Прогнозирование научно-технической сферы и инновационной деятельности.




 

Научно-технический прогресс – важнейший фактор, определяющий экономическое развитие страны. Прогнозирование науки и техники дает обоснованное представление о предполагаемых научных, технологических и технических результатах и достижениях, о возможном приложении их в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП.

Общая цель прогноза НТП сводится к формированию и реализации научно-технической политики республики.

Достижение цели предполагает решение следующих задач: сбор, ранжирование и анализ информации о проводимых в республике и за рубежом фундаментальных и прикладных исследованиях; создание банка данных о законченных и готовых к освоению прикладных разработках, отечественных и иностранных патентах на изобретения, лицензиях, «ноу-хау»; формирование механизма определения приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований, выделение наиболее важных в соответствии с установленными критериями результатов НИОКР; разработка прогнозов возможных технологических разрывов в производственных отраслях и комплексах экономики.

Прогнозирование НТП на уровне страны осуществляется тремя способами:

I. путем вычисления одного или ряда показателей, характеризующих общее научно-техническое развитие (численность ИТР и ученых, затраты на науку);

II. через показатели эффективности экономического роста (фондоотдача, производительность труда);

III. путем определения вклада НТП или отдельных его направлений в национальный доход, ВВП, ВНП.

Используемые в практике прогнозирования НТП разнообразные методы можно объединить в три группы: экстраполяция, моделирование, экспертные.

В соответствии с целями и задачами разработки прогноза НТП его структура может быть представлена в следующем виде.

1.Развитие научных исследований: фундаментальные исследования; прикладные исследования; финансовое, материальное и кадровое обеспечение.

2.Основные направления НТП в народном хозяйстве республики: приоритетные межотраслевые направления НТП и варианты их реализации; НТП в комплексах и отраслях.

3.Хозяйственный механизм НТП.

4.Ожидаемые социально-экономические результаты НТП: структурные сдвиги в народном хозяйстве; социально-экономические и экологические последствия реализации научно-технических достижений.

5.Сводные данные по прогнозу НТП: перечень важнейших проблем по приоритетным направлениям фундаментальных исследований; перечень научно-технических проблем межотраслевого характера.

Разработка прогноза НТП осуществляется поэтапно.

I этап - создание научных и организационно-методических условий для разработки прогноза НТП.

II этап - подготовка развернутого аналитического доклада о состоянии исходного уровня развития науки, техники, технологии.

III этап - разработка научно-технических прогнозов и выбор приоритетов научно-технической политики.

IY этап - разработка проекта прогноза НТП.

Результаты научно-технической деятельности могут быть подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрацией изобретения, выдачей патентов, изданием монографии) и характеризоваться с помощью системы критериев. Критерии – это признаки, на основании которых производится оценка прогрессивности и полезности научных результатов. Результаты научных исследований оцениваются по следующим критериям: критерий новизны, критерий значимости, критерий объективности, критерий доказательности, критерий точности.

Критерии выражаются с помощью конкретных показателей. Показатели могут быть количественными (количество изобретений, патентов, лицензий) и качественными (принципиально новая информация, соответствие мировому научно-техническому уровню). Качественные показатели выражаются количественно с помощью условных единиц (баллов, коэффициентов). Количество и состав показателей определяются сферами научной деятельности (естественные, технические, общественные науки) и видами научных исследований (фундаментальные, прикладные).

В качестве основного обобщающего показателя следует использовать показатель экономического эффекта, в котором отражаются частные показатели эффективности – производительность труда и фондоотдача, материалоемкость производства, технический уровень и качество продукции.

 

 

Вопросы для проверки:

1. Охарактеризуйте транспорт как отрасль экономики.

2. В чем заключается специфика прогнозирования транспортного комплекса?

3. По какому признаку делятся отрасли социальной инфраструктуры?

4. Какие функции выполняют медицинские учреждения?

5. Каковы цели и задачи прогноза развития образования?

6. Какие показатели характеризуют деятельность жилищно-коммунального хозяйства?

 

Тесты по разделу.

1.Транспорт – это:

1.отрасль материального производства и обслуживания по перевозке грузов и пассажиров;

2.воспроизводство основных фондов;

3.производство машин и оборудования, сырья и материалов, товаров народного потребления;

4.обеспечение населения продовольствием.

2.Что не осуществляет Единый транспортный комплекс:

1. грузовые и пассажирские перевозки;

2. капитальный ремонт подвижного состава;

3. производство транспортных средств;

4. строительство дорог.

 

3.Продолжите логическую цепочку: «Разработка прогнозов развития транспорта включает:

1. анализ и оценку современного состояния;

2. ___________________________________;

3. ___________________________________;

4. ___________________________________;

5. ___________________________________».

 

4.Какая из отраслей материального производства наиболее фондоёмкая:

1. АПК;

2. транспорт;

3. промышленность;

4. строительство.

 

5.Какой особенностью не обладает транспорт:

1. не создаётся продукт производства в вещественной форме;

2. продукт потребляется непосредственно в процессе производства;

3. стоимость перемещения добавляется к стоимости производства;

4. правильный ответ отсутствует.

 

6.Обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках – это главная задача:

1. внешнеэкономической деятельности;

2. транспорта;

3. промышленности;

4. строительства.

 

7.Какие показатели характеризуют {транспортную, строительную} отрасль:

1. объём перевозок;

2. грузооборот и пассажирооборот;

3. технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств;

4. всё перечисленные.

 

8.Какие факторы не оказывают определяющее воздействие на перевозки:

1. ВВП;

2. объём ввозимых и вывозимых товаров;

3. внутренние издержки на товары;

4. объёмы производства продукции по отраслям экономики.

 

9.Сводные транспортные балансы (объёмы перевозок) разрабатываются на основе:

1. баланса спроса и предложения;

2. трудовых балансов;

3. межотраслевого баланса;

4. балансов производства и потребления продукции.

 

10.Какие методы широко применяются при прогнозировании общего объёма перевозок:

1. интуитивные;

2. формализованные;

3. комбинированные;

4. все перечисленные.

 

11.Продолжите логическую цепочку: «Оценка факторов развития транспорта осуществляется по следующим направлениям –

1. улучшение качественных характеристик предоставляемых транспортных услуг;

2. __________________________________;

3. __________________________________;

4. __________________________________;

5. __________________________________».

 

12.Для какого вида транспорта исходными данными для установления потребности являются планируемый объём грузооборота, производительность 1 т грузоподъёмности и продолжительность эксплуатационного периода:

1. водного;

2. воздушного;

3. автомобильного;

4. железнодорожного.

 

13.Специфика сферы услуг заключается в следующем:

1. процесс производства и потребления услуг совпадает;

2. услуги создаются только там, где есть потребитель;

3. развивается экстенсивным путём;

4. всё перечисленное.

 

 

14.При прогнозировании и планировании культуры не используются следующие показатели:

1. сеть массовых библиотек и клубов;

2. объём радио- и телепередач;

3. количество театров, концертных залов, музеев, парков отдыха;

4. сменность работы оборудования.

 

15.Установите соответствие между отраслями и их задачами в области прогнозирования:

1. образование а) удовлетворение потребностей в культурно-просвети-

тельских учреждениях, зрелищных предприятиях и уч-

реждениях культуры, всех видах печатной продукции;

2. культура б) удовлетворение потребностей в высококвалифици-

рованной больничной и амбулаторно-поликлиничной

помощи, обеспечение лекарственными средствами, в

учреждениях отдыха;

3. здравоохранение в) обеспечение общедоступного образования; последо-

вательное обновление системы образования; создание

оптимальной сети учреждений образования.

 

16.Наиболее массовым видом медицинского обслуживания населения является:

1. амбулаторно-поликлиническая помощь;

2. профилактическая направленность;

3. аптечное обслуживание;

4. санитарно-курортное лечение.

 

17.Продолжите логическую цепочку: «Работа предприятий (учреждений) социальной инфраструктуры руководствуется следующими принципами:

1. обеспечение доступности услуг всем потребителям;

2. ____________________________________________;

3. ____________________________________________;

4. ____________________________________________».

 

18.Для прогнозирования развития жилищной сферы используют следующие показатели:

1. результаты демографического прогноза;

2. прогнозы выбытия жилищного фонда;

3. объема инвестиций (ВВП);

4. все вышеперечисленное.

 

 

19.Речной и морской транспорт применяется для перевозки пассажиров в:

1. в зоне коротких расстояний (до 100 км);

2. в зоне средних расстояний (от 100 до 500 км);

3. в зоне дальних расстояний (свыше 500 км);

4. в районах, где нет других видов сообщения.

 

20.Установите соответствие между предприятиями и услугами, которые они оказывают:

1. санитарно-технические а) дорожно-мостовое хозяйство;

2. энергетические б) водопровод, канализация, вывоз мусора;

3. транспортные в) электростанции, электросети, котельные;

4. дорожные г) метрополитен, автобусные парки.

 

21.Какие виды деятельности не относятся к сфере услуг:

1. образование;

2. культура;

3. грузовой транспорт;

4. ремонт бытовых машин.

 

22.Источниками финансовых ресурсов на строительство жилья могут быть:

1. средства государственного бюджета;

2. безвозмездное субсидирование и льготное кредитование;

3. строительство за счёт собственных средств населения;

4. всё перечисленное.

 

23.Продолжиет логическую цепочку: «В состав оздоровительного комплекса включают подкомплексы –

1. лечебно-профилактический – осуществляет объем работы по восстановлению здоровья человека;

2. _______________________________________;

3. _______________________________________».

 

24.Какие нормативы не включаются в государственные минимальные стандарты:

1. оплаты труда;

2. здравоохранения;

3. промышленности;

4.культуры.

Список Литературы:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра, 2002. – 258 с.

2. Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики / [Редколлегия: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.]. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2001. – 335 с.

3. Никитенко П.Г. Прогнозирование научно-технического развития в Беларуси / П.Г. Никитенко, Е.В. Иванова, А.В. Марков. – Мн.: Н.О ООО «Бип-С», 2002.- 93 с.

4. Прогнозирование и планирование экономики. Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича,. – Мн.: Современная школа, 2005. – 4376 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: