Возникновение средневековых университетов




Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов, которые появляются в Европе с XII в. Университеты учреждались церковной и светской властью. Церковь стремилась удерживать университетское образование под своим влиянием, имела в университетах своих представителей. Университеты играли роль светской альтернативы недостаточному уровню церковного образования. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь..

Первые средневековые университеты возникали либо на базе кафедральных школ - Парижский, либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками, - Болонский. Он был преобразован из школы юридических знаний,
которую в Болонье на рубеже XI-XII вв. создал знаток римского права Ирнерий.

Университеты становились основными центрами науки и культуры: университет в итальянском Салерно про славился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет был признан главным центром богословия. Такие центры высшего, «всеобщего» образования назывались studia generale в отличие от других школ (studia particularia), а потом закрепили за собой название университетов. Среди наиболее крупных учебных центров, сложившихся уже в XII в., можно назвать университеты в Оксфорде (1206), Неаполе (1224), Кембридже (1231) и Лиссабоне (1290).

Города боролись за право открыть университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Многие молодые люди устремлялись в города, куда приезжал известный ученый-«лектор» (от лат. lectio - чтение). Из групп учителей и учеников и образовались университеты.

Их рождение и их права подтверждались привилегиями, закрепленными в хартиях. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля местной церковной власти и узаконивал существование университета.

Права учебного заведения подтверждались привилегиями и со стороны королевской власти. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней), освобождали студентов от рекрутчины. Профессора, студенты и служащие университета подчинялись не городским властям, а выбранному ректору университета и деканам факультетов. Если студент подлежал наказанию за проступок, совершенный вне стен университета, городские или деревенские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.

Самоуправление в университетах было следующим. Студенты (школяры) и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Позже появились факультеты - их объединения по предметам создавали преподаватели университетов, во главе которых стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора - руководителя университета. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями.

Средневековый университет, как правило, насчитывал четыре факультета: артистический (подготовительный), богословский, медицинский и юридический. Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал богословский (теологический), за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что отражало значимость отраслей знания в средневековом обществе. Подготовка будущего медика или юриста занимала 5-6 лет, богослова - 15. Это давало возможность получить звание доктора, т.е, ученого.

Артистический, или факультет свободных искусств, зачастую играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты. Содержание обучения на подготовительном факультете определялось программой «семи свободных искусств». На артистическом факультете читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. На подготовительном факультете обучение длилось 6-7лет. 13-15-летний подросток, проучившись 2-3 года, получал степень бакалавра (помощника преподавателя), а еще через 4-6 лет - степень «магистра искусств» Т.е. преподавателя. Длительный характер обучения приводил к тому, что большинство студентов ограничивалось степенью бакалавра или магистра.

Основные формы обучения в средневековом университете:

- лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий). Лекции за кафедрой читал профессор по 1-2 книгам, в которых был объединен различный материал (книги весили до 8 кг.). В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарных) и повторительных вечерних. Ученость лектора проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий.

- диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам). Преподаватель (обычно магистр) назначал тему. Помощник магистра, бакалавр, вел дискуссию, фиксировал вопросы, регулировал ответы на них и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов могли вести себя весьма свободно, прерывать оратора свистом и криками, нередко диспут перерастал в рукопашные схватки между участниками;

- элементы практики: медики собирали травы, изготавливали из них настои для лечения больных, юристы - присутствовали на судебных процессах, богословы - посещали богослужения.

К XIV в. сложилась категория странствующих студентов («вагантов»), которые перебирались из одного университета в другой, обучаясь у самых прославленных профессоров.

Первые университеты сами были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. В конце Средневековья проходит специализация университетов: Парижский университет концентрируется на теологии и философии; Оксфордский университет - на гражданском праве; университеты в Италии - на римском праве и медицине.

Основные черты средневекового университета:

- преподавание латыни как универсального языка обучения;

- закрепление последовательности академических процедур;

- право на присуждение ученых степеней и званий;

- внутренняя конфликтность университета, обусловленная конфронтацией церковной и светской духовности;

- ориентация на соединение обучения и исследования, понимаемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.

Важная черта средневековых университетов - наднациональный характер. Порядок записи студентов в университет был весьма вольным, обучение - платным.

Около 1450 г. в Германии Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образования, но и на весь ход развития цивилизации в Европе.

16.5. Культура и образование в эпоху Возрождения.

Значительный этап в развитии школы и педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.), переходной от Средневековья к Новому времени.

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека. В этот период античная культура была не только образцом для подражания, но и источником идей, получивших дальнейшее развитие применительно к новым условиям.

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV-XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования.

Основным признаком культуры Возрождения был разрыв со средневековым феодально-церковным мировоззрением. Ядро образования - греческие и римские науки. Система светских наук стала называться humanitas humaniora, т.е. то, что нужно человеку. Стремление к знаниям охватывает значительные круги общества. Идея гармонического развития личности ребенка, провозглашенная еще античной педагогикой, снова определяет направление педагогической мысли. это находит свое выражение в процессе гуманизации образования, в решительном отказе от при сущей средневековой школе суровой, палочной дисциплины, жесткого режима, подавляющего живую натуру ребенка, игнорировавшей его интересы и запросы. Задача воспитания - воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения - как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, - связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Гуманисты выступали за тщательный отбор учебного материала, чередование занятий в течение дня, разностороннее энциклопедическое образование, наглядность в обучении.

Исходя из изложенного, педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию интереса учащихся к знаниям, овладению ими практических умений и навыков, стремилась создать такую атмосферу учения, которая бы превращала его в радостный процесс для детей, стали широко использоваться экскурсии, игры, уроки на природе. Основным становится направление занятий, побуждающее школьников учиться с увлечением.

«Семь свободных искусств» в эпоху Возрождения претерпевают структурно-содержательное изменения. из грамматики начинают выделяться как самостоятельные науки литература и история; прежняя геометрия делится на геометрию и географию; прежняя астрономия разветвляется на астрономию и механику. В связи с увлечением античной культурой начинает усиленно изучаться полузабытый в предыдущие века греческий язык; латинский язык очищается от тех наслоений и искажений, какие имелись в предшествующие столетия. Создание крупных национальных монархий усиливает значение родных языков каждого крупного государства.

Церковь утрачивает силу влияния на школу. Религиозное знание в школьном обучении понижается, хотя полностью религия из школы не исчезает; усиливаются элементы светского образования, в особенности математики. Появляются государственные школы. Расширяется сеть зародившихся в конце раннего Средневековья городских школ, где получают первоначальное обучение дети купцов и ремесленников.

Появляются школы для девочек. Первоначальное обучение все чаще ведется на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI в. начинают появляться повышенные латинские школы и средние школы с 8-10-летним обучением, возрастает количество университетов в разных странах.

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования - классического, основу которого составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, стала гимназия (первая гимназия была открыта в Страсбурге в 1538 г. И. Штурмом). Серьезные изменения в содержании классического образования произошли уже к концу XV в. Они выразились в том, что доминирующее значение стало придаваться формальной стороне латинского языка, изящному стилю. Это направление в образовании получило название цицеронианство (увлечение изучением языка и стиля знаменитого римского оратора и писателя Цицерона). Данное направление в системе классического образования сохранило свой приоритет фактически вплоть да XVШ в., хотя и подвергалось острой критике со стороны таких видных мыслителей и просветителей, как Ф. Меланхтон, Э. Роттердамский.

Соответственное, исходя из названных преобразований, педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Она выдвинула требование развития активности, самодеятельности и творчества ребенка. Гуманисты эпохи Возрождения были полны веры в безграничные возможности человека. Согласно их точке зрения, человек - центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Гуманистов привлекали свобода, выразительность и красота классической литературы. из материала для обучения классическая литература перешла в источник идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать то, чтобы было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. В результате педагогическая триада Возрождения - классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание - базировалась на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях-предвестниках нового общества.

Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вместе с тем, в этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование: в школе или дома, Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что на фоне общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Таким образом, обобщенными идеями педагогов-гуманистов является:

- всесторонне и гармонически развитая личность;

- физическое воспитание (заимствовано из рыцарства),

- умственное воспитание,

- нравственное воспитание,

- эстетическое воспитание,

- развитие самодеятельности и активности;

- учет потребностей и интересов;

- отказ от телесных наказаний;

- многопредметное образование с усиленным изучением естественных наук;

- резкое снижение влияния церкви.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: