Особенности воспитания детей у восточных славян.




Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Дети воспитывались всей родовой общиной, в раннем возрасте женщинами; а затем мальчики и юноши - мужчинами, а девочки и девушки - женщинами.

Воспитание осуществлялось в труде, детям передавали навыки земледельческого труда, и во всей повседневной жизни общины путем непосредственного участия детей в трудовой деятельности взрослых, сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т.п. В первую очередь усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Одной из главных форм воспитания являлись специальные ритуалы, среди которых особую роль играли возрастные инициации, обеспечивающие усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения, принятых в общине, и завершавшиеся обрядовым посвящением всех юношей и девушек во взрослые члены рода.

Когда родовая община стала распадаться на отдельные парные семьи, произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом осуществляла воспитание и обучение детей. В семье, как и ранее в родовой общине, занимались нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поколению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним.

Дети наследовали виды занятий своих родителей. Непосредственно от родителей и старших членов семьи дети приобретали практические навыки и умения, необходимые для участия в домашних промыслах. Появляется индивидуальное обучение (ученичество) у ремесленников и мастеров. Детям передаются навыки ремесленного труда. Обучение ремеслам и искусствам проводилось также при языческих святилищах, в храмовых мастерских, где могли обучать и простейшему древнему (пиктографическому) письму.

В VI-IX вв. воспитание у восточных славян претерпело значительные изменения. На его характер оказывали влияние процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества, а также возникновением общественного разделения труда. В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х в., в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, сочетающие воспитательное мастерство с военным искусством. Главные функции воспитания, его цели, содержание и формы все более различались для разных социальных групп населения, сосредотачивались в семье. Инициации утратили всеобщий характер и стали достоянием элиты.

В VIII в. славяне изобрели звуко-буквенное письмо на основе греческого (византийского) алфавита. Своеобразным прообразом для становления школьного книжного образования на Руси, в том числе на ее западных землях, послужили европейские страны, особенно Византия. Уже во второй половине IX В., с появлением первых представителей греческих культуры, началось индивидуальное обучение русичей грамоте.

Большую роль в воспитании детей играло устное народное творчество, передаваемое устно из поколения в поколение. Славяне знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Памятники древнерусской письменности, данные археологии, этнографии, языкознания свидетельствуют о том, что разные
виды устного народного творчества, связанные с магией слова, заговоры, заклинания, клятвы, сказки, в частности чудодейственные и близкие к ним фантастические рассказы о необычных существах, присказки, пословицы, загадки, разнообразные виды драматического искусства, исторические легенды, героико-воинские эпические песни-славы и былины несли в себе неоценимую воспитательную и обучающую информацию на все случаи жизни, отображая опыт, ум, наблюдательность человека. Грамотность высоко ценил ась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми.

Мудрость народной педагогики (область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс в сфере воспитания) способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду, прививала им законы добродетели и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла основную роль в их воспитании и обучении.

Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало плодотворное влияние на духовную жизнь людей, а позднее - на процесс формирования и развития белорусского, русского и украинского этносов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: