Возникновение неравенства в воспитании.




В период 9-7 тысячелетия до н. э, происходит разложение первобытного строя вследствие развития экономической жизни общества, повлекшего за собой общественное разделение труда.

В родовой общине постепенно начали складываться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. К охоте, земледелию, животноводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т.д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля - появилась частная собственность, имущественное и социальное расслоение, родоплеменная знать. С этого времени общество разделяется на привилегированные и непривилегированные слои. К привилегированному населению относятся вожди, жрецы, старейшины, воины, к непривилегированному - основная масса трудового населения. Функции воспитания, его цели, содержание и формы приобретают качественное своеобразие для каждой из названных групп населения, сосредотачиваясь в семье.

В период разложения первобытного общества право на детей переходит от первобытного коллектива к семье. Воспитание становится из всеобщего, равного, регламентируемого общиной, семейно-сословным. В условиях разложения первобытнообщинного строя моногамная семья превратилась в экономическую ячейку общества. Накопленные богатства, первоначально принадлежавшие роду, переходили в частное владение отдельных семей. Имущество семьи наследовалось детьми. У многих народов совершался переход от материнского рода к патриархальному - преобладающая роль в обществе и семье постепенно переходила к мужчинам; родство, право собственности и наследования стали считать по отцовской линии.

Общественное положение родителей определяет особенность воспитательного процесса. Каждая группа населения передается подрастающему поколению определенные элементы социального опыта, что обеспечивает различия социального воспитания.

Воспитание непривилегированного населения осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности, участия младшего поколения в жизни старших поколений. Важнейшей социальной и нравственной ценностью рядовых членов общества, является труд. В основу содержания образования закладывались определенное мировоззрение, нормы поведения и религиозные представления, а также производственные знания, умения и навыки, характерные для данного социального слоя. С развитием ремесла производственные знания, умения и навыки стали определяться принадлежностью к определенному виду ремесла. В свою очередь появление профессионального ремесла вызвало потребность в квалифицированных работниках, что способствовало формированию ремесленного ученичества.

Воспитание привилегированных социальных слоев населения имело существенные отличия от воспитания основной массы населения. У представителей элитарных слоев общества ребенок, как правило, долгое время не включался в практическую деятельность, а готовился к ней, т.е. наблюдалось увеличение продолжительности детства у данного общественного слоя населения. Дальнейшее воспитание характеризовалось элитарностью. Воины получали специальное военное обучение, представители жреческого сословия получали образование, недоступное для «непосвященных»: осуществлялась специальная интеллектуальная подготовка, усваивались так называемые священные знания и соответствующие религиозные ритуалы.

Инициации, до этого имеющие всеобщий характер, постепенно превращались в институт воспитания социальной элиты. Определился круг зародившихся интеллектуальных специализированных знаний и умений, к которым не все имели равный доступ. К ним допускался лишь узкий круг избранных лиц - дети родоплеменной знати. В таких инициационных учреждениях шло обучение будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они представляли собой своего рода закрытые «школы», возникавшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Так, например, в подобной «школе» племени маори (Новая Зеландия), где обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, жрецы обучали мифологии, астрономии, религии. Дети знатных ацтеков и майя (племена индейцев Мексики) с 12 до 15 лет также обучались в жреческих домах, где получали общефизическую подготовку и основы научных знаний, связанных с астрономией и краеведением. С 15 до 17 лет часть из них проходила специальное военное обучение, другая часть готовилась к исполнению обрядов в качестве жрецов - «наставников народа». Инициируемые, пройдя своеобразный обряд посвящения, обретали особое общественное положение, выделяясь из общей массы общинника.

В целом, коренные изменения в экономической области были связаны с расширением кругозора человека, новой ступенью в познании человеком природы. Расширилась сфера эмпирических знаний, развивались знания в области астрономии, складывались зачатки агротехнических знаний.

Социальное разграничение общества оказывает воздействие на механизмы целенаправленного воспитательного руководства детьми. Одобрение и неодобрение, ставшие основой стимулирования воспитательного воздействия старшего поколения на подрастающее поколение, непосредственно выражались в развитии поощрения и наказания (физического и морального). Следует отметить, что наказание ранее не имело места в руководстве подрастающим поколением и стало следствием обострения социальных отношений и возрастающего сопротивления детей воспитателю.

Соответственно, в результате совершенствования производства, общественного разделения труда и расширения эмпирических знаний усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поколение приобщается к первоосновам специальных знаний. Создаются исторические предпосылки для возникновения школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения задач зарождавшегося, специально организованного обучения и воспитания начался процесс выработки приемов педагогической деятельности. Воспитание постепенно выделяется в самостоятельную область социальной практики, действуя как мощный фактор социального прогресса.

Таким образом, воспитание, зародившееся вместе с зарождением человеческого общества и превратившееся в период разложения первобытного общества в особый вид человеческой деятельности, является основой всего последующего развития педагогического процесса. Все модификации воспитания имеют исходной точкой воспитание, сформировавшееся в первобытном обществе. В частности, на всех этапах развития человеческого общества существенную роль в общей педагогической системе занимает народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи, и берущая свое начало в первобытном обществе.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: