Воспитание в русском государстве.




Период Русского государства (XIV-XVIIв.) В истории педагогики представлен двумя этапами развития воспитания - киевским (Х-ХШ вв.) и московским (XIV-XVII вв.).

В Киевский период, как отмечалось в предыдущей лекции, произошло становление древнерусской народности и государственности, определилось христианское мировоззрение, влияние церкви на воспитание и обучение. Оно осуществлялось в семье родителями, следовавшими христианским традициям, или приглашенными священниками, что позволяли себе состоятельные семьи. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.

В названный период появились и получили распространение различные формы обучения и воспитания.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, а заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика получила в XIII-XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, но была вынуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI-ХIII вв. они открывались по всей Руси при княжеских дворах, церквях, монастырях, как мужские, так и женские, основная задача их - «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы. Важной целью книжного учения считали направление человека на путь правильной жизни в согласовании с Божьими и человеческими законами. Отмечалось, что без книжного образования взрослый человек остается беспомощным ребенком, не способным к самостоятельному развитию.

Образование повышенного типа можно было получить самостоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения ОЩОВ Церкви, иногда светские произведения. Они привлекали книжников - лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давался материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений того времени. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть начальными элементами знаний в духе византийской образованности и культуры.

Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Новгороде в середине XX в. Выдавленные на них письмена свидетельствуют о высокой грамотности почти всего населения средневекового города. Сохранилась как деловая переписка: взыскание долгов, торговля, бытовые указания, так и частные письма: любовные письма, заговоры и ученические упражнения. Некоторые грамоты написаны на латыни. Многочисленные адресаты нескольких десятков уцелевших грамот - веское доказательство того, что практически все горожане знали грамоту. Были среди них и детские рисунки, один из них принадлежал мальчику по имени Онфим, так он подписал берестяную грамоту почти тысячу лет назад. В качестве педагогов здесь выступали «мастера грамоты». Обучали не только правилам чтения, но и искусству делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика, Рукописные книги покупали как состоятельные, так и простые люди.

В период XI-XV вв. существовало две техники письма. Рукописные книги, государственные договоры и грамоты князей и высшего духовенства писались пером и чернилами на пергаменте, а потом и на бумаге. Параллельно и одновременно с этой техникой существовала и другая, широко распространенная техника - острой палочкой - писалом - буквы наносились на мягкий материал - бересту или дощечки, покрытые воском. Писала изготавливали из кости, дерева, бронзы, но чаще их делали из железа. Писало использовали до конца ХV в. -

В XIII в. русские княжества попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей. Вместе с тем результаты археологических раскопок показали, что даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они представляли собой крупнейшие, а иногда единственные, центры образования того времени. Значимое влияние на развитие таких монастырских центров оказал выдающийся русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391), деятельность которого осуществлялась в период ордынского ига. Он нес проповедь примирения, объединения русских земель, просвещения и образованности русских людей. Его назвали духовным учителем всего народа - игуменом всей земли Русской. Его ученики и последователи основывали обители и учреждили около 40 монастырей в разных княжествах Руси. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и
воспитание значительное число русских людей.

После монголо-татарского нашествия (XII-ХV вв.) в период XV-XVII вв. укрепляет свои позиции Русское (централизованное) государство - независимое единое государство, сложившееся на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого, в результате 43-летнего правления которого в Восточной Европе вместо разрозненных феодальных княжеств появилась новая крупная держава. Произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства.

Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства способствовало усилению роста их городов и товарно-денежных отношений, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения. В XV-XVI вв. В Москве выдающиеся зодчие сооружали великолепные храмы, стены которых расписывали замечательные живописцы. При монастырях и княжеских дворах создавались книгохранилища, переписывалось много греческих книг, часть которых переводилась на церковнославянский язык. В XVI в. В Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы.

Первая русская печатная книга «Апостол» была изготовлена в 1564 г. Иваном Федоровым (Иван Федорович Московитин) (ок. 1510-1583) - первым русским книгопечатником и Петром Мстиславцем (Петр Тимофеевич (Тимофеев» (? - после 1577) - восточнославянский типограф, сподвижник первопечатника Ивана Федорова. Тираж этого издания составлял около 2 тыс. экземпляров. На следующий год Федоров и Мстиславец выпускают два издания «Часовника». Первым на церковно-славянском языке напечатано «Учительное Евангелие» (1569). В 1570 г. опубликованы «Псалтырь» и «Часослов».

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука» Ивана Федорова. Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, была пронизана гуманными педагогическими идеями. В целях закрепления и дальнейшего развития навыков письма и чтения автор подобрал ряд соответствующих адаптированных учебных текстов, а также крылатых изречений и религиозных наставлений о том, как учить и воспитывать детей.

В 1580 г. Федоров издал Новый Завет с «Псалтырью» и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших». В 1581 г. вышла первая полная печатная славянская Библия. «Острожская Библия» - выдающийся памятник культуры и полиграфического искусства книгопечатника Ивана Федорова. За образец была взята Библия новгородского владыки Геннадия (Геннадий Гонзов) (г.р. неизвестен - 1505) - новгородского архиепископа в 1484-1504, публициста. Геннадий едва ли не первым обнаружил полное отсутствие должной богословской подготовки право славного клира (священно и церковно служителей). Он выступил за просвещение и обучение духовенства (почти половина священнослужителей была неграмотна). В «Послании Геннадия» отмечается, что вызубривая наизусть церковные службы, священники нередко оставались неграмотными, о чем с тревогой пишет новгородский владыка: «Мой совет учить в училище, прежде всего, азбуке, словам под титлом да Псалтири: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А мужики-невежи учат ребят - только портят. Сперва научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну денег. То же полагается и за заутреню, а за часы - плата особая. А отойдет (такой ученик) от мастера, - ничего, и не умеет, только бредет по книге».

Владыка Геннадий утверждал, что малограмотное, неискушенное в книжной премудрости духовенство не в состоянии идейно противостоять хорошо начитанным и преуспевавшим в богословских спорах вольнодумцам, которые появлялись, изучая переписываемые и распространяемые западные, арабские, еврейские философские рукописи. Вольнодумцы Новгорода и Москвы исповедовали идеологию, созвучную гуманизму западноевропейской мысли XV-XVI вв. Иван III использовал вольнодумцев Новгорода и Москвы в борьбе светской власти за обладание церковным имуществом.

В целом общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв. оставался весьма низким. Сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института. Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки. Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов.

Важнейшим памятником педагогической мысли, отражающим проблемы быта и воспитания в средневековой Руси, является «Домострой» (XVI в.), поздняя редакция которой принадлежит известному деятелю из ближайшего окружения Ивана Грозного (внука Ивана Великого) - священнику московского Благовещенского собора Сильвестру (ум. ок, 1566 г.).

«Домострой» - сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства и свод взглядов на воспитание детей в семье. Автор учил своих читателей, как «в правде жить и в кривде не жить».

«Домострой» имел цель научить каждого человека «благорассудливому и порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом наставлении еще много пунктов связанных с церковью, в них содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения должен был руководствоваться каждый гражданин страны. На первом месте в нем ставилась задача нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тем правилам, которым необходимо следовать в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические.

Композиция «Домостроя» включает три части. В первой - «О строении духовном» - представлена аскетическая система ценности «праведного жития», для достижения которой излагаются религиозные правила и наставления, регламентирующие малейшие подробности духовной жизни. Во второй - «О строении мирском» - содержится ряд суровых правил устроения отношений с женой, детьми, домочадцами. В третьей - «О строении домовитом» - собрано множество мелочных наставлений по части домашнего хозяйства.

Главы «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе Божием» и «Како дети учити и страхом спасати» содержат советы по воспитанию детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе Божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, подчеркивает необходимость соблюдения суровой дисциплины, советует применять телесные наказания. Жестокость нравов в целом в эпоху Средневековья: узаконила телесные наказания плетью как воспитательное средство по отношению к жене и детям. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей заботиться о детях, их нормальном росте и развитии, требует
воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения).

Таким образом, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.

Сильвестр написал также «Послание и наказание от отца к сыну», или так называемый «Малый Домострой». Б нем автор старался внушить своему сыну житейскую мудрость, иногда доводя свой практицизм до крайних форм.

В 1615 г. в Киеве была открыта Киево-братская коллегия. Позже она получила права академии. Б академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. Б младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних - поэзия и риторика, в старших - философия и богословие. Киевская академия была крупным культурным центром, оказавшим большое влияние на развитие просвещения. Она дала не только многих деятелей в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), но и послужила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.

Во второй половине XVII в. выпускником академии Епифанием Славинецким (?-1675)- филологом и проповедником, иеромонахом была переведена книга Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских», представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин «гражданство»), сверстников, в школе и дома. Б книге содержались правила «благонравия» - «благочинного» поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава «Об игрании».

Советы, высказанные в книге, проникнуты любовью по отношению к ребенку. В книге содержалось много гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, подчеркивалось, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

Епифаний Славинецкий перевел Новый Завет, Пятикнижие Моисеево, сочинения отцов церкви, создал первый в России латино-церковно-славянский словарь. Б 1674 г. он был назначен руководителем группы переводчиков Библии с греческого на славянский язык. По совету боярина Ртищева Епифаний составил «Лексикон греко-славяно-латинский» и «Лексикон филологический» - свод толкований терминов Святого Писания, извлеченных из произведений отцов церкви. Эти книги могли быть использованы для учебных целей. Епифаний возобновил обычай церковной проповеди, прекратившиеся на Руси в XV в.

Во второй половине XVII в. социально-экономическое развитие России оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. Расширение дипломатических и торговых связей с Западной Европой, вовлечение страны в орбиту европейской политики ставило задачу приобщения к западноевропейской культуре и науке, освоения их ценностей. При монастырях и церквях растет численность начальных школ, обучавших чтению и письму. Б этот период появляется большее число рукописных книг - азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения.

Во второй половине XVII в. в Москве открываются грека-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом монастыре под руководством Епифания Славинецкого в 1653 г. открывается греческая школа, в 40-е гг. при Андреевском монастыре боярином Ф.М. Ртищевым - греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого в 60··е гг. XVII в. - школа повышенного типа. Греческие школы, училища переводчиков открывались при Приказе тайных дел, Посольском приказ е, Печатном дворе, поскольку существовала потребность в людях, знающих языки.

В 1681 г. по инициативе царя Федора Алексеевича была основана государственная школа повышенного образования - Типографское училище, насчитывающее в 1684 г. 191 ученика, а в последствии объединенное со Славяно-греко-латинской академией - первым высшим учебным заведением в Москве, созданным в 1687 г. Инициатор ее создания - просветитель Симеон Полоцкий. Он составил устав академии, предусматривающий открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета. Согласно устава, академия должна была готовить право славных священников, государственных служащих, преподавателей. Б академию принимались «всякого чину люди», среди учеников были выходцы из Украины и Польши. Предусматривалось преподавание семи свободных искусств, древних языков, богословия. Большую роль в становлении академии сыграли два ученых греческих монаха - братья Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды, имевшие степени докторов Падуанского университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию, ориентируясь на учебные книги западноевропейских университетов. Учебный материал преподносился в духе канонов право славного учения. Курс риторики отличался оригинальностью: красноречие они делили на божественное, героическое и человеческое. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников - известные деятели Русской православной церкви, дипломаты, зодчий Б.И. Баженов, академик М.Б. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, автор «Арифметики» Л.Ф. Магницкий.

Исследователи истории педагогики А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др. выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVП в.: латинское направление (Симеон Полоцкий, С. Медведев); грекофильсхое направление (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев); старообрядческое направление (протопоп Аввакум и его последователи).

В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого языка. Западная, греко-римская традиция распространяется в среде высшей знати, бояр, служащих в Посольском приказе. В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: