Перечень вопросов к контрольной работе




Введение

 

Цель методических указаний - обеспечение возможности усвоения базовых понятий макроэкономического планирования и прогнозирования экономических процессов, а также контроля полученных знаний. Методические указания помогут студентам познакомиться с содержанием курса, осуществить самоконтроль знаний и подготовиться к итоговому контролю.

Цель дисциплины - дать будущему бакалавру целостное представление о необходимости, сущности и содержании планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне.

Студенты, завершившие изучение дисциплины должны обладать следующими компетенциями: владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации постановке цели и выбору путей ее достижения; готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента; способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций; умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов; владеть техниками финансового планирования и прогнозирования; умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формировать бизнес-идею; способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов); способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Дисциплина «макроэкономическое планирование и прогнозирование» посвящена изучению теоретических основ организации макроэкономического планирования и прогнозирования, принципов разработки стратегических прогнозов, программ и планов.

Содержание дисциплины:

1. Основные понятия и эволюция макроэкономического планирования и прогнозирования.

2. Классификация и описание объектов прогнозирования.

3. Виды макроэкономических стратегий.

4. Система стратегических планов и программ.

5. Классификация моделей прогнозирования национальной экономики.

Контрольная работа по дисциплине состоит из трёх теоретических вопросов и задачи. Выполняется на листах формата А4, обязательно вписывается номер варианта, и переписываются вопросы на которые необходимо ответить. Ответы должны продемонстрировать преподавателю глубокие знания, помочь студенту при защите контрольной работы и подготовке к итоговому контролю.

Контрольная работа выполняется по варианту, двузначный номер которой совпадает с двумя последними цифрами зачетной книжки (таблица 1).

В конце работы обязательно должен быть приведен список литературных источников, которыми пользовался студент при написании работы.

После написания контрольной работы необходимо сдать ее на проверку преподавателю через методистов заочного деканата. При допуске контрольной работы можно приступать к освоению дальнейших вопросов курса. Если работа была возвращена студенту для доработки, то записанные недостатки и личная консультация преподавателя помогут завершить работу в соответствии с требованиями.

 


Номер варианта

Предпоследняя цифра зачетной книжки   Последняя цифра зачетной книжки
                     
  номера вопросов 1,31 11,41 21,51 10,31 20,41 30,51 2,39 11,41 21,50 10,20
  номера вопросов 2,32 12,42 22,52 9,32 19,42 29,52 1,38 12,42 22,51 9,21
  номера вопросов 3,33 13,43 23,53 8,33 18,43 28,53 3,37 13,43 23,52 8,22
  номера вопросов 4,34 14,44 24,54 7,34 17,44 27,54 4,36 14,44 24,53 7,23
  номера вопросов 5,35 15,45 25,55 6,35 16,45 26,55 5,35 15,45 25,54 6,24
  номера вопросов 6,36 16,46 26,56 5,36 15,46 25,56 6,34 16,46 26,55 5,25
  номера вопросов 7,37 17,47 27,57 4,37 14,47 24,57 7,33 17,47 27,56 4,26
  номера вопросов 8,38 18,48 28,58 3,38 13,48 23,58 8,32 18,48 28,57 3,27
  номера вопросов 9,39 19,49 29,59 2,39 12,49 22,59 9,31 19,49 29,58 2,28
  номера вопросов 10,40 20,50 30,60 1,40 11,50 21,60 10,30 20,50 30,59 1,29

Номер задачи

Предпоследняя цифра зачетной книжки   Последняя цифра зачетной книжки
                     
  номера задачи 1,20 1,19 1,18 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 1,10
  номера задачи 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20
  номера задачи 3,2 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 3,10 3,11 3,12
  номера задачи 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 4,20 4,19
  номера задачи 4,18 4,17 4,16 4,15 4,14 4,13 4,12 4,11 4,10 4,9
  номера задачи 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,9 6,2 6,3
  номера задачи 7,2 7,4 7,5 7,20 7,19 7,18 7,16 2,8 2,9 2,10
  номера задачи 8,19 8,18 8,17 8,16 8,15 8,14 8,13 8,12 8,11 8,10
  номера задачи 9,20 9,19 9,18 9,17 9,16 9,15 9,14 9,13 9,12 9,11
  номера задачи 10,20 10,9 10,7 10,6 10,5 10,4 10,3 10,2 10,6 6,8

Перечень вопросов к контрольной работе

 

  1. Основные понятия плана, прогноза, планирования, прогнозирования.

2. Место планирования и прогнозирования в системе регулирования экономики страны.

3. Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов.

4. Информационное обеспечение макроэкономического планирования.

5. Этапы развития и становления общенационального прогнозирования и планирования.

6. Методология планирования и прогнозирования параметров экономической эффективности.

7. Прогнозирование экономического роста в моделях неоклассической экономической школы: особенности, методы, условия анализа.

8. Прогнозирование экономического роста в моделях неокейнсианской экономической школы: особенности, методы, условия анализа.

  1. Виды планов по сроку и содержанию. Виды прогнозов по сроку, содержанию, уровню агрегирования
  2. Общие и конкретные методы планирования. Интуитивные и формализованные методы прогнозирования
  3. Объекты и субъекты планирования и прогнозирования на макроуровне.
  4. Матричные, экономико-математические, экономико-статистические, имитационные модели.

13. Инструментарий прогнозирования.

14. Логическая последовательность разработки прогноза.

15. Классификация методов прогнозирования.

16. Место и роль прогнозов в процессе принятия решений. Основные отличия прогнозирования от планирования.

17. Содержание и сущность макроэкономического прогноза.

18. Методы макроэкономического планирования и прогнозирования.

19. Содержание межотраслевого прогноза. Методы межотраслевого прогнозирования.

20. Отраслевые прогнозы и методология их составления. Схема разработки отраслевого прогноза.

21. Многоотраслевые комплексы и их прогнозирование.

22. Прогнозирование численности и структуры населения.

23. Прогнозирование численности трудовых ресурсов.

24. Прогнозирование занятости населения.

25. Прогнозы размещения отдельных отраслей.

26. Методы регионального прогнозирования.

27. Функциональные характеристики нововведений и их прогнозирование.

28. Способы прогнозирования доходов населения.

29. Разработка прогнозов потребления товаров и услуг.

30. Нормативный метод прогнозирования уровня и структуры потребления.

31. Прогнозный сценарий.

32. Прогнозирование развития мировой экономики.

  1. Директивное, индирективное, регулятивное, индикативное планирование

34. Индикативное планирование. Органы индикативного планирования.

35. Национальные счета.

  1. Макроэкономические цели и показатели СНС: ВНП, ВВП, ВНД, ЧНД, НД, ЛД, РД.

37. Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов.

38. Модели среднесрочных макроэкономических прогнозов.

39. Уровень жизни населения: сущность понятия, показатели и прогнозирование.

40. Бюджет прожиточного минимума его роль и прогнозирование.

41. Основные показатели прогнозирования инвестиций.

42. Методика определения количества безработных в прогнозном периоде.

43. Государственный бюджет и прогнозирование.

44. Современная региональная структура и подходы к регулированию и прогнозированию.

  1. Методы экстраполяции, дефляции, производственный и распределительный.
  2. Понятие цены и ценовой политики. Области государственного регулирования цен.
  3. Модели прогнозирования индекса цен. Формирование цен с ориентацией на спрос, конкуренцию, на рыночное равновесие.
  4. Инфляция, ее виды, темп инфляции, прогнозирование инфляции на основе индекса потребительских цен.
  5. Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов бюджета. Планирование бюджетных расходов.
  6. Денежно-кредитные и валютные прогнозы.
  7. Понятие и показатели трудовых ресурсов. Прогнозирование численности населения в разных отраслях материального производства.
  8. Методика планирования уровня безработицы. Составление баланса трудовых ресурсов. Социальные нормативы и минимальный потребительский бюджет при прогнозировании уровня жизни населения

53. Государственный бюджет в механизме макроэкономического планирования и прогнозирования в России.

54. Основы планирования и прогнозирования денежно-кредитной политики. Перспективы реализации инфляционного таргетирования в России.

55. Возможности макроэкономического прогнозирования в модели SI–LM.

  1. Сложности подсчета показателей дохода и продукта.
  2. Пробле­мы оценки благосостояния нации
  3. Общественное хозяйство как объект макроэкономического планирования и прогнозирования. Позитивные и негативные свойства рыночного хозяйства.
  4. Объективная необходимость государственного регулирования экономики.
  5. Теоретические основы социальной рыночной экономики.
  6. Государство в рыночной экономике (общая характеристика). Роль государства в решении социальных проблем.
  7. Управление в общественных системах: сущность, главный и непосредственный субъекты, двойственных характер. Объективные предпосылки возникновения потребности в управлении.
  8. Бюджетно-налоговые рычаги государственного регулирования экономики.
  9. Кредитно-денежные инструменты воздействия государства на воспроизводственный процесс.
  10. Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования социальной рыночной экономики.
  11. Сущность и содержание процедуры стратегического прогнозирования: общая характеристика. Основные функции современных прогнозов и их типология.
  12. Процедура стратегического программирования: сущность, содержание, технология программ. Проектирование как важнейшая процедура стратегического планирования.
  13. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты. Система методологии стратегического планирования: общая характеристика.
  14. Министерство экономического развития РФ: основные задачи и содержание выполненных функций.
  15. Система прогнозов, разрабатываемых в России на макроуровне. Концепция и программы правительства РФ, разрабатываемые в настоящее время: общая характеристика.
  16. Федеральные целевые программы и проекты развития государственного сектора экономики.
  17. Опыт макроэкономического планирования во Франции
  18. Особенности макроэкономического планирования в Италии: общая характеристика.
  19. Организация макроэкономического планирования в ФРГ и Швеции.
  20. Организация и особенности макроэкономического планирования в Японии.
  21. Организация макроэкономического планирования в США.
  22. Организация макроэкономического планирования в ЕС.
  23. Сущность экономической и социальной политики государства.
  24. Принципиальная схема формирования доходов населения и методы прогнозирования их возможного уровня. Логика перспективного прогнозирования доходов населения и схема расчета его реальных доходов.
  25. Баланс денежных доходов и расходов населения: сущность, содержание, роль в стратегическом планировании уровня жизни. Прожиточный минимум населения: сущность, методы расчета.
  26. Основные типы воспроизводства населения: сущность, содержание, роль в процессе разработки демографической политики. Демографическая политика современной России: общая характеристика. Основы методики разработки демографического прогноза.
  27. Сущность и содержание основных терминов, используемых в процессе стратегического планирования населения как производительной силы общества: общая характеристика. Основы методики прогнозирования ожидаемого спроса на рабочую силу.
  28. Основы методики стратегического планирования развития системы образования в РФ.
  29. Основы методики стратегического планирования развития культуры и системы здравоохранения.
  30. Основы методики стратегического планирования развития жилищно-коммунального хозяйства.
  31. Современная НТП и проблемы природопользования.
  32. Экологическая политика России: сущность, содержание, стратегия и тактика.
  33. Экологическая безопасность страны: общая характеристика. Мониторинг природной среды в Российской Федерации: общая характеристика.
  34. Экономический потенциал общества и проблемы его эффективного использования в рыночном хозяйстве.
  35. Баланс народного хозяйства как макромодель национальной экономики. Межотраслевой баланс производства и распределение продукта общества, и его роль в прогнозировании развития национальной экономики.

 

Задачи

 

Задача 1

Для по экономики Арктики имеются следующие данные за год (в млрд долл.):

· Трансфертные платежи 4,0

· Валовые внутренние инвестиции 16,2

· Косвенные налоги на бизнес 7,0

· Личные подоходные налоги 2,6

· Чистый экспорт 1,1

· Нераспределенная прибыль корпораций 2,8

· Амортизация 7,9

· Личные потребительские расходы 77,2

· Налоги на прибыль корпораций 1,4

· Взносы на социальное страхование 0,2

· Государственные закупки товаров и услуг 8,5

 

Задание:

а) Рассчитайте показатели ВВП и личного располагаемого дохода.

б) Какова величина частных сбережений?

 

Задача 2

Экономика Британики описана следующими показателями:

- потребительские расходы (С)=2300 у.е.;

- инвестиции (I)=700 у.е.;

- государственные расходы (G)=800 у.е.;

- государственные трансферты (TR)=100 у.е.;

- выплаты процентов по государственному долгу (N) =100 у.е.;

- налоги (T)=800 у.е.;

Предполагается, что ВВП = ВНД.

 

Задание:

а) Рассчитайте частные сбережения;

б) государственные сбережения;

в) стоимость государственных облигаций и дополнительного количества денег, выпущенных для покрытия дефицита госбюджета, если известно, что дефицит на 80% финансируется выпуском облигаций.

 

Задача3

В стране Арданика производятся и потребляются 3 блага. В таблице представлены количество и цена (за единицу) каждого из них за 2 периода.

Годы    
  цена количество цена количество
мясо        
арбузы        
холодильники        

 

Рассчитайте

а) индекс Ласпейреса,

б) индекс Пааше

в) индекс Фишера (2010 г. - базисный период).

 

Задача4

Численность населения составляет 100 млн чел.. 24 млн чел. дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоля­ции (в психиатрических больницах, в исправительных учрежде­ниях и т.д.); 30 млн чел. выбыли из состава рабочей силы: 4 млн 600 тыс. чел. безработные; 1 млн чел. - работники, заня­тые неполный рабочий день и ищущие работу.

Используя эти статистические данные, рассчитайте:

а) величину рабочей силы;

б) уровень безработицы.

 

Задача5

Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический - 10%.

1. Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувстви­тельности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.

2. Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд долл., то каковы потери ВВП, вызванные циклической без­работицей?

 

Задача 6

Первоначально экономика находится в состоянии долго­срочного равновесия и описывается следующим образом: долго­срочная кривая AS вертикальна на уровне Y = 2800, краткосроч­ная кривая AS горизонтальна на уровне Р - 1,0, кривая AD зада­на уравнением

, где М = 800.

Произошел неблагоприятный шок предложения, в результа­те чего цены выросли до уровня 1,4 (SRAS̀') а потенциальный уровень выпуска снизился до уровня Y = 2500 (LRAS').

 

Определить:

а) Каковы новые равновесные значения Y и Р в краткосрочном и долгосрочном периодах, если правительство и Центральный банк не вмешиваются в экономику, т.е. кривая AD остается прежней (показать на графике)?

б) Если Центральный банк проведет стабилизационную политику, то какое дополнительное количество денег он должен выпустить в обращение, чтобы краткосрочное равновесие в экономике установилось на уровне выпуска Y = 2800?

в) Если возросшее количество денег в экономике будет поддерживаться и далее, то каковы будут координаты точки нового долгосрочного равновесия?

 

Задача7

Предположим, что первоначально экономика функциони­рует на уровне своего потенциала (Y*). Впоследствии, в резуль­тате шока, происходит снижение совокупного спроса при каж­дом значении уровня цен. Что произойдет в условиях жесткости цен (покажите на графике)

а) увеличение уровня безработицы;

б) сокращение запаса капитала в экономике;

в) снижение потенциального ВВП;

г) повышение заработной платы и цен.

 

Задача8

Экономика описана следующими данными:

У = С + I

С= 100 + 0,8 Y

I = 50

 

Определите:

а) равновесный уровень дохода;

б) равновесный уровень сбережений и потребления;

в) если уровень выпуска будет равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции?

г) если автономные инвестиции возрастут до 100, то как изменится равновесный выпуск? Каково значение мультипликатора автономных расходов? Покажите изменение уровня равновесия графически.

 

Задача 9

В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии. Постройте по данным таблицы графики спроса и предложения для каждой из стран.

 

Определите:

а) Каковы равновесные цены и количества на рынках часов в обеих странах при отсутствии внешней торговли?

б) Какая цена равновесия установится на мировом рынке часов при наличии внешней торговли?

в) Какая из стран будет экспортировать часы и сколько?

 

Цена часов (долл. за 1 шт.) Величина спроса в США (в тыс.) Величина предложения в США (в тыс.) Величина спроса в Швейцарии (в тыс.) Величина предложения в Швейцарии (в тыс.)
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Задача 10

 

Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y - Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

Т = 40 (налоги);

F = 10 (трансферты);

G = 30 (государственные расходы).

Задание

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора госрасходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- что происходит с эффектом мультипликатора?

- как изменится сальдо госбюджета?

 

Задача 11

Государственные закупки равны 500, на­логовая функция имеет вид Т = 0,4 Y, функция трансфертов F = 0,2 Y, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

Определите:

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Задача 12

Каким образом повышение процентной ставки может повли­ять на норму резервирования депозитов и соотношение налич­ность-депозиты? Если принять во внимание этот эффект, как бу­дет выглядеть в этом случае кривая предложения денег?

 

Задача 13

Суммарные резервы коммерческого банка составляют 220 млн руб. Депозиты равны 950 млн руб. Обязательная норма резерви­рования депозитов составляет 20%. Как может измениться пред­ложение денег, если банк решит использовать все свои избыточ­ные резервы для выдачи ссуд?

Задача 14

Норма обязательных резервов равна 20%. Коммерческий банк хранит еще 5% от суммы депозитов в качестве избыточных ре­зервов. Величина депозитов составляет 10 000. Какую максималь­ную сумму банк может использовать для выдачи ссуд?

 

Задача 15

Центральный Банк покупает государственные облигации у коммерческих банков на сумму 100 млн. Как может измениться предложение денег, если коммерческие банки полностью исполь­зуют свои кредитные возможности, при условии, что норма ре­зервирования депозитов составляет 0,1 (10%).

 

Задача 16

Экономика описана следующими уравнениями:

 


С = 300 + 0,8 Yd;

I =200 - 1500R

Хn= 100 - 0,04Y – 500R;

Мd =(0,5Y-2000R)P

 

При условии, что:

G = 200 (государственные расходы);

t = 0,2 (ставка налогообложения);

М = 550 (номинальное предложение денег);

Р = 1 (предопределенный уровень цен),


Определите:

а) рассчитайте равновесные уровни процентной ставки и дохода;

б) выведите уравнение кривой совокупного спроса.

 

Задача 17

Допустим, что правительство увеличивает налоги, чтобы сократить дефицит госбюджета и снизить уровень инфляции. Ис­пользуя модель IS-LM, покажите графически, какие меры должен предпринять Центральный Банк, чтобы уровень выпуска остался неизменным? (покажите графически)

 

Задача 18

Пусть кривая Филлипса задана следующим уравнением:

Определите:

а) Какова должна быть циклическая безработица в текущем году, чтобы уровень инфляции снизился по сравнению с предшествующим годом на 6 процентных пунктов?

б) Если в соответствии с законом Оукена отклонение безработицы от естественного уровня на 1 процентный пункт соответствует изменению уровня ВВП на 2 процента, то
каким будет коэффициент потерь от борьбы с инфляцией?

Задача 19

Краткосрочная кривая AS задана уравнением

где а =10;

Е - шоки предложения, в исходном состоянии Е = 0;

Р=Ре = 100;

Y* =1000 (потенциальный объем выпуска);

 

Кривая совокупного спроса AD задана уравнением

 

Y = 2000- 10Р.

 

Определите:

а) Найдите координаты исходного равновесия в экономике, описанной данными уравнениями, при отсутствии шоков. Является ли это равновесие долгосрочным?

б) Предположим, шок предложения привел к росту цен на 10 пунктов для каждого возможного уровня выпуска, т.е. Е= 10. Найдите координаты нового краткосрочного равновесия.

 

Задача 20

В стране Арктика рабочий может произвести за один день 6 метров шелка или 1 кг масла. В стране Варавика рабочий может изготовить за день 2 метра шелка или 4 кг масла.

 

Определите:

а) Каковы относительные цены в странах при отсутствии торговли?

б) Что будут вывозить страны после установления торговых отношений?

в) В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений между странами?

г) Если предположить, что до установления торговых отношений рабочий в стране А производил в день 4 метра шелка и 1/3 кг масла, а в стране В соответственно 0,5 метра шелка
и 3 кг масла, то каким будет общий прирост производства шелка и масла в результате специализации стран на выпуске относительно более дешевых продуктов?

д) Если реальное соотношение в торговле между странами сложилось на уровне 1 метр шелка за 0,5 кг масла и 2 метра шелка обмениваются на 1 кг масла, то каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: