Системы воспитания в Древней Греции.




Временем, сформировавшим собственно древнегреческую цивилизацию, стал период «архаики» VII-VI вв. до н.э. Именно тогда возникает система полисов, небольших городов-государств. Население полиса представляло собой гражданскую общину, соединенную властью единого закона, хозяйственной самостоятельностью граждан, единством полисной идеологии. В Древней Греции средством приобщения молодежи к данной идеологии в этот период являлись получившие распространение школы, которые должны были обеспечивать потребность общества в образованных людях.

Наиболее значительную роль среди городов-полисов играли Афины в Аттике и Спарта в Лаконии, где и сформировались различные системы воспитания: спартанская и афинская, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины - систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включенной в полисный (общественный) уклад жизни.

Индивидуальное образование постепенно заменяется коллективным. Особенно отчетливо это проявляется в Лаконии - Спарте (название дано соответственно главному городу полиса). В Спарте 9 тысяч семейств рабовладельцев держали в повиновении 250 тысяч семейств рабов. Спарта не имела удобных гаваней и не поддерживала тесных торгово-экономических, политических и культурных связей с другими государствами. В целом это было государство, которое вело изолированный образ жизни и обеспечивалось земледельческим
трудом рабов, на прикрепленных землях. Чтобы держать рабов в повиновении, необходимо было осуществлять особое воспитание рабовладельцев. В результате была создана своеобразная государственная система воспитания - спартанская.

Спартанская система воспитания преследовала цель подготовить воина - члена военной общины - физически развитого, сильного духом. До 7 лет ребенок воспитывался в семье кормилицами. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

Далее воспитание осуществлялось под непосредственным управлением государства.

Содержание первого этапа (7-15 лет) воспитания было следующим.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, ЛЮДН, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов, быть к ним беспощадными. Главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, их приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (лаконическая речь). В 14 лет мальчика, после жестоких физических испытаний, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартатиатов.

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях - ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом и другим оружием того времени.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Лишь с 3 О лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Спартанцев отличал глубокий патриотизм.

Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

По иному строилось воспитание в Аттике - в Афинах, которые в отличие от Спарты, - были высокоразвиты во всех отношениях, в том числе и в области культуры и науки, государство. Афинское государство строилось на принципах рабовладельческой демократии, т.е. верховная власть принадлежала народному собранию, куда входили свободные и равноправные граждане мужского пола. Здесь была установлена частная собственность на рабов. В общественной жизни активное участие принимало ремесленно-торговое население. Афины имели удобные гавани, поддерживали тесные торгово-экономические, политические и культурные связи с другими государствами. Бурно развивалась наука, формировались зачатки философии, астрономии, естественнонаучной мысли, истории, литературы и т.п. Все вышеназванное обеспечило специфику афинской системы воспитания.

Афинская система воспитания была нацелена на воспитание граждан «прекрасных душой и сильных телом» (Лукиан). Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

В Афинах ставили своей задачей воспитывать в духе калокагатии (от греч. «калос кай агатос» - прекрасный в физическом и нравственном отношениях). Афинская педагогика выдвигала, как идеал, - сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания..

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лакопии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов
была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет дети посещали школу. В школу ребенка сопровождал раб, которого называли педагогом, он прислуживал ребенку на занятиях и вне их. Отметим, что именно из афинской системы, от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести получила свое название педагогика. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться н более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни - обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

В афинской системе на первом этапе обучения (7-16 лет) мальчики получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание. С 7 лет они посещали различные школы. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя - дидаскалы (в переводе с греческого - я говорю) обучали детей чтению, письму, счету, Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах.

В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

На втором этапе (16-18 лет) продолжалось умственное и физическое совершенствование юношей в гимнасиях (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством.

На третьем этапе (18-20 лет) юноши переходили в эфебии - общественное учреждение по совершенствованию военного мастерства, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее. Девочек готовили к будущей семейной ЖИЗНН, ведению хозяйства, воспитанию детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: