Научно-технический прогресс – важнейший фактор, определяющий экономическое развитие страны. Прогнозирование науки и техники дает обоснованное представление о предполагаемых научных, технологических и технических результатах и достижениях, о возможном приложении их в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП.
Общая цель прогноза НТП сводится к формированию и реализации научно-технической политики республики.
Достижение цели предполагает решение следующих задач: сбор, ранжирование и анализ информации о проводимых в республике и за рубежом фундаментальных и прикладных исследованиях; создание банка данных о законченных и готовых к освоению прикладных разработках, отечественных и иностранных патентах на изобретения, лицензиях, «ноу-хау»; формирование механизма определения приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований, выделение наиболее важных в соответствии с установленными критериями результатов НИОКР; разработка прогнозов возможных технологических разрывов в производственных отраслях и комплексах экономики.
Прогнозирование НТП на уровне страны осуществляется тремя способами:
I. путем вычисления одного или ряда показателей, характеризующих общее научно-техническое развитие (численность ИТР и ученых, затраты на науку);
II. через показатели эффективности экономического роста (фондоотдача, производительность труда);
III. путем определения вклада НТП или отдельных его направлений в национальный доход, ВВП, ВНП.
Используемые в практике прогнозирования НТП разнообразные методы можно объединить в три группы: экстраполяция, моделирование, экспертные.
В соответствии с целями и задачами разработки прогноза НТП его структура может быть представлена в следующем виде.
1.Развитие научных исследований: фундаментальные исследования; прикладные исследования; финансовое, материальное и кадровое обеспечение.
2.Основные направления НТП в народном хозяйстве республики: приоритетные межотраслевые направления НТП и варианты их реализации; НТП в комплексах и отраслях.
3.Хозяйственный механизм НТП.
4.Ожидаемые социально-экономические результаты НТП: структурные сдвиги в народном хозяйстве; социально-экономические и экологические последствия реализации научно-технических достижений.
5.Сводные данные по прогнозу НТП: перечень важнейших проблем по приоритетным направлениям фундаментальных исследований; перечень научно-технических проблем межотраслевого характера.
Разработка прогноза НТП осуществляется поэтапно.
I этап - создание научных и организационно-методических условий для разработки прогноза НТП.
II этап - подготовка развернутого аналитического доклада о состоянии исходного уровня развития науки, техники, технологии.
III этап - разработка научно-технических прогнозов и выбор приоритетов научно-технической политики.
IY этап - разработка проекта прогноза НТП.
Результаты научно-технической деятельности могут быть подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрацией изобретения, выдачей патентов, изданием монографии) и характеризоваться с помощью системы критериев. Критерии – это признаки, на основании которых производится оценка прогрессивности и полезности научных результатов. Результаты научных исследований оцениваются по следующим критериям: критерий новизны, критерий значимости, критерий объективности, критерий доказательности, критерий точности.
Критерии выражаются с помощью конкретных показателей. Показатели могут быть количественными (количество изобретений, патентов, лицензий) и качественными (принципиально новая информация, соответствие мировому научно-техническому уровню). Качественные показатели выражаются количественно с помощью условных единиц (баллов, коэффициентов). Количество и состав показателей определяются сферами научной деятельности (естественные, технические, общественные науки) и видами научных исследований (фундаментальные, прикладные).
В качестве основного обобщающего показателя следует использовать показатель экономического эффекта, в котором отражаются частные показатели эффективности – производительность труда и фондоотдача, материалоемкость производства, технический уровень и качество продукции.
Вопросы для проверки:
1. Охарактеризуйте транспорт как отрасль экономики.
2. В чем заключается специфика прогнозирования транспортного комплекса?
3. По какому признаку делятся отрасли социальной инфраструктуры?
4. Какие функции выполняют медицинские учреждения?
5. Каковы цели и задачи прогноза развития образования?
6. Какие показатели характеризуют деятельность жилищно-коммунального хозяйства?
Тесты по разделу.
1.Транспорт – это:
1.отрасль материального производства и обслуживания по перевозке грузов и пассажиров;
2.воспроизводство основных фондов;
3.производство машин и оборудования, сырья и материалов, товаров народного потребления;
4.обеспечение населения продовольствием.
2.Что не осуществляет Единый транспортный комплекс:
1. грузовые и пассажирские перевозки;
2. капитальный ремонт подвижного состава;
3. производство транспортных средств;
4. строительство дорог.
3.Продолжите логическую цепочку: «Разработка прогнозов развития транспорта включает:
1. анализ и оценку современного состояния;
2. ___________________________________;
3. ___________________________________;
4. ___________________________________;
5. ___________________________________».
4.Какая из отраслей материального производства наиболее фондоёмкая:
1. АПК;
2. транспорт;
3. промышленность;
4. строительство.
5.Какой особенностью не обладает транспорт:
1. не создаётся продукт производства в вещественной форме;
2. продукт потребляется непосредственно в процессе производства;
3. стоимость перемещения добавляется к стоимости производства;
4. правильный ответ отсутствует.
6.Обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках – это главная задача:
1. внешнеэкономической деятельности;
2. транспорта;
3. промышленности;
4. строительства.
7.Какие показатели характеризуют {транспортную, строительную} отрасль:
1. объём перевозок;
2. грузооборот и пассажирооборот;
3. технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств;
4. всё перечисленные.
8.Какие факторы не оказывают определяющее воздействие на перевозки:
1. ВВП;
2. объём ввозимых и вывозимых товаров;
3. внутренние издержки на товары;
4. объёмы производства продукции по отраслям экономики.
9.Сводные транспортные балансы (объёмы перевозок) разрабатываются на основе:
1. баланса спроса и предложения;
2. трудовых балансов;
3. межотраслевого баланса;
4. балансов производства и потребления продукции.
10.Какие методы широко применяются при прогнозировании общего объёма перевозок:
1. интуитивные;
2. формализованные;
3. комбинированные;
4. все перечисленные.
11.Продолжите логическую цепочку: «Оценка факторов развития транспорта осуществляется по следующим направлениям –
1. улучшение качественных характеристик предоставляемых транспортных услуг;
2. __________________________________;
3. __________________________________;
4. __________________________________;
5. __________________________________».
12.Для какого вида транспорта исходными данными для установления потребности являются планируемый объём грузооборота, производительность 1 т грузоподъёмности и продолжительность эксплуатационного периода:
1. водного;
2. воздушного;
3. автомобильного;
4. железнодорожного.
13.Специфика сферы услуг заключается в следующем:
1. процесс производства и потребления услуг совпадает;
2. услуги создаются только там, где есть потребитель;
3. развивается экстенсивным путём;
4. всё перечисленное.
14.При прогнозировании и планировании культуры не используются следующие показатели:
1. сеть массовых библиотек и клубов;
2. объём радио- и телепередач;
3. количество театров, концертных залов, музеев, парков отдыха;
4. сменность работы оборудования.
15.Установите соответствие между отраслями и их задачами в области прогнозирования:
1. образование а) удовлетворение потребностей в культурно-просвети-
тельских учреждениях, зрелищных предприятиях и уч-
реждениях культуры, всех видах печатной продукции;
2. культура б) удовлетворение потребностей в высококвалифици-
рованной больничной и амбулаторно-поликлиничной
помощи, обеспечение лекарственными средствами, в
учреждениях отдыха;
3. здравоохранение в) обеспечение общедоступного образования; последо-
вательное обновление системы образования; создание
оптимальной сети учреждений образования.
16.Наиболее массовым видом медицинского обслуживания населения является:
1. амбулаторно-поликлиническая помощь;
2. профилактическая направленность;
3. аптечное обслуживание;
4. санитарно-курортное лечение.
17.Продолжите логическую цепочку: «Работа предприятий (учреждений) социальной инфраструктуры руководствуется следующими принципами:
1. обеспечение доступности услуг всем потребителям;
2. ____________________________________________;
3. ____________________________________________;
4. ____________________________________________».
18.Для прогнозирования развития жилищной сферы используют следующие показатели:
1. результаты демографического прогноза;
2. прогнозы выбытия жилищного фонда;
3. объема инвестиций (ВВП);
4. все вышеперечисленное.
19.Речной и морской транспорт применяется для перевозки пассажиров в:
1. в зоне коротких расстояний (до 100 км);
2. в зоне средних расстояний (от 100 до 500 км);
3. в зоне дальних расстояний (свыше 500 км);
4. в районах, где нет других видов сообщения.
20.Установите соответствие между предприятиями и услугами, которые они оказывают:
1. санитарно-технические а) дорожно-мостовое хозяйство;
2. энергетические б) водопровод, канализация, вывоз мусора;
3. транспортные в) электростанции, электросети, котельные;
4. дорожные г) метрополитен, автобусные парки.
21.Какие виды деятельности не относятся к сфере услуг:
1. образование;
2. культура;
3. грузовой транспорт;
4. ремонт бытовых машин.
22.Источниками финансовых ресурсов на строительство жилья могут быть:
1. средства государственного бюджета;
2. безвозмездное субсидирование и льготное кредитование;
3. строительство за счёт собственных средств населения;
4. всё перечисленное.
23.Продолжиет логическую цепочку: «В состав оздоровительного комплекса включают подкомплексы –
1. лечебно-профилактический – осуществляет объем работы по восстановлению здоровья человека;
2. _______________________________________;
3. _______________________________________».
24.Какие нормативы не включаются в государственные минимальные стандарты:
1. оплаты труда;
2. здравоохранения;
3. промышленности;
4.культуры.
Список Литературы:
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра, 2002. – 258 с.
2. Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики / [Редколлегия: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.]. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2001. – 335 с.
3. Никитенко П.Г. Прогнозирование научно-технического развития в Беларуси / П.Г. Никитенко, Е.В. Иванова, А.В. Марков. – Мн.: Н.О ООО «Бип-С», 2002.- 93 с.
4. Прогнозирование и планирование экономики. Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича,. – Мн.: Современная школа, 2005. – 4376 с.