2. Частные виктимологические теории среднего уровня (криминальная виктимология, деликтная виктимология, травматическая виктимология и др.).
3. Прикладная виктимология — виктимологическая техника (эмпирический анализ, разработка и внедрение специальных техник превентивной работы с жертвами, технологий социальной поддержки, механизмов реституции и компенсации, страховых технологий и пр.). На наш взгляд, эти направления являются базовыми, фундаментальными, на основе которых должна строиться вся наука виктимологии и развиваться более частные теории и положения.

Мы считаем, что наиболее важными теоретическими и прикладными задачами виктимологии на ближайшую перспективу являются:
а) выработка адекватных и, одновременно, достаточных общесоциальных (виктимологическая профилактика) и специальных мер и механизмов, направленных на минимизацию вредных социальных последствий от преступлений;
б) разработка и законодательное закрепление правовых основ предоставления и оказания достаточной и достойной социальной и иной помощи жертвам преступлений, а также правовых механизмов регулирующих виктимологическую защиту (безопасность) жертв;
в) исследование и постепенное внедрение механизмов виктимологической реабилитации жертв преступлений.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, виктимологиявозникла как научно-прикладное направление в рамках криминологии закономерно, так как объективные потребности социальной практики потребовали ответа на вопрос: почему, в силу каких причин те или иные лица и социальные группы становятся жертвами чаще, чем иные, оказывающиеся в аналогичных ситуациях?

Виктимология изменила представление, в котором традиционно рассматривался, да и сейчас рассматривается, человек, оказавшийся жертвой каких-либо криминальных или иных неблагоприятных для него обстоятельствах. Определена причинно-следственная связь и зависимость между поведением жертвы и ее влияние на преступный замысел преступника, роль характера жертвы, ее социальных ролей и статусов в механизме преступного поведения.

Так же мы видим, что жертва преступления интересовала представителей различных профессий с давних времен. А представления о ней развивались на протяжении многих веков, изменялись и преобразовывались, выделившись в самостоятельное научное направление – виктимологию - лишь в 20 веке. В настоящее время, на наш взгляд виктимология переживает переходный этап на пути своего развития, еще не до конца сформировавшаяся, но уже самостоятельная наука.

 

Список использованной литературы

1. Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. 99 с.

2. Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск, 1992. 109с.

3. Лоховицкий А. В. Курс русского уголовного права. С.-П., 1867. 375с.

4. Полубинский В. И. Криминальная виктимология и служебная деятельность ОВД. М., 2000. 314 с.

5. Решетников Н.А. Библия и современность. Изд.2-е. М., 1969. 129 с.

6. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975. 116 с.

7. Рыбальская В.Я. Методика изучения личности потерпевшего. Иркутск, 1975. 287 с.

8. Франк Л.В. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1997. 123 с.

9. Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994. 236 с.


[1] Полубинский В. И. Криминальная виктимология и служебная деятельность ОВД. М., 2000. С. 76.

5 Решетников Н.А. Библия и современность. Изд.2-е. М., 1969. С. 12.

[2] Полубинский В. И. Криминальная виктимология и служебная деятельность ОВД. М., 2000. С. 81.

8 Лоховицкий А. В. Курс русского уголовного права. С.-П., 1867. С. 188-204.

[3] Франк Л.В. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1997. С. 55.

[4] Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975. С. 54.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: