ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

Деятельности»

 

 

ТЕМА № 8-1: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕРЕВОЗОК. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

ТРАНСПОРТА

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Планирование и организация грузовых перевозок.

2. Производительность труда на разных видах транспорта.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ

ПЕРЕВОЗОК

В процессе управления транспортной системой одним из важных вопросов является планирование и организация грузовых перевозок. Планирование грузовых перевозок заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов, размеров транспорт­ной работы (грузооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транс­портным предприятиям на определенный период времени (ме­сяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются осно­вой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных эко­номических результатов деятельности предприятий и организа­ций транспорта на рассматриваемый период. Планирование грузовых перевозок необходимо осуществлять на основе демократических форм отношений между транспортом и клиентурой с учетом потребительских предпочтений выбора по принципу «снизу вверх».

В условиях рыночной экономики, когда повышается ответственность и самостоятельность товаропроизводителей, транспортных пред­приятий и потребителей продукции и услуг актуальными для планирования грузовых перевозок становятся следующие методы планирования – ба­лансовый, программно-целевой, оптимизационный и др.

При планировании грузовых перевозок необходимо обеспечить рациональность сочетания государственного регулирова­ния и экономических, рыночных методов управления транспорт­ными ресурсами и взаимоотношениями между транспортом и потребителями его продукции. При этом соотношение админи­стративных и экономических методов на разных видах транспор­та различно, что связано с особенностями технологических про­цессов и разнообразием форм собственности на транспортные средства. Так, для железных дорог, находящихся в государствен­ной (федеральной) собственности, более характерны методы го­сударственного регулирования, чем для автомобильного транс­порта, значительная часть технических средств которого принад­лежит частным и акционерным компаниям и фирмам. Однако взаимоотношения между клиентурой и транспортом, независи­мо от форм собственности последнего, должны строиться на единых экономических и правовых нормах и правилах. При этом работники транспорта должны организовать качественную продажу своих услуг, а не распре­делять свои услуги, учитывая конкуренцию между видами транс­порта. Интересы, по­требителей транспортных услуг, удовлетворение спроса на эти услуги должны стать основой формирования доходов и прибыли транспортных предприятий.

В процессе планирования грузовых перевозок на транспортных предприятиях необходимо разрабатывать перспективные (долгосрочные) на 10-20 лет, пятилетние (среднесрочные), текущие (годовые) и оперативные (квартальные и месячные) планы работы. На уровне перспективных и пяти­летних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели пе­ревозок и основные направления динамики транспортных пото­ков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок должны входить составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны опера­тивные планы перевозок. Перспективные и текущие планы пере­возок являются рекомендательно-информационными, т. е. индикативными, а не директивными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистическо­го и оптимистического прогноза («от и до»).

Общий объем перевозок грузов по транспортному предприятию, объединению, компании или фир­ме (железной дороге, пароходству, авиакомпании, автотранс­портному предприятию и т. п.) или в целом по виду транспорта определяется как сумма объемов отправления грузов по соответствующим пунктам (станциям, портам и т. п.) за определенный период времени:

,

где – общий объем перевозок грузов; – соответственно суммарное количество грузов в тоннах, отправляемых из 1-го, 2-го, …. n -го пунктов за определенный период времени.

Планируемые размеры транспортной работы (грузооборота) измеряемой в тонно-километ­рах, определяются по формуле:

,

где – планируемый размер транспортной работы; – расстояния перевозки грузов из 1-го, 2-го, n -го пунктов отправления, км.

Для определения рациональности транспортных потоков в планах перевозок рассчитывают среднюю дальность перевозки грузов:

,

где – средняя дальность перевозки грузов; – планируемый размер транспортной работы; – общий объем перевозок грузов;

Для определения интенсивности использования отдельных линий или транспортной сети в целом рассчитывают показатели средней грузонапряженности:

,

 

где – средняя грузонапряженность; – планируемый размер транспортной работы; – эксплуатационная длина транспортной линии или сети в це­лом, км.

Кроме того, на разных видах транспорта рассчитывают норма­тивы различных качественных показателей транспортного обслу­живания клиентуры, таких как скорость и сроки доставки грузов, оборот транспортных единиц за рейс или маршрут, производи­тельность и нагрузка подвижного состава и др.

В настоящее время транспорт является не просто «продавцом» услуг, а достаточно капиталоемкой и сложной по управлению отраслью народ­ного хозяйства. Транспорт является общим условием любого производства и всеобщим средством труда. В состав цены почти любой продук­ции входят затраты на транспорт. Поэтому общество заинтересовано в уменьшении транспортных затрат.

Обеспечение эффективного маневрирования транспортными ресурсами, разработки оптимальной стратегии их развития, большой гарантии доставки грузов возможно только в случае наличия предварительно полной информации о потребностях грузовладельцев в перевозках грузов. Это также позволяет снизить транспортные издержки. Отсутствие такой инфор­мации, т. е. отправление грузов по предъявлению, требует уве­личения затрат на создание резерва значительных провозных и пропускных способностей транспорта. Эти затраты ориентиро­вочно могут составлять 1/3стоимости всех транспортных ресур­сов. Очевидно, что это невыгодно никому, тем более что согла­сованная заявка дает определенную гарантию ста­бильности предстоящей деятельности потребителей транспорт­ных услуг.

Преимущест­венно необходимо использовать контрактно-договорную форму взаимоотношений с клиентурой, которая предусматривает взаимную материальную и юридическую ответственность сторон по подаче подвижного со­става, его загрузке, срокам доставки, сохранности грузов и опла­те перевозок. Такие договоры заключаются, как правило, с круп­ными грузоотправителями на 1год или несколько лет с указани­ем объемов и направлений перевозок конкретных родов грузов с разбивкой по периодам доставки, что может служить основой для разработки планов перевозок.

Одним из немаловажных источников информации для планирования перевозок грузов могут служить межотраслевые ценовые соглашения и договоры, которые заключаются по следующей технологической цепочке «сырье-переработка-потребление» между объединенными в финансово-промышленные группы хозяйственными субъектами. В них транспорт должен принимать равноправное участие (на­пример, между угольными предприятиями, МПС и металлур­гической промышленностью).

Важную информацию о предстоя­щих перевозках грузов могут предоставлять многие представители транспортных предприятий и организаций, при­нимающие участие в биржевой и коммерческой деятельности, в деятельности экспортно-импортных компаний и фирм. Значительная часть информации должна поступать по ли­нии государственного заказа на перевозки (ориентировочно до 30-40 % объема перевозок) от федеральных и региональных ор­ганов управления, государственных предприятий и внешнеторго­вых ведомств. Увеличивается объем заявок на перевозки от ком­мерческих структур.

Однако эти данные все же не дают полной информации о гео­графии и не охватывают весь объем перевозок грузов различны­ми видами транспорта. В связи с этим для разработки перспек­тивных и текущих планов необходимо проводить регулярные (а не эпизодические) экономические обследования районов тяготе­ния транспортных предприятий, глубоко изучать транспортный рынок, определять реальные запросы и нужды всех потребителей транспортных услуг, как по их количеству, так и по качеству. Эта работа должна выполняться в порядке регионально-транспорт­ных маркетинговых исследований и носить комплексный харак­тер.

Оперативное месячное планирование осуществляется на ос­нове заявок грузоотправителей, хозяйственных договоров и кон­тактных графиков перевозок грузов при взаимодействии раз­личных видов транспорта в транспортных узлах. При этом ме­сячные заявки должны приобрести силу юридического договора со взаимными обязательствами сторон (транспорта и клиенту­ры) по выполнению условий перевозок, в котором должны быть указаны не только объемы и направления перевозок, но и требо­вания клиентуры к их качеству. В целях привлечения клиентуры и увеличения объемов перевозок необходимо установить систе­му поощрения четко выполняющих свои обязательства отправи­телей грузов, включающую в себя, например, снижение тарифа, подачу подвижного состава в более удобное время, отмену предварительных заявок, бесплатное или со скидкой выделение необ­ходимых крепежных материалов, тары, мест для рекламы и т. п.

Определенная часть грузов, особенно скоропортящихся, может перевозиться без заявок, по предъявлению (на разных видах транспорта эта часть составляет от 15 до 30 % всего объема пере­возок). При наличии достаточных резервов и спаде объемов пе­ревозок доля перевозок по предъявлению может быть значитель­но увеличена.

Повышение качества планирования и прогнозирования пе-ре­возок возможно при интеграции процессов установления хозяй­ственных связей на основе прямых договоров между поставщи­ками и потребителями, товарных сделок на биржах между орга­нами материально-технического снабжения и торговли, соглаше­ний между отечественными предприятиями, организациями и зарубежными фирмами посредством разработки межотраслевых, транспортно-экономических и территориальных балансов, инди­кативной оптимизации транспортных потоков.

Организация грузовых перевозок транспортом является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителя к получателю состоит из трех основных элементов:

1) погрузка груза на подвижной состав в пунктах отправления;

2) перемещение груза подвижным составом до пунктов назначения;

3) выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.

Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой. В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными. Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза и до момента сдачи его получателю. Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия. Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими грузоотправителями и грузополучатели, так и транспортными предприятиями.

Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой транспортными предприятиями и организациями, – организация доставки груза от складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с процессом перевозки – получение груза в пункте отправления, охрана груза в пути следования, сдача груза в пункте назначения. Наибольшее распространение транспортно-экспедиционная работа имеет при междугородных перевозках грузов и перевозке грузов в смешанном сообщении, а также при обслуживании населения. Для выполнения транспортно-экспедиционных работ в крупных городах создаются специализированные транспортные предприятия.

Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций являются: количество выполнения транспортно-экспедиционных услуг: завоз и вывоз груза; экспедиция и сопровождение груза; погрузочно-разгрузочные работы, характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.

Организация грузовых перевозок заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д. От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок. Взаимоотношения между транспортными организациями и заказчиками транспорта регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемые между транспортными организациями и заказчиками транспорта.
Перевозки грузов должны осуществляться при количественном учете объема перевозимого груза, т. е. работа подвижного состава должна учитываться в тоннах и тонно-километрах.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: