Развитие идей И.Г. Песталоцци в теории Ф. Фребеля.




Развитие идей И.Г. Песталоцци продолжено в теории Фридриха Вильгельма Фребеля (1782-1852) - представителя дошкольной педагогики первой половины XIX в., изначально пробовавшего свои силы в разных профессиях, после получения среднего образования, некоторого времени обучения в Йенском и Берлинском университетах, а затем связавшего свою жизнь с педагогическим трудом. Он стал учителем естественных наук образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне после встречи с одним из последователей Песталоцци - директором названной школы Грунером. В последующее время, после пребывания в Ивердонском институте, И.Г. Песталоцци проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование - он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах. По окончании университета он всецело начинает заниматься делом воспитания детей.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

В западноевропейских городах, в том числе и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «игральные школы», «убежища», а также «школы для плетения из соломы», «школы для вязания кружев» и т.п. Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием «Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков» написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл «школу для маленьких детей». Но только некоторые «школы для маленьких детей» или «игральные школы», где основным контингентом были дети зажиточных горожан, отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи И.Г. Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении случайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков-тружеников.

Фридрих Фребель, следуя педагогическим принципам Песталоцци, в 1816 г. открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», в котором занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г, в течение ряда, лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека» - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

Закрепляла его идеи и давала основания для новых - непосредственная педагогическая практика - пятилетнее руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан Песталоцци, совмещенное с усиленной экспериментальной работой, в результате чего были определены содержание и методы воспитания маленьких детей, затем семилетняя работа в учреждении для детей дошкольного возраста, получившим в последствии название «Детский сад», позже подготовка «детских садовниц» - воспитательниц.

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840гг. издавал газету «воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. Им были опубликованы «Материнские и ласкательные песни» (1843), под его редакцией «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге» (1844), издан «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни» (1851). Из всех этих изданий впоследствии будет составлена книга «Педагогика Детского сада» (в России переведена и издана в 1913 г. под названием «Детский сад»).

Теория Ф. Фребеля о системе воспитания в детском саду исходила из «закона единства в многообразии», утверждения, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами. По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, - проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей.

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, поэтому необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.

В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. для постепенного укрепления и развития ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение дня физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Основой педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрытая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свои внутренний мир через изображение внешнего мира. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белы й. Каждый мяч-шар- на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шары в разные стороны, и говоря «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представления ми. Показывая шар на ладони и пряча его, говоря при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель отмечал, что он наиболее удобен ребенку, чтобы его держать по сравнению с угловатым предметом (например, кубик). Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических доводов: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар - символ движения, шар - символ бесконечности.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т.д.

Третий дар - куб, разделенный на 8 кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина- на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, по-разному их комбинируя.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на 8 плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара, прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар - кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем 9 из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка.

Идея этих даров сложил ась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. их использование помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Ф. Фребель обращается к вопросам развития речи детей, песенкам, играм; подчеркивал значение материнских и ласкательных песен, установил последовательность речевых занятий, показал, как сопровождать речью другие занятия, для этого им были придуманы
песенки, сопровождающие занятия по рисованию и др.

Фребелем введены разнообразные виды детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец палочек гороха, бус, выкапывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.

Детские сады, преследуемые при жизни Фребеля за использование его методики, к концу XIX в. заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. В 1866 г. в России начал издаваться журнал «Детский сад», в котором освещалась методика Ф. Фребеля.

Труды Фребеля способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: