Основные этапы становления и развития воспитания.




Становление воспитания началось 2-3 миллиона лет назад, когда произошло выделение человека из животного мира и люди впервые в истории приступили к систематическому изготовлению каменных орудий труда. Становление продолжалось вплоть до периода 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физиологического типа и воспитание выделилось в особый вид деятельности.

На самых ранних ступенях развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в первобытном обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

Воспитание не носило специально организованного характера. Дети пользовались неограниченной свободой, отсутствовало наказание детей. Вместе с тем сложилась система включения подрастающего поколения в жизнь. В первобытной общине ребенок прямо включался в доступную для него деятельность вместе со старшими.

На ранних стадиях развития первобытного общества, в частности в дородовом обществе, выделялись три возрастные группы:

- дети и подростки;

- полноценные и полноправные участники жизни и труда;

- пожилые люди и старики..

Родившийся ребенок первоначально находился на попечении матери. Когда он начинал сидеть, его приучали к жесткой пище. Специально за ними не присматривали, однако рядом всегда находился кто-то из взрослых.

В раннепервобытных общинах сложилась материнская родовая организация - матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений, осознание кровного родства по материнской линии служило организующим началом социальных связей, утверждало ведущее влияние женщин на воспитание детей.

Возрастная группа, включающая пожилых людей и стариков, также выполняла функцию воспитания, поскольку являлась основным хранителем коллективного опыта. В целом же все члены общины имели право и обязанность приучать детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения.

В раннеродовых общинах сложился определенный опыт практического включения подрастающего поколения в коллективную бытовую и трудовую жизнь общины. Подготовка к жизни в первобытном обществе не отделялась от участия в ней. Детей учили выносливости, элементарным приемам труда как первоочередной потребности в суровых условиях жизни. Характер научения совместному труду задавали взрослые, со стороны детей имело место подражание поведению взрослых в труде, быту.

Участие в повседневной жизни служило основой формирования тех личностных качеств, которые были необходимы ребенку для вхождения в общину как ее полноправного члена. Период детства был коротким - 9-11 лет, затем дети вступали во взрослую жизнь.

Наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы имеют особое культурное значение в становлении воспитания - ритуальные обряды, передававшие пример поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальные церемонии, праздники и танцы, включавшие детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, игрушки-талисманы, фигурки животных (животное-тотем, которое наделялось человеческими качествами) и др. ритуальные символы выступали своеобразными наглядными средствами воспитания. Применялись ритуальные запреты - всякого рода «табу», устрашение, одобрение и порицание, предупреждение. Функцию своеобразного средства научения выполняло также устное народное творчество - колыбельные и иные песни, мифы. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно-мифические представления о происхождении мира и среде обитания.

Присущая детям в родовых общинах большая свобода и самостоятельность в действиях проявлялась в их играх, которые служили своеобразным средством формирования трудового и социального поведения. Включение детей в коллективный совместно с взрослыми труд, детские игры в группах сверстников - все это осуществлялось в естественном ритме жизни первобытной общины, создавая благоприятную воспитательную среду, формируя коллективизм, активность и другие ценные качества личности.

Взаимоотношения всех членов родового коллектива были основаны на равенстве, групповой солидарности, взаимопомощи. Все эти качества составляли непреложный закон, регулятор поведения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива.

Количественное накопление приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение в раниепервобытных общинах исторически подготовило те качественные изменения, которые произошли в этой области в дальнейшем - уже в условиях позднепервобытной общины.

В 10-8 тыс. до н.э. наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. В формирующейся позднепервобытной общине 8-5 тыс. до н.э. наряду с сохранением присваивающего типа хозяйствования (собирательство, охота), начинают функционировать и производящие формы деятельности (земледелие, несколько позже - животноводство). Прогресс хозяйственной деятельности увеличивал стабильность получения пищи, возможность создавать пищевые запасы, вел к увеличению продолжительности жизни, росту рождаемости, уменьшению детской смертности. С усложнением хозяйственных и социальных связей для воспитания возникла принципиально новая ситуация: зарождение семьи.

Групповая форма брака сменяется парным браком. Ее возникновение знаменовало принципиально новое явление: она стала основой домашне-семейной формы воспитания. С самого момента ее возникновения, семья стала новым фактором воспитания, заботы о детях. Здесь закладывались первичные основы для их последующего физического и духовного развития. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики - братьями со стороны матери - авункулат - воспитание у дяди по материнской линии - обычай сохранился до формирования классового общества.

Важным обрядом считалось наречение ребенка, проводимое до 3-4 лет. Обычно ребенок получал имя деда - таким образом предок как бы возрождался в потомках. В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности.

Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения - инициациями. Инициации состояли из серии разнообразных испытаний, которые предварялись специальной подготовкой.

Девочек готовили к брачно-семейной жизни и приобщали к религиозным тайнам. Программа их подготовки была ориентирована на домоводство, плетение, ткачество, гончарные работы и т.п.

Мальчики проходили специальную подготовку в «учебных лагерях» или «домах молодежи» - специальных местах, где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. Каждый род имел свою программу обучения, включавшую знания и умения, необходимые для будущего охотника, земледельца, воина. Данная программа предусматривала определенную физическую, трудовую, социально-нравственную подготовку.

В связи с этим содержание подготовки к инициации представляло собой совокупность нескольких частей: теоретической, практической, ритуальной. Мальчики заучивали наставления о порядке ведения всякого рода хозяйственной и воинской деятельности, отрабатывали и проверяли соответствующие знания, а также практические умения и навыки, учили наизусть родовые предания, мифы, песнопения, изучали обряды, разучивали ритуальные танцы. их учили переносить всяческие лишения и трудности (жажду, голод, холод, жару,
боль и т.п.). В них развивали силу и выносливость, смелость и волю, приучали к дисциплине.

В качестве средства запоминания применялось повторение. С целью запоминания информации или закрепления практического навыка начали использовать специальные приемы. Так, для фиксации в памяти какого-либо устного текста или наставления, закрепления определенного мускульного движения их повторение сопровождалось каким-нибудь болевым ощущением (ударом, щипком, уколом и т.д.).

Во время празднично оформленной церемонии инициации проверялась подготовленность к взрослой жизни. Каждый из инициируемых должен был доказать свою готовность к вступлению во взрослую жизнь. Инициации завершались общим праздником - возвращением посвященных в общину.

Инициацией как бы завершали воспитание подрастающего поколения первобытной общины, т.е. прохождение инициации свидетельствовало о приобретении важных для коллектива и индивидуума знаний, умений и навыков, говорило об усвоении определенных нравственных ценностей и приобретении индивидуальных черт и качеств, соответствующих интересам первобытного коллектива.

Таким образом, можно отметить, что отличительными особенностями воспитания в первобытных общинах являются:

- общественный характер воспитания, т.е. все дети без исключения получали одинаковое воспитание, вся община оказывала влияние на воспитание каждого индивида, всех детей воспитывали в духе подчинения интересам коллектива и готовили к деятельности на пользу общины; различие в воспитании дифференцировалось в основном по половому признаку, что было обусловлено половозрастным разделением труда.

- зарождению и развитию воспитания способствовали условия жизни и труда в общине: общественная собственность, социальное и имущественное равенство, низкий уровень развития производительных сил, отсутствие эксплуатации труда, жизненная необходимость совместного труда, обусловливающие единство интересов каждого индивида и коллектива в целом.

- важнейшими факторами эффективности воспитания выступали его ненасильственность, отсутствие авторитарности, т. е. воспитательное воздействие взрослых было минимальным и не противоречило свободному познанию ребенком окружающего мира.

- воспитание выступало не как средство подавления или искоренения недостатков, а как средство преемственности, инструмент формирования ценностно значимых черт и качеств индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: