Педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.




Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку.

Я.А. Коменский жил в бурную эпоху перехода от Средневековья к Новому времени, был современником Т. Кампанеллы, Дж. Бруно, Г. Галилея. Родился в семье члена протестантской общины чешских братьев. Для всех членов общины было обязательным умение читать и писать на родном языке, знать Библию. Одновременно дети обучались различным полезным ремеслам и сельскому хозяйству. Закончил братскую и латинскую школы, но вспоминал школьные годы как потерянное время. Недостатки обучения и личный отрицательный опыт побудили его заняться разработкой вопросов, связанных с совершенствованием содержания и методов школьного образования. Проучившись несколько лет в Герборнском и Гейдельбергском университетах Германии, в 22 года начал практическую деятельность учителем братской школы, которую сам окончил, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вел разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка, собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.

С началом тридцатилетней войны в 1618 г. в связи с гонениями на протестантов был вынужден покинуть Чехию. Вместе с общиной чешских братьев перебрался в Польшу, в город Лешно, где прожил около 28 лет. Здесь, помимо своей самой известной работы - «Великая дидактика» (1632), Коменский написал учебники: «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), первое в истории руководство по семейному воспитанию - «Материнская школа» (1632). В трудах Я.А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Коменский считал, что разумно организованное образование и воспитание молодого поколения поможет устранить пороки общества. Труды Коменского проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», - писал он.

Разработка вопросов обучения и воспитания Я.А. Коменским была определена его мировоззренческими позициями: религиозностью, определившей понимание воспитания, и реализмом, сенсуализмом (познание реального мира на основе чувственного восприятия), положенными в основу теории обучения - дидактику.

Раскрывая значение воспитания, Коменский отмечал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения, - это «дары божьи», но развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека», что все дети при умелом «к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными».

Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка к вечной жизни, но эта подготовка

благодаря жизни реальной, деятельности в ней, что отражают задачи воспитания:
- познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

- управление собой (нравственное воспитание);

- стремление к Богу (религиозное воспитание),

Основными качествами - «добродетелями», которые должны быть сформированы у каждого человека, считал:

- мудрость - основа добродетельной жизни, умение правильно судить о вещах и людях,

- мужество - самообладание, выносливость, готовность принести пользу, выполнение долга,

- умеренность - соблюдение меры в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании и др., не доходить до пресыщения и отвращения,

- справедливость - никого не оскорблять, воздавать каждому свое, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность,

- трудолюбие - постоянное пребывание в труде, выносливость,

- благодушие (благородное прямодушие) - черта гуманной личности, она приобретается со временем через общение с благородными людьми, исполнение поручений, и заслуживает большого уважения.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным - исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Природосообразность обучения, по Коменскому, определяется учетом возрастных особенностей детей. В «Великой дидактике» он писал: «Мы решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».

Принцип природосообразности составляет методологическую основу педагогической системы Я.А. Коменского. Под природой он понимал единство человека и окружающей действительности. Поскольку природа и человек познаваемы, значит, должны быть познаваемы законы воспитания и обучения. Обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. С явлениями природы - порами года или временем суток сравнивал периоды жизни человека: весна (утро) - детство, лето (день) - годы молодости, расцвета жизни, осень (вечер) - зрелые годы, зима (ночь) - старость.

Исходя из принципа природосообразности, в труде «Великая дидактика» (дидактика определена как «всеобщее искусство всех учить всему»). Коменский предложил возрастную периодизацию и установил соответствующую ей систему школьного образования:

- от рождения до 6 лет - детство - «материнская школа» - воспитание в семье под руководством матери: усиленное физическое развитие, первое впечатление об окружающей природе, первые шаги религиозного и нравственного воспитания, уважение к старшим, элементарные навыки по самообслуживанию;

- от 6 до 12 лет - отрочество - «школа родного языка» - изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами, овладение одним ремеслом. Для: менее способных учеников обучение на этом заканчивается;

- от 12 до 18 лет - юность - «латинская школа» или гимназия - «семь свободных искусств» с изменением их содержания в соответствии с практическими потребностями, естествознание, история, география, светская литература, 2 вида ремесел;

- от 18 до 24 лет - возмужалость - академия - высшая школа для самой способной молодежи с обучением на богословском, юридическом и медицинском факультетах. Образование должно завершаться путешествием.

В труде «Пампедия» (1648) Коменский расширил систему школ, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаст» сама жизнь.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать с простейших элементов, знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов. Написал для учебных ступеней учебники (Открытая дверь языков и всех наук» (1631) - учебник для латинской школы, в котором изучение латинского языка сочеталось с изучением реального мира, «Материнская школа» (1632) - книга для родителей по дошкольному воспитанию, «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) - учебник для начальной школы, своеобразная иллюстрированная детская энциклопедия. Общие вопросы организации школы изложил в сочинениях «Пансофическая школа» (1651), «Законы хорошо организованной школы» (1652), «Школа-игра» (1656) и др.

Я.А. Коменским впервые разработаны и в «Великой дидактике» изложены основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может ВЗОЙТИ' на «самую высокую ступень лестницы образования». Коменский раскрыл характеристики классно-урочной системы следующим образом: в одном и том же месте (учебное помещение - класс), в одно и тоже время (начало урока), в течение определенного времени (продолжительность урока), дети приблизительно одного возраста в твердом составе (постоянный состав учеников в классе), с одним и тем же учителем (закрепление предмета за учителем) решают единую дидактическую задачу (определяется тема урока).

Учебный день нужно начинать утром - «утренние часы нужно посвящать развитию ума и памяти, а послеполуденные должны развивать руку и голос». Учебный материал должен быть разбит по годам, месяцам, неделям, дням, часам. В школах должны преподавать «не различный материал, а один и тот же, только различным образом». Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и заканчиваться одновременно - «это должно быть скорее осенью», занятия последовательно чередоваться с отдыхом - каникулами, Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов. Между классами - переводные экзамены.

Я.А. Коменский определил и обосновал дидактические принципы:

1. Принцип наглядности - «золотое правило дидактики», согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.

2. Принцип сознательности - «ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком» - непременное условие усвоения учащимися материала - наличие у них интереса и внимания к учению. Коменский предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают; пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся, создавать приятную обстановку обучения, учителю быть доброжелательным и ласковым.

з. Принцип систематичности - точный порядок во всем, учебный материал должен излагаться систематизировано, нужно идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому, сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

4. Принцип последовательности - изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего. Развивать следует сначала понимание вещей, затем память, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

5. Принцип доступности (посильности) - обучение должно соответствовать силам ребенка и его возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

6. Принцип прочности - усвоение учебного материала посредством упражнения и повторения. Учитель должен показать образец, исправлять отклонения от него, не спешить в обучении, поэтапно осваивать элементы, а затем целое, подводить итоги.

Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он радовал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда - «в ней должны господствовать бодрость и внимание как у учащих, так и у учащихся». Указывал на поддержание должной дисциплины: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Коменский писал, что следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Коменский выступал против телесных наказаний, рекомендовал гуманный подход к детям, нацеливал на то, чтобы школа стала «мастерской гуманности».

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителей. «Им, - писал он, - вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно учиться направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.

Педагогические взгляды и труды Коменского проникнуты идеей пансофии, всеобщей мудрости, под которой подразумевается знание о природе и обществе, доступное для всех людей. Последние годы жизни Коменский провел в Амстердаме. Там он написал свой фундаментальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662), в котором предложил план реформ человеческого общества. Итог своей долгой жизни Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Вся жизнь Я.А. Коменского, которая, по его словам, «протекала не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии», является примером горячей любви к родине и преданного служения образования делу воспитания подрастающих поколений.

Отдельное внимание обратим на разработку Я.А. Коменским вопросов дошкольного воспитания.

«Материнская школа» Коменского является одним из первых трудов с подробной
разработкой данных вопросов.

для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте.

Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Давал советы, как обеспечить детям как можно больше движений - давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещеванием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.

В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем, чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т.д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии - место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок), а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский предлагал дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе их наблюдения.

В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.

Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.

Коменский составил указания по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают.

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно прививать ребенку любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: