Е.Д. Висангириева, канд. пед. наук.,




Использование педагогической системы Марии Монтессори в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Е.Д. Висангириева, канд. пед. наук.,

Монтессори – методист, заведующая

МДОУ - д/с № 16 «Аленький цветочек» г. Туапсе

 

 

... Образование не есть нечто, что

Делает с ребенком учитель;

образовать себя из

зародыша может только сам ребенок

посредством приобретения

собственного жизненного опыта.

 

М. Монтессори

 

Основной целью воспитания и образования Монтессори считала помощь самостоятельной жизни ребенка, адаптации его в обществе. Именно поэтому она придавала большое значение знакомству ребенка с миром реальных вещей. Особенности процесса развития ребенка, в понимании М. Монтессори, определяют и особенности ее понимания сущности воспитания. «Под воспитанием мы понимаем помощь психическому развитию ребенка с самого рождения», - писала она (20, с.17). Позже М.Монтессори трактовала воспитание еще более широко, а именно как «помощь в жизни» (4).

Условием и средством помощи саморазвитию является создаваемая педагогом предметно-пространственная среда, называемая «подготовленной средой». М. Монтессори писала, что не менее важным условием является и педагог, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий методикой работы с детьми по данной системе. При этом его прямое воздействие на ребенка ограничивается, так как «…любая ненужная помощь является препятствием при развитии естественных сил ребенка» (11, с.66). Основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность (10). «Подготовленная среда» включает в себя:

·организацию помещения;

· организацию группы;

· пять областей дидактического Монтессори – материала;

· подготовленного Монтессори - педагога.

В созданной согласно Монтессори «подготовительнойсреде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовленной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт. Правильное воспитание заключается не в том, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума, по мнению М. Монтессори, состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве» (7, с.123).

«Помоги мне это сделать самому» - вот основное ядро развития воспитания и обучения по Монтессори. Ребенок имеет право действовать совершенно свободно. Свобода, в понимании Монтессори, означает свободу инициативы в окружающей среде, отвечающей истинным потребностям ребенка. Он, находясь в этом пространстве, учится обходиться с предметами, специальным дидактическим материалом «на ощупь»; помогать самому себе; концентрированно «работать». Так называют активную деятельность ребенка в специально подготовленной среде. Монтессори убеждена, что ребенок данным образом свободно осваивает письмо, чтение и счет в раннем возрасте. Речь ребенка в этом периоде совершенствуется с огромной скоростью. Свои внутренние речевые структуры ребенок формирует посредством накопления опыта работы с конкретными предметами, учась постигать содержащуюся в них информацию. Дети хотят учиться, вести активную деятельность. Они познают сущность вещей, исследуя все своими пытливыми руками, органами чувств.

Но важнейшей все же в ребенке является потребность в любви и признании его таким, каков он есть. В связи с этим особое внимание в педагогической среде М. Монтессори как единстве духовного и материального уделяется учителю. Он должен быть компетентным во всех областях знаний - в математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка); в естественных науках; играть на каком - либо музыкальном инструменте; уметь петь и красиво двигаться; быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры; страстно любить природу и уметь мастерить.

Как ни в какой другой педагогической системе, в Монтессори - педагогике учитель отступает на второй план. Видя активность ребенка (а он всегда в движении, в познании), учитель принимает на себя роль пассивного наблюдателя. Если пассивен ребенок, учитель предлагает ему нечто, что он готов и в состоянии понять и принять. Через презентацию какого - либо материала учитель побуждает ребенка к активному действию и оставляет ребенка, предоставляя ему действовать по полученному от учителя образцу. На самом деле, видимая пассивность учителя, его позиция наблюдателя, дает ему право помочь ребенку «это сделать самому». Учитель приходит на помощь только тогда, когда она нужна ребенку.

Развивающий эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность. Учитель должен взять на себя задачу его духовного и физического комфорта. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании своей личности.

Наиболее интересным аспектом педагогики М. Монтессори является технологический уровень ее концепции. Это отбор содержания воспитания и обучения, организация помещения Монтессори - группы и дидактический материал. По Монтессори, наиболее важной частью «подготовленной среды» является Монтессори - материал, расположенный в соответствии со своими целями по «зонам» (М. Монтессори) или по локальным средам:

· упражнений в практической жизни;

· сенсорного развития

· обучения письму и чтению;

· математики;

· космического воспитания.

Такая среда, обстановка жизни ребенка заключает в себе средства для самовоспитания, побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют сензитивным периодам развития ребенка. М. Монтессори видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. Как уже было отмечено, в центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль. Дидактические материалы помогают духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори - материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, и это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития, постижения Мира.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками, самоконтроля. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Большими возможностями самоконтроля обладает сенсорный материал. Например, среди сенсорных материалов правильность построения «Коричневой лестницы» можно проконтролировать с помощью самого тонкого бруска, а для проверки правильности подбора одинаковых шумов на «Шумящих коробочках» имеются разноцветные контрольные точки. В математических материалах (4), (8), (21) и материалах для обучения чтению, а позже в материалах для изучения биологии и так далее используются разнообразные контрольные карты. В географических материалах применяются карты - вкладыши. Поэтому материалы называют автодидактичными. Педагогу нужно только познакомить ребенка со способами самоконтроля. Следовательно, мы можем предположить, что задолго до школьного возраста у ребенка формируется основание, база учебной деятельности, обобщенная схема которой представляет следующую цепочку:

                       
   
действия операции
 
  цель
     
само- конт- роль
         
 
 

 

 


 

Отметим обязательное требование к любым Монтессори - материалам: они должны быть эстетичны, привлекательны. Ребенка следует окружать красивыми вещами не только с целью эстетического развития, но и для повышения его мотивации к самостоятельной работе. Чтобы выбрать красивые предметы, педагогу нужно самому обладать хорошим вкусом. Кроме этого, все окружение ребенка по своей хрупкости должно стать «воспитательным материалом». Поэтому детям даются фаянсовые тарелки и стеклянная посуда, это «вещи – доносчики», они говорят о грубых, беспорядочных и недисциплинированных движениях. Перед самым ребенком встает вопрос о самоуправлении, он сам старается приучить себя не задевать вещи, не опрокидывать, не ломать, он постепенно свои движения смягчает и приучается ими свободно управлять, делается «господином самому себе» (М. Монтессори).

Так ребенок продвигается на пути самосовершенствования или приучается координировать свои движения по собственной воле. Это позволяет ему двигаться, упражняться и «делаться человеком». В такой среде ребенок, несомненно, творит самого себя. Требования к педагогу у М. Монтессори достаточно жесткие:

1. Учитель должен обладать многими качествами. Основным качеством является «способность наблюдения».

2. Учитель­ должен понимать и чувствовать свое положение наблюдателя; активность же должна лежать в наблю­даемом явлении.

3. Учитель должен верить, что ребенок откроет себя в работе. Он не в коем случае не должен делить детей относительно «уровней» и «типов».

4. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу.

Как ни в какой другой педагогической системе, в Монтессори - педагогике учитель отступает на второй план. Видя активность ребенка (а он всегда в движении, в познании), учитель принимает на себя роль пассивного наблюдателя. Если пассивен ребенок, учитель предлагает ему нечто, что он готов и в состоянии понять и принять. Через презентацию какого - либо материала учитель побуждает ребенка к активному действию и оставляет ребенка, предоставляя ему действовать по полученному от учителя образцу. На самом деле, видимая пассивность учителя, его позиция наблюдателя, дает ему право помочь ребенку «это сделать самому». Учитель приходит на помощь только тогда, когда она нужна ребенку.

Всю деятельность учителя М. Монтессори определяет тремя функциями (20, с. 30-32):

1.Учитель - опекун и хранитель окружающей среды.

2.Учитель – уникум, он должен быть привлекательным: умным, образованным, интересным, веселым, очаровательным, с приятной внешностью, опрятным, спокойным и полным достоинства. Его цель - увлечь ребенка работой.

3.Учитель – наблюдатель, он не должен вмешиваться. Обязанность учителя предлагать новые вещи.

Развивающий эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность. Учитель должен взять на себя задачу его духовного и физического комфорта. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании своей личности.

С точки зрения одного из исследователей педагогики Монтессори Д. Сорокова (17, с.164), к учителю предъявляются следующие требования:

· Любовь - уважение, безусловное принятие другого человека, полная отдача своих духовных сил.

· Психотехника - опосредованное воздействие на ребенка, слой духовной экологии. Психотехника подразумевает 3 условия: эмпатия, принятие, конгруэнтность.

· Эмпатия - чувствование другого человека, принятие любого переживания. Учителю необходимо владеть «языком чувств».

· Принятие - безусловное принятие человека таким, какой он есть. Уверенность в том, что каждый человек имеет право на существование независимо от расы, поведения, и его нельзя унижать.

· Конгруэнтность самому себе - это полное соответствие самому себе. Этот человек делает то, что говорит, думает, чувствует, подтверждает точными жестами, то есть языком тела.

Именно этими понятиями определяет К. Роджерс, американский психолог-гуманист второй половины ХХ века, качества учителя - фасилитатора, что приближает педагогику М. Монтессори к современным системам развивающего образования.

Рассмотрим далее основные зоны Монтессори - среды.

Локальная среда упражнений в практической жизни

Цель этих упражнений - развитие независимости, самостоятельности, ответственности, навыков самообслуживания, концентрации внимания, координации движений, особенно пальцев и мускулатуры, реализация потребностей в двигательной активности, в достижениях, самостоятельном познании мира, подражании деятельности взрослых. Эти упражнения подготавливают ребенка к выполнению других более сложных задач, оказывают влияние на успешность эмоционального, социального и интеллектуального развития.

Часть упражнения в практической жизни происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе, а значит свобода. Монтессори писала: «Если человек независим и самостоятелен - он свободен». По Монтессори, стремление к самостоятельности изначально присуще природе ребенка. «Все бессознательное стремление ребенка направлено на то, чтобы через отделение от взрослого и через самостоятельность развиться в свободную личность, - писала Мария Монтессори. - Наше воспитание во всем учитывает это стремление ребенка; и наше усилие направлено на то, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным» (20, с.16). Задача взрослых, считала Монтессори, поддержать эту природную тенденцию в ребенке.

Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Следует так подобрать соответствующие предметы, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной «работы», предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей.

Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

Все цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:

· направляют стремление детей действовать в разумном русле;

· координируют поведение в целом;

·способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;

· развивают чувство ответственности перед окружающими, учат поведению в обществе, приобщают к культуре;

· учат логически мыслить и планировать свою работу.

Локальная среда сенсорного развития

Развитие и воспитание чувств у Монтессори является естественным базисом ее концепции. Она подчеркивала, как важно уметь воспринимать вещи вокруг посредством органов чувств. Через восприятие ребенок получает фундамент для ясного понимания мира. Манипулируя с материалом Монтессори, ребенок учится воспринимать сначала свойства предмета, а затем через многократные повторения накапливать чувственный опыт по дифференцированию, классификации, сопоставлению качества предметов. Это и есть высокая степень познания окружающего мира, которая позволяет познать связи между предметами, закономерности в их отношениях, а впоследствии закономерности явлений, человеческих отношений. Монтессори ясно представляла непреходящее значение развития чувств в их монолитном единстве. Недооценка этого фактора может привести к появлению нарушений в развитии ребенка.

В зоне сенсорного развития материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознано воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком - либо одном из них. Таким образом, он учится управлять своими эмоциями, постигать мир во всем многообразии.

Материалы данной зоны построены с учетом принципа «от простого к сложному». Для каждой сферы чувств имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается одним материалом до тех пор, пока вдоволь не «насладится» им и не перейдет на следующую ступень сложности. Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.

Для развития сенсорики М. Монтессори разработала следующие материалы:

1.Для развития зрения - вставные цилиндры; розовая башня; коричневая лестница; красные штанги; цветные таблички; геометрический комод;

2.Для развития осязания - шершавые дощечки; таблички; кусочки материи;

3.Для развития слуха - шумящие коробочки; колокольчики;

4.Для развития чувства тяжести – бутылочки, таблички разного веса;

5.Для развития термического чувства - тепловые бутылочки; тепловые таблички;

6.Для развития обоняния - баночки с запахами;

7.Для развития вкуса - вкусовые бутылочки;

8.Для стереогностического чувства - геометрические тела.

Данные материалы также имеют целую серию упражнений, располагают к творчеству учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: