Педагогическая теория П.Ф. Лесгафта.




Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) - ученый-анатом, биолог, общественный деятель и педагог. Научная и общественная деятельности п. Ф. Лесгафта были тесно взаимосвязаны. Стремление сблизить науку н жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П.Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.

П.Ф. Лесгафт был учителем и другом демократической молодежи, человеком непреклонного долга, честным, бескорыстным, уважал и любил людей труда.

Мировоззрение П.Ф. Лесгафта складывалось под влиянием философско-материалистических идей революционных демократов и на основе научных принципов физиологии и психологии И.М. Сеченова.

В медицине он известен как основоположник функционального направления в анатомии, гигиены физических упражнений, лечебной гимнастики, как автор учебников по анатомии и биомеханике физических упражнений; считался лучшим врачом по заболеваниям костно-мышечной системы.

В педагогике, рассматривая проблему всестороннего развития личности ребенка, ученый относил к числу главнейших вопрос о роли наследственности. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, свой ум и речь. Развитие происходит под влиянием среды и упражнения. Лесгафт писал: «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается». Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности человека.

П.Ф. Лесгафт выступал против применения педагогами и родителями в практике воспитания так называемых искусственных прибавочных раздражителей - возбудителей, которые понижают впечатлительность детей. Например, с самого рождения младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, вторят произносимым им звукам - все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. Очень сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления.

Выступление Лесгафта против притупления впечатлительности детей искусственными раздражителями имело важное значение для улучшения практики воспитания.

П.Ф. Лесгафт внес большой вклад в развитие теории семейного и физического воспитания на основе антропологического подхода, а также им впервые была научно обоснована и практически осуществлена подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию детей.

П.Ф. Лесгафт пишет большую статью по антропологии «Задача антропологии и метод ее изучения» (1871), которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на еще новую отрасль знания. Он писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных».

В своем труде «Школьные типы» (1884) П.Ф. Лесгафт характеризует детей по типам поведения: лицемерные, честолюбивые, добродушные, мягко-забитые, злостно-забитые, угнетенные и нормальные. Нормальный тип - это идеал воспитания, достигаемый при «полной гармонии между умственным и физическим развитием».

По мнению Лесгафта, проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семейной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не nриучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».

Он осуждал педагогическое невежество воспитателей и родителей, не знающих своего ребенка, указывал, что многие пороки у детей создаются самими взрослыми и условиями среды. «Злым ребенок будет только тогда, - писал он, - когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень у него появляется тогда, когда его насильно заставляют производить непосильную, несоответствующую его занятиям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу сильно угнетающую его однообразием, утомительным действием».

П.Ф. Лесгафт считал необходимым для воспитателей, учителей и родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.

П.Ф. Лесгафт разработал учение об «идеально нормальной личности», которую должна сформировать вся система образования и воспитания. В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885-1890) он с гуманистических позиций обосновывал цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания от рождения до зрелости. Теория семейного воспитания, созданная педагогом, проникнута большим уважением к личности ребенка, требованиями внимательного изучения его физических и психических особенностей:

- ребенок должен быть окружен атмосферой любви. Если он будет лишен этого чувства с детства, то сам всю ЖИЗНЬ не будет способен любить, делать людям добро.

- воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова. и дела. Лучше, если этим человеком будет мать.

- атмосфера труда в семье должна быть радостной, так как ребенок этому учится сначала в игре, а потом уже работая со взрослым и,

- следует исключить из жизни ребенка лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.

- чередовать занятия ребенка: труд - с игрой, игру - с учением, рисование - с лепкой и т.д. Выбирать занятия должен сам ребенок, а не родители.

- следует постоянно следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.

- следить, чтобы ребенок не был с безнравственными детьми.

До 7 лет, считал Лесгафт, ребенок повторяет все за взрослыми и только В 7 лет вырабатывает свои «нравственные основания) и может оценивать поведение и поступки окружающих. Поэтому взрослые должны следить за каждым своим поступком. В дошкольном возрасте «складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данный местности и семьи». Этот период имеет большое влияние на судьбу человека, оставляя след на всю жизнь.

П.Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т.п.

Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. В воспитании следует помнить, «что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека».

Лесгафт выделяет основы воспитания ребенка в семейный период. Это соблюдение чистоты, отсутствие произвола взрослых, последовательность взрослых в словах и делах, признание ребенка как полноправного человека.

Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным nрименением их, представляет собой резкий и обособленный тип, - писал Лесгафт. - Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».

Считая наилучшей средой для воспитания ребенка семью, он главную рот, отводит матери, подчеркивая, что «умная, толковая, правдивая и любящая мать... никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать его умственному развитию и установлению его нравственного характера... Вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет поддержать деятельность ребенка, а также будет содействовать усвоению им понятий о правде, будет непременно содействовать развитию сознательной деятельности».

Отдавая приоритет воспитания ребенка в семье, Лесгафт признавал существование детских садов как необходимость и предлагал изменить содержание их работы. В группе детского сада должно быть не более 4-5 детей, их организация должна быть близкой к семье, создавать их следует на природе.

В семейном воспитании Лесгафт огромное значение придавал игре, игрушкам, считая, что это богатое средство для умственного, физического, нравственного воспитания. Он разделял игры для семейного и школьного возраста. Ребенок семейного возраста в своей игре повторяет все, что видит в окружающей жизни, при этом развивается его наблюдательность, он приобретает навыки в труде. Он рекомендовал родителям и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение.

Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию, В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования - Высшие курсы Лесгафта (затем Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта). В 1906 г. Лесгафт открывает Вольную высшую школу, где читались лекции для рабочих. Он добивается открытия Естественноисторических курсов Общества народных университетов, но сам в них поработать не успел.

Наибольшую известность имели Высшие курсы Лесгафта. Кроме теоретических и практических занятий по физическому образованию, слушательницы второго курса посещали ясли, приюты, детские сады, ухаживали за новорожденными детьми, знакомились с воспитательной работой, проводимой с детьми преддошкольного и дошкольного возраста; по нескольку часов в день они давали в дошкольных учреждениях «уроки» физических игр и упражнений.

Считая, что практические и теоретические занятия на курсах должны быть расширены и углублены, совет курсов возбудил ходатайство перед министром народного просвещения о продлении курса обучения до трех лет. По проекту нового учебного плана на третьем курсе главные занятия слушательниц должны были состоять В изучении теории и практики воспитания детей «семейного периода», т.е., преддошкольного и дошкольного возраста, и в преподавании физического образования мальчикам и девочкам школьного возраста. В учебный план третьего курса, кроме того, были включены: история педагогики (преподавал П.Ф. Лесгафт), психология и философия, практические занятия слушательниц по дошкольному воспитанию.

Курсы Лесгафта давали основательное естественнонаучное и специальное педагогическое образование, формировали новый тип педагога. Слушатели курсов проводили большую работу по физическому образованию в школьных и дошкольных учреждениях. Они умело работали с родителями и общественными организациями, привлекая их к открытию детских площадок, катков, летних колоний для детей.

П.Ф. Лесгафт был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.

Лесгафт разработал авторскую систему физического воспитания, его содержание и методику он раскрыл в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901). Физическое воспитание считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле».

Необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается по Лесгафту, естественными движениями. Такое название означает, что эти движения соответствуют особенностям каждой группы мышц и вызывают действия всех мышечных групп организма (природосообразность): бег, гимнастические упражнения без перенапряжения и др. Исключаются движения, которые противопоказаны природе той или иной группе мышц. Важно, чтобы все физические движения были не подражательными, а осознанными. Особую роль в системе естественных движений Лесгафт отводил подвижным играм. Он ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию.

Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в России. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и АЛ. Доброславиным Лесгафт разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем.

Научно-теоретической и практическо-педагогической деятельность П.Ф. Лесгафта отводится значимая роль в истории отечественного образования. Он стал основателем отечественной науки о физическом воспитании, им исследовалось взаимодействие физиологических и психологических процессов в развитии ребенка.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: