Педагогическая деятельность Е.И. Конради.




Евгения Ивановна Конради (1838-1898) - писательница-публицист, журналистка, переводчик, педагог; деятель российского женского движения и поборница высшего образования для женщин, Общественно-педагогические взгляды Е.И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патриотическим стремлением перестроить систему воспитания и образования молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В первой статье Конради по дошкольному воспитанию «Что такое детские сады и при каких условиях может быть прок от них» (1866) была дана критическая оценка фребелевской системе. Конради отмечала, что данная система отличается чрезмерным дидактизмом, трогой формальной систематизацией игр и занятий, лишающей ребенка самодеятельности.

Проанализировав систему дошкольного воспитания Ф. Фребеля, Е.И. Конради сделала такие выводы: 1) «система дошкольного воспитания Фребеля, безусловно в том виде, как он ее излагает, вполне принята быть не может»; 2) идея детского сада заслуживает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преимущество элементарным знаниям из естествознания, многостороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изучение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометрических фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспитательно-образовательной работы с детьми.

В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала «Детский сад», в которых она находила яркие проявления «педагогической дрессуры» детей, «новых усовершенствований воспитательной машины» (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т.д.).

Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей, решающую роль в определении которых играют общественные требования и интересы. «Дело воспитания, - писала она, - вовсе не есть личный только счет между нами и нашими детьми. Есть еще третья заинтересованная сторона, которою он должен быть скреплен и интерес которой имеет решающий голос; сторона эта - общество, среди которого мы живем и будут жить наши дети».

«Общественные требования определяют направленность процесса воспитания: укрепляя тело, развивая ум, воспитывая чувство, мы имеем путеводную нить, которая не дает нам уклоняться в односторонность и метаться из стороны в сторону».

Е.И. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности - дело будущего, когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут способствовать развитию его социальных качеств.

Е.И. Конради указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как против принудительной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а
также против «свободного воспитания».

Основу педагогической теории Е.И. Конради составляет внимательное, основанное на любви отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также самостоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков. Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заключается в том, чтобы, изучив ocoбеннoсти детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины.

Главное место в воспитании будущего полезного члена общества Е.И. Конради отводила нравственному воспитанию - воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собственное счастье. Она считала, что нравственное воспитание тесно связано с умственным и должно начинаться с самого раннего возраста. Деятельность развивающегося ума, умственная инициатива являются средством от детской необузданности, способствуют накоплению ценного познавательного материала, который на известной ступени развития переходит в нравственное сознание, помогает регулировать поведение.

Дети, писала Конради, подвижны, полны стремления к проявлению своего «я», сознание их находится в постоянном развитии. Преградой для проявления их деятельности часто оказывается среда, окружающие люди, авторитет воспитателей и родителей, которые, не считаясь с особенностями возраста, беспрекословно подчиняют их своей воле. На этой почве возникают различные конфликты между взрослыми и детьми.

Конради указывала на определяющее воспитательное значение окружающей нравственной среды, пропитанной общественной активностью и трудовым энтузиазмом взрослых. Большую роль при этом играет установленный порядок и режим жизни в семье и воспитательном учреждении, благодаря которым у детей повседневно вырабатываются устойчивые навыки и привычки, необходимые для личной и общественной жизни.

Конради подчеркивала большое значение общей нравственной атмосферы в семье, правильных взаимоотношений родителей друг с другом как важного воспитательного фактора. Она утверждала, что главное умение в воспитании детей должно заключаться в том, чтобы пользоваться теми стимулами, которые как бы самопроизвольно вытекают из хода детского развития, так сказать, надо «дисциплинировать детский организм изнутри наружу, а не снаружи внутрь».

Главное место в формировании нравственности Конради отводила воспитанию доброты, воли, дисциплинированности, уважения к труду и трудящемуся человеку. Конради отмечала, что дети любят посильно участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о различных производствах, в натуральных условиях знакомиться с трудом людей. «Дети с самых ранних лет должны приучаться уважать труд и трудящегося человека», «От интереса к делу один шаг до интереса к людям, исполняющим это дело». Дети любят разговоры с людьми труда, между ними завязывается тесное здоровое общение; из такого разговора ребенок не преминет вынести живое конкретное представление о труде, живую симпатию к людям труда.

В воспитании детей очень важным является метод убеждения, принимающий разные формы (разъяснения, беседы, совета и т.д.), отмечала Конради, а также чтение детских книжек, раскрывающих в яркой художественной, образной форме нравственные идеалы людей, рассказывающие о жизни детей..

Воспитание нравственного поведения ребенка не исключает мер продуманного, справедливого наказания детей, не унижающих их человеческого достоинства, считала Конради. Она выступила против так называемых естественных наказаний, применение которых широко пропагандировалось в русской педагогической журналистике того времени.

Большое внимание Е.И. Конради уделяла разработке вопросов умственного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей умственного воспитания дошкольников, по ее мнению, является не просто накопление ими знаний, но и развитие их мыслительных способностей, привитие детям навыков и привычек к умственному труду, подготовка к школьному обучению.

Возражая против преждевременного и формально систематизированного учения, которое еще не по силам детям дошкольного возраста, Конради в то же время подчеркивала важное значение самообучения детей. Дошкольники очень любознательны, любят задавать вопросы. Надо использовать это в целях их умственного развития и формирования интересов. Необходимо только уметь различать, чем вызваны детские вопросы, и отвечать лишь на те из них, которые действительно продиктованы любознательностью, а не стремлением детей поболтать с взрослым, указывала Конради. Беседы, связанные с детскими вопросами, если они проводятся продуманно, могут стать одним из важныlx средств расширения кругозора детей, уточнения их знаний. Отвечать на детские вопросы - дело нелегкое, оно требует от воспитателя постоянной работы по самообразованию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, развивающим творческую инициативу детей.

Игру Конради считала свободным видом детской деятельности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Е.И. Конради, как и К.Д. Ушинский, отделяла игру от учения, от занятия-урока, показывала их своеобразие. В учении на первом плане стоит руководство, инициатива воспитателя-учителя; сам ребенок не может учиться, воспитатель активизирует самодеятельность и активность ребенка. Игры детей тоже содействуют умственному воспитанию, но особым образом. Играя, ребенок научается ничуть не меньшему, чем сидя за занятием, но научается иначе. Тут свободная, ничем не стесняемая деятельность самого ребенка стоит на первом плане.

Е.И. Конради отстаивала право женщины получать высшее образование, активно принимать участие в общественной жизни. Она считала, что воспитательная деятельность матери является важной стороной общественной деятельности женщины. Конради, исходя из патриотических позиций, призывала женщин-матерей «8 детях любить отечество, в отечестве любить часть великой человеческой семьи». Она советовала матерям проникнуться передовыми общественными идеалами.

К этим вопросам Конради обратилась в педагогическом сочинении - «Исповедь матери» (1876 г.). Конради предложила конкретные рекомендации по уходу за ребенком, кормлению, первоначальному воспитанию ума, воли, преодолению детского эгоизма, капризов.

Педагогические работы Е.И. Конради имели важное значение для разработки содержания и методики воспитательно-образовательной работы детских садов в России, развития теории дошкольного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: