Педагогические взгляды и деятельность А.С Макаренко.




Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. В 1914 г, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917-1918 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков, где с увлечением работал. В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела народного образования организовал вблизи Полтавы «Трудовую колонию имени А.М Горького» для несовершеннолетних правонарушителей и стал ею руководить. Подростки и юноши, принятые в колонию, отличались недисциплинированностью, имели уголовное прошлое, не обладали навыками труда. Макаренко неустанно работал над созданием и воспитательного учреждения, и коллектива воспитанников. Его работа увенчалась настоящим успехом. В 1926 г. в образцовом учреждении, принимая и разделяя требования и правила проживания в колонии, безмерно уважая своего руководителя, воспитывалось 120 человек

В этом же году колония переселилась в поселок Куряж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И этот результат был достигнут.

С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В конце 1928 г. педагог начинает руководить коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Отметим, что А.С. Макаренко отводил трудовому воспитанию важнейшую роль в физическом, психическом, духовном развитии человека. «Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах и коммунарах умение заниматься любым видом труда, способствуя тому, чтобы труд постепенно становился источником творчества, предметом гордости и радости.

В колонии имени А.М. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), в коммуне имени Ф'Э, Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей 11 беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.

В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени А.М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского - «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), художественно-педагогическое произведение по вопросам семейного воспитания «Книга для родителей» (1937). Он писал крупные произведения, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета».

К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.

К своим воспитанникам он подходил, руководствуясь правилом - «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать» в человеке лучшее.

Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе - «нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». Он разработал законченную теорию организаций и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив, Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, nараллельное действие, которые были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. «Воспитать человека _. значит воспитать у него - говорил А.С. Макаренко, - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы». Работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий».

Осознанная перспективы движения вперед - важнейшее условие, обеспечивающее сплоченность и развитие коллектива. По достижению поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед обществом. А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко охарактеризовал 3 стадии формирования коллектива.

На первой стадии развития коллектива в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должны выступать единоличные требования-правила педагога к учащимся. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллектива является коллективное планирование содержания различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов воспитанников. Задача педагога в этот период - организационное оформление коллектива, руководящая позиция в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности, оценке результатов. Показателями становления коллектива па первом этапе являются наличие целей и принятие их воспитанниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, перспективы, выделение действующего актива, формирование которого начинается с привлечения ребят, практически сразу принимающих требования педагога.

Вторая стадия развития коллектива характеризуется тем, что увеличивается численность и значимость актива - воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но обеспечивают их доведение до коллектива, высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собраниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся. организаторами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жизни коллектива усиливается. Педагог оказывает активу необходимую помощь и поддержку, он решает следующие задачи: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций. Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если развивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение.

На третьей стадии развития коллектива члены группы принимают общие требования и нормы, ценности. Требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков. Это этап, «когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой». В коллективе сложилась система самоуправления, при которой воспитанники наделены реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последующей жизни коллектива становится работа по созданию условий дня личностного роста и развития каждого, для развития способностей.

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Они всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом. Родители должны проявлять К детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, устрашающий мать и запугивающий детей. Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным и резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград.

А.С. Макаренко подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

А.С. Макаренко подчеркивал важнейшее значение игры, которая имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Освещая вопросы методики игры, А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте. Говоря о руководстве детскими играми, указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А.С. Макаренко выделял их следующие типы:

- Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

- Игрушка полуготовая: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

- Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Не следует заставлять детей повторять только ТО, что делают с игрушкой взрослые, а также «забрасывать» их самыми различными игрушками.

А.С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Его педагогический опыт уникален, как уникален и сам педагог. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. Он один из немногих, кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками.

Последователями Макаренко являются многие прогрессивные педагоги мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: