МЕТОДЫ ВЫБОРА ВИДА ТРАНСПОРТА ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК




Основными факторами, влияющими на выбор вида транспор­та для пассажирских перевозок, являются: цель поездки пасса­жира; продолжительность (время) следования; стоимость поезд­ки; удобство расписания движения транспорта; качество обслу­живания в кассах, на вокзалах и во время поездки; комфорта­бельность и безопасность поездки; степень близости и удобство подъездов к пункту отправления и месту прибытия и др.

Экономия рабочего времени и рациональное использование свободного времени населения равносильны развитию произво­дительной силы труда и умножению национального богатства общества. В широком смысле к экономии времени сводится вся экономия. Следовательно, правильная организация пассажир­ских перевозок – это важная социально-экономическая пробле­ма государства. Ежегодно население России тратит на передви­жение всеми видами транспорта во внегородском сообщении примерно 9 млрд чел-ч, что равно круглосуточному пребыванию в пути свыше 1 млн. чел. Даже если работающее население со­ставляет половину этого числа, то и тогда очевидно, что это значительные потери производительной силы труда страны. Поэтому время или скорость перемещения пассажиров является одним из решающих критериев выбора вида транспорта для пас­сажирских перевозок.

Следует различать условия, при которых принимаются реше­ния о выборе вида транспорта для перевозок пассажиров: теку­щие и перспективные. В первом случае решение принимает пас­сажир в результате собственной оценки качества предоставляе­мых ему тем или иным видом действующего транспорта услуг, включая удобство расписания и время следования, сопоставле­ния стоимости проезда, т. е. цены билетов и провоза багажа. При этом определенное влияние на выбор оказывают различные та­рифные льготы, скидки, реклама и другие способы привлечения пассажиров.

При решении перспективных (стратегических) задач выбора способа улучшения транспортного обслуживания населения разви­вающихся городов, населенных пунктов, межрегиональных и меж­дународных связей, расширяемых или вновь создаваемых про­мышленных объектов, курортных и туристических баз и зон про­водят серьезные технико-экономические расчеты по оценке эф­фективности возможных вариантов развития транспорта или соз­дания новых транспортных коммуникаций (например, строитель­ство метрополитена в городе, введение новых типов подвижного состава, развитие высокоскоростного движения на железных доро­гах, создание автомагистралей, аэропортов и т. п.). При этих расчетах, помимо потребных капитальных вложений и предстоя­щих текущих затрат, необходимо учитывать возможную эконо­мию времени пассажиров и сопутствующие дополнительные рас­ходы (например, на подвоз и вывоз пассажиров в начале и конце маршрута магистрального транспорта) или экономию затрат при новом варианте транспортного обслуживания пассажиров (напри­мер, за счет отмены действующих ранее автобусных маршрутов).

Эффективный вариант освоения пассажиропотоков выби­рают в результате сопоставления годовых приведенных эксплуа­тационно-строительных затрат, которые определяют по формуле

,

где – текущие (эксплуатационные) расходы i -го варианта перевозок пассажиров; – стоимость пассажиро-часов или времени пребыва­ния пассажиров в поездах по i -му варианту перевозок; – допол­нительно возникающие сопутствующие расходы (+) или экономия затрат (–) на других видах транспорта, а также расходы по охране окружающей cреды при введении i -го варианта перевозок; – потребные капиталь­ные вложения, необходимые для создания i -го варианта перевозок.

Из двух или нескольких сравниваемых вариантов наиболее эффективным будет тот, который дает минимальное значение приведенных затрат. Выбранный вариант обычно поверяют по срокам окупаемости авансируемых инвестиций посредством со­поставления их размеров с предполагаемой прибылью от реали­зации проекта с учетом будущих объемов перевозок пассажиров, стоимости проезда, доходов и текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности инвестиций Е н для внегородского транспорта принимают равным 0,10–0,15 при предельном сроке окупаемости 6,5–10 лет.

Стоимость пассажиро-часов пребывания пассажиров в поез­дах по i -му варианту перевозок (виду транспорта)

,

где – стоимость 1 пассажиро-часа; – прогнозируемое число пассажиров, следующих по i -му варианту перевозок, за год; – сред­няя продолжительность поездки пассажира по i -му варианту; – коэффициент транспортной усталости пассажира при поездке по i -му варианту (принимается равным больше 1); – коэффициент, учитывающий долю работающего населения среди пассажиров (ориентиро­вочно = 0,5).

При определении продолжительности поездки пассажиров Т п необходимо учитывать все время их следования в пути «от двери до двери»:

,

где L м – расстояние следования магистральным транспортом; v э – экс­плуатационная скорость движения на магистральном транспорте; t нк – затраты времени на подъезд пассажира к пункту отправления и переме­щение от пункта прибытия к месту назначения.

Экономический смысл учета стоимости пассажиро-часов в при­веденных затратах заключается в стимулировании выбора наиболее прогрессивных транспортных проектов высокоскоростного движе­ния с целью сокращения времени пребывания в пути населения, от­влекаемого от производительного труда и полноценного отдыха.

Спорным представляется учет только занятого (работающего) населения, непосредственно участвующего в создании нацио­нального дохода. Различны точки зрения и по вопросу денеж­ной оценки пассажиро-часа. В некоторых случаях считают, что пассажиро-час стоит столько, во сколько его оценивает сам пас­сажир (это так называемый субъективный подход). При объек­тивном подходе стоимость пассажиро-часа определяют как отно­шение стоимости созданного за год валового внутреннего про­дукта к суммарному годовому количеству календарных человеко-часов занятого населения страны. При этом учитывают не только рабочее, но и свободное время человека, имея в виду необходи­мость воспроизводства его физических и творческих сил. Учету подлежат человеко-часы всего работающего населения – и мате­риальной, и нематериальной сфер экономики.

По ориентировочным расчетам, в 1988 г. стоимость пассажи­ро-часа составляла 0,8–1 р, а в 1995 г. она была равна примерно 10–12 тыс р Разумеется, это средние показатели, к тому же они постоянно меняются из-за инфляции, однако они могут быть ориентиром для определения размеров ущерба, причиняемого пассажирам в результате нарушения расписания движения транспорта и вследствие других причин.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при определе­нии эффективности видов транспорта для пассажирских перево­зок экономию пассажиро-часов считают отдельно, за рамками приведенных затрат. Если при сравнении вариантов перевозок получается примерно равный эффект по приведенным затратам, то предпочтение отдают тому варианту, который имеет наимень­шее количество пассажиро-часов. Однако при этом необходим дополнительный тщательный анализ ценности или ощутимости этой экономии для пассажиров. Так, если в результате ускорения поездки большинство пассажиров прибывает в конечный пункт глубокой ночью и вынуждено прерывать сон, то такая экономия вряд ли оправданна. Не всегда целесообразна экономия пассажиро-часов и при туристических поездках.

Большое значение имеет также стоимость проезда. Этот фак­тор оказывает существенное влияние на выбор вида транспорта при резком подорожании билетов и несбалансированности их стоимости по видам транспорта. Об этом можно судить по неко­торым характерным для последних лет изменениям в распределе­нии перевозок пассажиров в дальнем сообщении между железно­дорожным и воздушным транспортом в пользу железных дорог.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.

2. Единая транспортная система. Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: